Гуленко Виктор Владимирович. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 20740

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Аспект Название Семантика
L Структурная логика Структура, схема, система
P Деловая логика Движение, работа, польза
R Этика отношений Отношения, тяготение, привязанности
E Этика эмоций Чувства, волнение, возбуждение
S Сенсорика восприятия Расслабленность, комфорт, телесные ощущения
F Силовая сенсорика Мобилизованность, сила, весомость, влиятельность
T Интуиция времени Изменчивость, противоречивость, предвидение
I Интуиция возможностей Догадки, открытия, необычные идеи

Все восемь, конечно, отражаются на соответствующих уровнях коммуникативного пространства — интеллектуальном, социальном, психологическом и физическом. Нам предстоит решить задачу, как максимально использовать интеллектуальные ресурсы каждого участника команды, чтобы она работала четко, как хорошо отлаженный механизм.

Распределение групповых ролей

Каждому, кто более или менее длительное время общался в сформировавшемся коллективе, хорошо известно, что в нем обязательно имеется устойчивое ядро с фиксированными ролями неформального характера. Вокруг этого ядра существует изменчивая оболочка, в зону которой то попадают, то выходят разные люди, не вписывающиеся в коллектив по тем или иным причинам. Поэтому переменная часть группы нас сейчас не интересует.
Социоаналитические исследования показали, что восемь — максимальное количество неформальных ролей. При большем количестве постоянных участников ядро раздваивается на половины, не совпадающие по способу и темпу решения одинаковых задач. В хорошо структурированном ядре цельного, не раздвоенного коллектива выделяются легко различимые неформальные роли.
Эти неформальные роли представляют собой функциональное воплощение приведенных в начале главы информационно-коммуникативных аспектов. Оказывается, для того чтобы группа успешно выдерживала атаки внешней среды, она вынуждена закрепить за каждым участником круг его обязанностей, которые соответствуют этим аспектам. Причем делается это так, чтобы выполняющий определенную неформальную роль человек был бы с ней согласен, чувствовал бы себя удовлетворенным.
Данные процессы неформального структурирования группы протекают помимо нашей воли. Есть они и у животных. Иерархия ролей всегда начинается с выделения вожака. Роль лидера захватывает самое сильное и расчетливое животное. Вокруг него формируется круг приближенных, стоящих на ступеньку ниже вожака. И, наконец фундамент группы — большинство животных, которые выполняют «распоряжения» правящей верхушки. Кроме того, имеется еще часть животных, которые образуют особый слой обособляющихся и третируемых.
Такая специально-психологическая иерархия, к сожалению, существует и у людей. Иногда они встречаются в откровенно циничной форме, например среди заключенных. Но и в цивилизованном коллективе неизбежно существует пирамида власти, которую можно изобразить схематически. На вершине, в середине и в основании пирамиды находятся различные по статусу неформальные роли, обозначенные для удобства теми же буквами, что и выполняемые ими коммуникативные задачи.
Изучение неформальных ролей позволяет заранее, экономя время на притирку и случайный перебор, создать функционально сбалансированный коллектив. Для этого выясним, какие социотипы являются наиболее вероятными претендентами на свободные ступеньки власти.



Неформальная роль — «лидер» (F)

Настоящим лидером может стать только самый влиятельный, пользующийся всеобщим авторитетом член группы. Он представляет собой силовой цент коллектива, уверенно координирующий его движение в коммуникативном пространстве.
Настоящий лидер не демонстративен, не суетлив и не эмоционален. Не надо его путать с так называемым «харизматическим» лидером (харизма — божественный дар, способность гипнотизировать толпу), который выступает идеологом и зачинщиком массовых социальных движений. F-лидер — это не идеолог, а прагматик. Он никого ни к чему не призывает, а просто заставляет выполнять необходимое силой авторитета и логикой фактов.
Наиболее вероятные претенденты на эту роль — это социотипы с развитой функцией F — силовой сенсорикой. В первую очередь неформальное лидерство захватывают социотипы МАРШАЛ и ПОЛИТИК.

Неформальные роли первого эшелона

Неформальная роль — «двигатель группы» (P)

Человек, который претендует на эту роль, должен быть очень работоспособным и выносливым. Он не может не работать и своим примером включает в работу других. Двигатель группы практически всегда находится в движении, не терпит лени и расхлябанности. Да он практически и не умеет отдыхать. Все его усилия направлены на поддержание рабочего ритма в группе.
Несмотря на всю свою энергичность, человек, выполняющий P-роль, не является неформальным лидером группы. Он — ее двигательный, а не силовой центр. P-типы нередко бывают начальниками, но это скорее выражение формального, официального лидерства, чем группового. Двигатель группы великолепно задает темп движения, но с трудом меняет его направление, а это основное требование ориентации в коммуникативном пространстве.
Истинный критерий лидерства, как считали еще в древности, — его незаметность, то есть опять-таки неформальный характер. По-настоящему умелый лидер так отлаживает коллектив, что тот может некоторое время решать свои задачи и в его отсутствие (эффект «автопилота»). Совсем другое дело в случае с лидером — двигателем группы. Эта роль очень энергозатратная: при его отсутствии коллектив быстро сникает, снижает темпы. Происходит то же самое, что и с автомобилем, у которого отключили двигатель.
Наиболее вероятные претенденты на эту роль — социотипы УПРАВИТЕЛЬ и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ с развитой функцией P — деловой логикой.

Неформальная роль — «эмоциональный вовлекатель» (E)

Это самый коммуникабельный и экспрессивный участник группы. Причем его стиль общения должен быть в большей степени напористым, чем успокаивающим. Одной силы авторитета и двигательного принуждения часто оказывается мало, чтобы коллектив быстро и организованно включился в работу. Очень важный участок мобилизации коллектива — это «зажигание», эмоциональный порыв. Эмоционально вовлеченный коллектив выполняет работу с энтузиазмом, силы у людей удваиваются и утраиваются.
У неформальной E-роли есть еще и вторая сторона, которую можно обозначить как «разведка ресурсов». Без этой стороны деятельности эмоциональный вовлекатель способен «перегреть» коллектив. Энергию его чувств логично направить на внешний мир — завязывание связей и получение информации обо всем новом, что появляется у соседей. Эмоциональные рассказы об успехах конкурентов разжигают людей еще больше, настраивают на быстрое продвижение вперед.
Чаще всего в роли эмоциональных вовлекателей выступают социотипы ЭНТУЗИАСТ и НАСТАВНИК с развитой функцией E — этикой эмоций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анкета на выявление агрессивности ребёнка
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Общительность и проблема одиночества
  • Анкета тревожности ребенка
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Притча «Будь Мудрей»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Кулагина Евгения Владимировна. Как научить ребёнка здороваться
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Кокурина Надежда Васильевна. Сценарий ко Дню Матери в старшей группе «А ну-ка, мамочки»
  • Почему люди хронически лгут
  • Притча «Любовь познает тот, кто любит»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Фроттери́зм; frotteurism; toucherism
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Стил Б.Ф. Некоторые последствия сексуального злоупотребления детьми
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Абреа́кция; abreaction
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Притча «Бесстрастие»
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу (А.И. Захаров)
  • Притча «Маленькое-Большое Счастье!»
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Главный Редактор. Семейные отношения
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Притча «Одиночество»
  • К чему снятся голуби
  • Притча «Слова Израэля из Бухары»
  • Папуш М. ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА
  • Варианты успокаивающего поведения
  • К чему снится одежда?
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Притча «Что такое любовь»
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Главный Редактор. Песня из м/ф 'Пластилиновая ворона'
  • Мимикрия бейтсовская; mimicry
  • Притча «Сказка о фонарике»
  • Притча «Только дождись момента»
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Притча «Инквизиторская сказка на ночь»
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Дмитренко А. В. Эксперимент Повиновение
  • Закономерности психических систем
  • Чепикова Виктория Николаевна. «Плакса-вакса»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь