Гуленко Виктор Владимирович. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 20739

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Неформальная роль — «генератор идей» (I)

Им становится только самый нестандартно мыслящий участник команды. От генератора идей требуется постоянная выдача перспективных догадок и прозрений — таких находок, открытий и предложений, на основании которых можно строить стратегию долгосрочного развития организации. Генератор идей отличается от других работников интеллектуальной смелостью и жаждой познания. Его мозг впитывает в себя всю передовую информацию в самых различных областях науки, техники, культуры и синтезирует на ее основе свою собственную систему. Он постоянно пребывает в интеллектуальном поиске, заботы сегодняшнего дня его мало волнуют.
Необходимо уяснить, что генератор идей — это своеобразный противовес лидеру группы. Ведь инакомыслие, которое является неотъемлемой чертой таких людей, мало кем из руководителей приветствуется. А ведь за чрезмерным авторитаризмом стоит примитивное игнорирование законов соционики: чем грубее и насильственнее методы руководства, тем более смелы и увлекательны рождающиеся в головах интеллектуалов планы и концепции. Кроме того, генератор идей очень свободолюбив, его нельзя подчинить жесткому графику и нагрузить рутинной работой.
В роли генераторов идей, как правило, встречаются социотипы ИСКАТЕЛЬ и СОВЕТЧИК, с ярко выраженной функцией I — интуицией возможностей. С заполнением этой функциональной ячейки в коллективе заканчивается распределение ролей первого эшелона — экстравертных, активных, отчетливо наблюдаемых.

Неформальные роли второго эшелона

Неформальная роль — «систематизатор» (L)

В этой роли выступает наиболее уравновешенный, свободный от субъективных пристрастий член команды. От него требуется не бурная активность, а наоборот, холодная отстраненность, способность сравнивать противоположные точки зрения и выносить объективное суждение. Флегматик по темпераменту, систематизатор нетороплив и усидчив, хорошо работает с документами, все упорядочивает, приводит в систему.
Другое название этой неформальной роли — «судья». Систематизатор должен быть бескомпромиссен, следовать лишь системе правил, по которым живет коллектив. Его нельзя, да и незачем подкупать, потому что законы неформальной жизни коллектива всем известны, а наказание за их нарушение — презрение, отрицательное отношение — отменить нельзя. Он как живой предостерегающий пример, наглядное пособие всем потенциальным нарушителям целостности команды.
В роли судьи может выступать как логический, так и этический социотип. Все зависит от социальной направленности коллектива (см. главу 9). Для рабочих коллективов, в которых эмоциональный настрой и гуманитарность являются дополнением к основной задаче, систематизатор в большинстве случаев — логик. Наиболее вероятные претенденты на эту роль — социотипы ИНСПЕКТОР и АНАЛИТИК.

Неформальная роль — «отражатель» (T)

Задача этого участника коллектива — служить как бы зеркалом происходящих событий, отражать всю динамику перемен. Требования к претенденту на T-роль — тонкая восприимчивость, умение подмечать значимые детали и тем или иным способом реагировать на них, доносить назревающие перемены (будь то положительные или отрицательные тенденции) до всех членов коллектива. Отражатель является как бы звеном обратной связи, так как его информация весьма полезна для неформального лидера группы. Это позволяет своевременно принять меры, на шаг вперед учитывая грядущие перемены.
В нецивилизованных коллективах роль отражателя требует повышенной стрессоустойчивости, так как в грубой социальной среде, настроенной на насилие, отражатель нередко превращается просто в «козла отпущения», на котором недовольные срывают свою злость. Особенно трудно приходится тем претендентам на T-роль, которые отличаются эрудицией и хорошей памятью. Их за это третируют как «умников», зазнавшихся, приносящих беду своими прогнозами. Это о них говорят «беду накликал», «накаркал» и т. п.
Лучше всего неформальную роль отражателя событий выполняют социотипы КРИТИК и ЛИРИК с развитой от природы функцией T — интуицией времени. Нередко в роли «отражающего зеркала» находится и интуитивный подтип НАСТАВНИКА.

Неформальная роль — «гармонизатор» (R)

В любом напряженно работающем коллективе возникают недоразумения и трения между его участниками. Не бывает коллективов полностью эмоционально стабильных. Любое развитие происходит через борьбу противоположностей, что хорошо отражает T-участник команды. Вспыхивающие споры, если их трудно быстро примирить, обычно легче всего рассудит L-участник команды — судья группы. Однако делает он это, хотя и справедливо, но сухо и безучастно. Эмоциональная неудовлетворенность все равно остается в душе. Вот здесь и требуется гармонирующий подход, то есть элементарное сочувствие человеку, способность поговорить с ним по душам, снять психологическую напряженность.
R-участник отвечает за мир и душевное спокойствие в группе. Он — человек чуткий, неагрессивный, способен понять и простить. Он не очень активен, собственные чувства и переживания умеет скрывать. К нему тянутся люди, обращаются за советом в запутанных жизненных ситуациях. Благодаря гармонизатору коллектив как бы «склеивается» изнутри чувственными привязанностями, ощущением «семейной» атмосферы.
В большинстве случаев в роли гармонизатора выступают этические социотипы, имеющие развитую функцию R — этику отношений, — ГУМАНИСТ и ХРАНИТЕЛЬ, ПОСРЕДНИК и ЛИРИК. Однако в эмоционально насыщенных коллективах, в которых много экспрессивных типов, эту роль может взять на себя и логик, так как снятие чрезмерного эмоционального напряжения через рассудительность и выдержку — это тоже разновидность сплачивающего поведения.

Неформальная роль — «доводчик» (S)

Это основная исполнительная сила любой слаженной команды. Их может быть в универсальном коллективе несколько. Человек, претендующий на эту роль, отличается чувством хозяина на своей территории. Он прагматично настроен, умеет качественно оформлять свои изделия и рассчитывает на достойное вознаграждение своего труда.
Доводчик не принимает участия в борьбе за власть, его вполне устраивает второй эшелон. Но, гарантируя качественную работу, он вполне законно защищает свои личные интересы, стабильное материальное положение. Через его руки проходит конечное оформление всех продуктов деятельности команды — как материальных, так и информационных.
Наиболее вероятные претенденты на роль доводчика — это, естественно, социотипы, у которых хорошо развита функция S — сенсорика комфорта. Хорошими доводчиками являются социотипы МАСТЕР и ПОСРЕДНИК. Очень важно, чтобы доводчик имел неплохой эстетический вкус, а также умелые руки.

Ориентация на процесс или результат

Практика социоанализа располагает большим количеством фактов в пользу того, что существуют два противоположных пути развития коллективов и самого социума — стабильный, отличающийся плавностью и постепенностью действий и событий, и скачкообразный, для которого характерны внезапные ускорения и замедления в развитии.
Причем половина соционических типов проявляет склонность решать задачу стабильными методами, без скачков и отклонений. Иными словами, эти типы ориентированы на отлаженный процесс. Их достоинства — в явно выраженной тенденции к самоорганизации, стабилизации, объединению, сосредоточению внимания на сходном и игнорированию различий.
Все описанные качества хорошо регистрируются, если восемь процессуальных типов соединяются вместе. В таком коллективе легко, естественным образом происходит распределение неформальных ролей. Создается синтетическое, ориентированное на процесс, легко управляемое так называемое «правое кольцо социального прогресса». Название «правое», конечно, условное. Его смысл проще усваивается, если провести аналогию с правым полушарием головного мозга, выполняющим синтетическую функцию в обработке информации.
В «правое» процессуальное кольцо входят следующие социотипы:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анкета на выявление агрессивности ребёнка
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Общительность и проблема одиночества
  • Анкета тревожности ребенка
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Притча «Будь Мудрей»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Кулагина Евгения Владимировна. Как научить ребёнка здороваться
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Кокурина Надежда Васильевна. Сценарий ко Дню Матери в старшей группе «А ну-ка, мамочки»
  • Почему люди хронически лгут
  • Притча «Любовь познает тот, кто любит»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Фроттери́зм; frotteurism; toucherism
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Стил Б.Ф. Некоторые последствия сексуального злоупотребления детьми
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Абреа́кция; abreaction
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Притча «Бесстрастие»
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу (А.И. Захаров)
  • Притча «Маленькое-Большое Счастье!»
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Главный Редактор. Семейные отношения
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Притча «Одиночество»
  • К чему снятся голуби
  • Притча «Слова Израэля из Бухары»
  • Папуш М. ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА
  • Варианты успокаивающего поведения
  • К чему снится одежда?
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Притча «Что такое любовь»
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Главный Редактор. Песня из м/ф 'Пластилиновая ворона'
  • Мимикрия бейтсовская; mimicry
  • Притча «Сказка о фонарике»
  • Притча «Только дождись момента»
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Притча «Инквизиторская сказка на ночь»
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Дмитренко А. В. Эксперимент Повиновение
  • Закономерности психических систем
  • Чепикова Виктория Николаевна. «Плакса-вакса»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь