Экман Пол. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

Категория: Популярная психология, Инструментальная детекция лжи | Просмотров: 6071

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Неприкосновенность личного пространства для детей очень важна, но ребенку, который пытается выжить, балансируя между двумя мирами, стараясь порадовать обоих родителей, она просто жизненно необходима. Из-за страха потерять над ребенком контроль, изнывая от желания выяснить, что же происходит в жизни разведенного супруга (супруги), родители часто забывают о том, что ребенку нужно хранить свои секреты.
Главное — это потребности ребенка. Чтобы не загонять его в тупик, родители должны составить список важных пунктов, которые действительно необходимо знать. Например:

• не заболел ли ребенок во время посещения другого родителя;
• не подвергся ли ребенок физическому или эмоциональному насилию.

За исключением этих пунктов остальное можно просто выслушать — спокойно, дружелюбно и без комментариев (если ребенок сам захочет что-то рассказать). Чтобы удержаться от лишних вопросов, со стороны родителей потребуется значительное волевое усилие, но именно так нужно вести себя, стремясь обеспечить нормальное развитие ребенка в умственном и эмоциональном отношении.

Родители-одиночки и детская ложь

Одно из последствий развода заключается в том, что многие дети проводят большую часть своей жизни с одним из родителей. 90 % этих родителей — матери. Чтобы заботиться о ребенке, нужна энергия двух родителей, а еще мать-одиночка загружена работой и страдает от нехватки денег. Более чем половину времени семьи, во главе которых стоит одинокая мать, ведут неравный бой с бедностью.
Семья с одним родителем точно так же может обеспечить ребенку полноценное нравственное воспитание, как и полная семья. Иногда развод заставляет родителя и ребенка сплотиться, и у детей возникает повышенное чувство ответственности, которое может послужить стимулом для его душевного развития.
Потенциальный смертельный враг родителей-одиночек — недостаток времени. Мать (или отец) в стремлении работать за двоих получает слишком мало помощи извне или не получает вовсе; зачастую она так измотана, что не в состоянии постоянно присматривать за ребенком и воспитывать его так, как нужно. Ужин, который в былые времена собирал за столом всю семью и давал возможность неспешно поговорить о разных вещах, теперь зачастую сводится к быстрому перекусу в придорожном кафе или превращается в механическое поглощение пищи перед экраном телевизора.
В широкомасштабном исследовании Дорнбуш и другие ученые Стэнфордского центра исследований детства изучили семейную ситуацию и модели социально неприемлемого поведения 7514 подростков. Исследователи сравнивали детей из полных и неполных семей, также учитывались семейный доход и образовательный уровень родителей.
Было обнаружено, что подростки из неполных семей с одинокими матерями больше склонны к девиантному поведению, чем те, которые росли в полных семьях, при этом мальчики более склонны к правонарушениям, чем девочки [22]. Ложь — лишь один из социально неприемлемых видов поведения, который был выявлен в неполных семьях, где единственным родителем была мать; были отмечены и такие формы девиантного поведения, как приводы в полицию, прогулы школы, проблемы с дисциплиной и уходы из дома.
Значительное различие между полными и неполными семьями заключалось в том, как принимались решения в семье. В семьях с единственным родителем мальчики гораздо чаще, чем девочки, имели возможность принимать решения самостоятельно, а в полных семьях родители оказывали большее влияние на принятие решений.
Почему же в семьях одиноких матерей решения принимались иначе? Хотя все семьи отличаются друг от друга, легко представить, как перегруженная работой мать-одиночка теряет контакт со своим сыном и не может его должным образом контролировать. Решения в семье принимаются относительно того, что надеть, на что потратить деньги, с кем дружить и во сколько возвращаться вечером домой. Очевидно, что все подростки стремятся решать подобные вопросы самостоятельно, когда становятся старше и хотят получить независимость, но там, где главой семьи является мать, мальчики-подростки, скорее всего, берут контроль над этим в свои руки в более раннем возрасте.
Некоторые одинокие матери просто физически не способны контролировать взрослеющего мальчика. Моя подруга Ронда одна воспитывала сына в течение десяти лет. Они с Джейсоном прекрасно ладили друг с другом, пока ему не исполнилось 14 лет. И тогда он даже не попытался найти предлог, чтобы вернуться домой позже, чем она требовала; он просто заявил: «Я задержусь. И как ты сбираешься помешать мне?» У Ронды опустились руки. Она жаловалась мне: «Он на шесть дюймов выше меня и весит на 40 фунтов больше, как я с ним справлюсь?»
Мы могли бы возразить, что Ронде необязательно применять физические меры воздействия, что есть и другие более эффективные способы убеждения, но она так не считает.
Была замечена любопытная деталь, что когда в семье с родителем-одиночкой есть другие взрослые, то решения принимаются приблизительно так, как и в полных семьях, и уровень подростковой девиантности в них ниже. Таким взрослым может быть дедушка или бабушка, любимый человек или друг, но не другой ребенок, не мачеха и не отчим.
Ученые пока не выяснили, каким образом присутствие другого взрослого влияет на характер принятия решения в семье. Возможно, этот человек просто оказывает одинокой матери моральную поддержку или с ним интересно пообщаться за семейным ужином. Или, может быть, другой взрослый помогает матери по дому, поэтому у нее больше свободного времени.

Мачехи и отчимы

Примерно 75 % разведенных женщин и гораздо большее количество мужчин вступают в повторный брак. У одного из шести детей в Америке есть отчим или мачеха. Такие новые семьи обладают определенными характеристиками. Например, у нас такая семья. Том — мой сын от первого брака, а восьмилетняя Ева — наш общий ребенок. Мы все ощущаем на себе, какие проблемы при этом возникают.
Непонятно, на пользу или во вред ребенку будет появление мачехи или отчима. В исследованиях Стэнфордского центра исследований детства, о которых уже упоминалось, было обнаружено, что присутствие отчима не снижало процент девиантного поведения мальчиков-подростков по сравнению с семьями матерей-одиночек, а вот присутствие другого взрослого оказывало на них положительное влияние. Для девочек-подростков положительное влияние отчимов было несколько более ощутимым по сравнению с теми семьями, где девочек воспитывали одинокие матери [23].
Дети, которые выросли в семьях с мачехой или отчимом, уже пострадали от развода, а теперь у них появляются и новые проблемы. Большинство детей будут по-прежнему навещать своих биологических родителей, так что их жизнь уже поделена напополам. Время для посещений в семье с новыми родителями может измениться, что нарушит основной распорядок. В семье с новым родителем, по крайней мере на первых порах, возникнет противостояние между двумя стилями жизни. Поэтому ребенку придется научиться жить уже в рамках трех разных семейных укладов.
С точки зрения такого принципиального вопроса, как дисциплина (которая оказывает значительное воздействие на нравственное развитие ребенка), противоречащие друг другу стили общения взрослых могут нанести ребенку существенный вред. Я нечаянно услышала, как восьмилетняя подружка моей дочери рассказывала ей: «Мама не пускает меня гулять, отчим на меня кричит, а мой настоящий папа шлепает». Даже в полной семье возникают разногласия относительно стиля воспитания и дисциплины, а в семье с новым папой или новой мамой путаница лишь усиливается.
Лучший совет от исследователей таких семей заключается в том, что новым отношениям нужно сформироваться и окончательно сложиться, а для этого требуется время. В большинстве случаев ребенок будет скептически относиться к переменам в семейной жизни. Он будет ощущать прилив преданности к отсутствующему родителю. Новоиспеченный родитель поступит самонадеянно, если постарается заменить ребенку биологического родителя. Это только породит отчуждение. С другой стороны, невыполнимо и даже невозможно совместить две семьи с двумя разными наборами правил. Традиция семейных советов, на которых дети имеют право голоса, участвуя в создании новых правил, признаваемых всеми членами семьи, — отличная идея. И спустя какое-то время новый родитель должен взять на себя ответственность за то, чтобы устанавливать правила поведения.
Меняются не только эти принципы, меняются все действующие лица, когда образуются новые семьи. Дети, которые были в центре внимания одинокого родителя, часто начинают понимать, что теперь их место — в массовке. Им, возможно, придется жить в одной комнате с новыми братьями или сестрами либо с теми детьми, которые родятся в новом браке. Полномасштабная драма соперничества между детьми, образование новых отношений — все это обрушится на них.
Нетрудно понять, почему такие вновь образованные семьи создают эмоциональное напряжение, угрожая уверенности ребенка в себе самом. В этих обстоятельствах дети, безусловно, могут придумывать всякое, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру в себя.
Честные, порядочные и уважающие себя дети могут вырасти и в семье с отчимами и мачехами, но родителям нужно приложить для этого больше усилий, чем в обычных полных семьях. Например, им следует:

• настаивать на том, чтобы биологический родитель устанавливал правила поведения (по крайней мере до того, как сложатся взаимоотношения в новой семье);
• часто устраивать семейные советы, где у детей будет право голоса;
• уделять особенно пристальное внимание потребностям детей, которые могут чувствовать себя ущемленными из-за того, что у них появились новые братья и сестры.

Некоторые эксперты рекомендуют сходить на консультацию к семейному терапевту (превентивная мера, чтобы предупредить возможные проблемы).

Группа продленного дня и ложь

Проблема группы продленного дня при воспитании честного и порядочного ребенка заключается в том, что малыш больше времени проводит в компании чужих взрослых и детей, а не с собственными родителями. Если ребенок становится честным, подражая честным родителям, и если требования к дисциплине способствуют усвоению нравственных принципов, то как родители могут контролировать этот процесс, если они не находятся рядом со своими детьми?
Более 50 % матерей маленьких детей (в возрасте менее года) возвращаются на работу. Для большинства этих матерей это не прихоть, а необходимость. После перехода от экономики производства к экономике обслуживания средняя заработная плата в Америке упала на 13 % в период между 1975-м и 1983 годом [24]. Многие семьи отправляют детей в группу продленного дня не потому, что хотят этого, — им приходится это делать.
Эксперты не пришли к единому мнению относительно того, как группа продленного дня влияет на детей. Но учитывая растущий спрос со стороны работающих матерей, многие специалисты высказываются одобрительно.
Даже доктор Спок, который настаивал на том, что мать должна уделять ребенку все свое время, изменил позицию, о чем заявил в издании своей книги 1976 года. Он утверждал: «Родители, которые стремятся делать карьеру или выполнять значимую для них работу, не должны просто так отказываться от этого ради своих детей». Он предложил таким родителям прийти к своего рода «компромиссу между работой и потребностями их детей, обычно с помощью воспитателей» [25].
Но эксперты подчеркивают, что важна профессиональная, а не просто хорошая организация групп продленного дня или детских учреждений. С учетом современной государственной политики, которая предоставляет родителям право выбора — отправлять ребенка в воспитательное учреждение дневного пребывания или нет, — существуют многочисленные варианты групп продленного дня с качественным уходом по разумной цене. Есть отличные учреждения в Темпи, Аризона, в то время как в Дейтоне, Огайо, их меньше.
Мы, родители, должны ответственно подойти к выбору такой организации, чтобы быть уверенными, что там ребенку будет хорошо с эмоциональной точки зрения и что он получит достойное воспитание. Это нелегко сделать, потому что таких учреждений зачастую не хватает или их услуги стоят дорого, но решить эту задачу очень важно.
Бертон Уайт в своей книге «Первые три года жизни» утверждает, что родители или дедушки и бабушки — лучшие воспитатели для малышей. Если приходится искать воспитателей или няню на стороне, то, по его мнению, это налагает на родителей серьезную ответственность и требует хорошей подготовки.
Вот его рекомендации по этому вопросу, начиная с самых важных:

1) индивидуальный присмотр за ребенком у вас дома;
2) индивидуальный присмотр за ребенком дома у профессионального воспитателя;
3) семейный детский сад с профессиональным воспитателем, где еще могут быть не более двух детей в возрасте до 18 месяцев или три ребенка в возрасте от 18 до 32 месяцев;
4) некоммерческий центр дневного пребывания детей с профессиональными воспитателями и таким же количеством детей, как указано выше, под руководством профессионального педагога в сфере дошкольного образования;
5) платный центр дневного пребывания детей с такими же условиями, как указано выше [26].

Чтобы воспитать порядочного ребенка, родители должны быть уверены, что воспитатель разделяет их принципы в отношении дисциплины и стиля общения. Родителям должен предоставляться полный отчет о поведении ребенка, его хороших и плохих поступках. Родителям нужно доверять суждениям воспитателей о том, как корректировать проблемы с поведением ребенка, если это потребуется.
Четырехлетняя Мелисса вернулась домой из семейного детского сада и рассказала маме, что мальчик Джейсон, которому тоже 4 года, бьет ее каждый день. Мама забеспокоилась и тут же обратилась к матери, которая работала там воспитателем, с требованием решить проблему. Эта женщина производила впечатление решительного и опытного человека, и она полностью отвергла все обвинения, утверждая, что она никогда не позволяла детям бить и обижать друг друга.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Притча «Ошибка или ложь?»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Кто врет лучше всех: стратегии эффективных лжецов
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Худякова Вера Анатольевна. 9 способов сделать детей счастливыми
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Людмила Шапошникова. Почему малыш обманывает
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Правду с Ложью не найдёшь»
  • Редактор. Покончим с истериками.
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Секреты и ложь: откуда они берутся
  • Главный Редактор. 4 СПОСОБА ПОВЫСИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС НЕМЕЦКОГО У ДЕТЕЙ
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • 10 признаков умных людей
  • Чемпосова Юлия Викторовна Кузьмина Вера Валерьевна. Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет.
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Сэм Харрис. Ложь. Почему всегда лучше говорить правду
  • Притча «О вопросах»
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Масару Ибука. Раннее воспитание и развитие ребенка
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Притча «Помни о смерти»
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Притча «Что такое любовь? Глазами детей»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Каменских Ольга Михайловна. Проект «Моя мама лучше всех»
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Никифоров Евгений Владимирович. На острове.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь