Экман Пол. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

Категория: Популярная психология, Инструментальная детекция лжи | Просмотров: 6068

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В-третьих, хотя права подозреваемого в совершении преступления не подвергаются сомнению, обвиняемый в преступлении родитель вправе рассчитывать на защиту. Показания родителя, который предъявляет обвинения, должны подвергнуться тщательному рассмотрению. Суд не может позволить ему просто передавать слова ребенка (в качестве неформального заявления с чужих слов). Ребенок должен рассказать о случившемся сам. Как же быть с совсем маленькими детьми, которые не в состоянии самостоятельно давать свидетельские показания? В этом случае суд должен полагаться на убедительные доказательства, например результаты медицинской экспертизы и выводы психиатров и психологов о том, что рассказал ребенок у них на приеме (а не заключения о том, солгал ребенок или нет). Поскольку судье не нужно придерживаться принципа «при отсутствии обоснованного сомнения» в гражданском деле, он вполне может принимать решение о том, что на основе перевеса доказательств отцу или матери доступ к ребенку будет запрещен.
Примерно половина детей в будущем столкнется с разводом родителей и соответствующими процедурами по установлению опеки над ними. Метания между двумя родителями, к которым ребенок привязан, и конфликты между ними могут заставить ребенка лгать по самым различным поводам. В предыдущей главе я упоминала, что ребенок выстраивает стену между двумя мирами разведенных родителей, с помощью которой он защищает свою частную жизнь. Вполне вероятно, что одному родителю будут лгать про жизнь другого. А расстроенный родитель может начать вести себя так, как в обычном состоянии он бы счел неразумным. Каждый случай нужно изучать тщательнейшим образом и не относиться к нему как к «еще одной докучливой жалобе по поводу опеки».

Законы об информировании

Большинство случаев сексуальных домогательств по отношению к детям — это не массовые случаи насилия или проблемы в области опеки. Обычно в этих ситуациях взрослый вдруг замечает, что ребенок начинает вести себя или разговаривать странно либо жалуется на воспаление в области гениталий. Это может заметить кто-то из родителей или родственников, но во многих случаях на это обращают внимание учителя, социальные работники или сотрудники детских воспитательных учреждений. В большинстве штатов законы о необходимости информирования о подобных случаях вступили в силу в 1960-е годы (в них были расширены требования к врачам сообщать об установленных фактах как физического, так и сексуального насилия), в 1980-е годы в них включили терапевтов, учителей и сотрудников сферы здравоохранения. Калифорния служила образцом для других штатов, используя более обширную терминологию для определения «установленных фактов», добавляя к ним те, которые квалифицировались как «разумные подозрения».
Неудивительно, что количество установленных случаев насилия стабильно росло параллельно с расширенными требованиями информировать о них. Службы защиты детей завалили заявлениями. Больше всего возросло количество жалоб на физическое, а не сексуальное насилие. Учителей обязали сообщать о подозрительных ссадинах или признаках избиения детей. Признаки сексуального насилия не столь очевидны, но по поводу них тоже стало больше сообщений (их число увеличилось с 9120 в 1981 году до 13 214 в 1983-м). В течение этого периода образовательные программы по профилактике сексуального насилия были введены во многих школах, детей учили рассказывать о том, о чем раньше говорить запрещалось [20].
Около 65 % сообщений о ненадлежащем выполнении обязательств по отношению к детям и о случаях насилия над ними оказались беспочвенными, указывает Дуглас Бешаров, первый директор Национального центра США по проблемам насилия и ненадлежащего ухода за детьми [21]. В обществе усиливается подозрение, что дети лгут о том, что подверглись насилию. Несколько тысяч родителей в 30 штатах объединились в общество VOCAL («Жертвы законов о насилии над детьми»), чтобы опротестовать ложные обвинения в насилии над детьми и ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.
Но эти безосновательные заявления о насилии необязательно означают, что кто-то врет — или дети, или родители. Возможно, было собрано недостаточно доказательств для предъявления обвинения, и это не дает оснований считать, что насилия не было.
Миссис Дж., воспитатель детского сада, обнаружила, что трехлетний Джерри увлеченно рассматривает порнографический журнал, который он, судя по всему, принес с собой в рюкзаке. Он показал на женщину, принявшую развратную позу, и сказал: «Это тетя Рут». Миссис Дж. обратила внимание на то, что Джерри, который раньше был очень общительным, теперь ушел в себя и прекратил общаться с друзьями. Она известила об этом соответствующие службы защиты детей. Они установили контакт с семьей и нанесли им визит. Родители были в ужасе и почувствовали себя очень неловко. А тетя Рут оказалась миловидной молодой родственницей, с которой Джерри мельком виделся на свадьбе родственников. Родители согласились отвести Джерри к психотерапевту, который сделал вывод, что с мальчиком все в порядке, просто он переживает этап несколько преувеличенного интереса к сексу.
Во многих штатах действуют горячие линии, принимающие просьбы о расследовании подозрительных случаев, даже если заявитель не может предоставить оснований для подозрений о состоянии ребенка, спровоцированном родительскими действиями, или желает сохранить анонимность.
Цель законов об информировании — обеспечить защиту детей, и даже если мы сгущаем краски и получаем больше заявлений, чем требуется, многие считают, что система получения информации плохо контролируется. Взрослые, которых обвиняют в насилии (в основном это родители, родственники и друзья), тоже имеют право на защиту, их репутации может быть нанесен непоправимый ущерб, если они станут жертвой ложного обвинения.
Есть способы сделать и законы об информировании, и заявителей более ответственными. Бешаров предлагает прежде всего внести во все законы описание того, что такое насилие, а не пользоваться расплывчатыми формулировками «в опасности» или «признаки насилия». При обвинениях в сексуальном насилии недостаточно одного указания на поведение человека, не подкрепленного показаниями самого ребенка или свидетелей, чтобы подать заявление. В случае с трехлетним Джерри, который приводился выше, нужно было вести себя более мудро, например сначала переговорить с родителями и только потом подавать официальную жалобу.
Вторая мера предосторожности, которую рекомендует Бешаров, — это сокрытие жалоб до того, как начнется полномасштабное расследование. Горячие линии по вопросам насилия над детьми завалены сообщениями, в которых на самом деле речь вдет о сбежавших с уроков подростках, школьных проблемах и импульсивных проявлениях сексуальности, а не о действиях, достойных серьезного внимания [22].
В деле Маммо против штата Аризона представителям Агентства по защите детей было предъявлено обвинение в халатности, потому что они не дали законного хода заявлению отца, лишенного права на опеку, о том, что мать ребенка представляла для него опасность. Мать в итоге убила ребенка. Это потрясло заявителей, но принципиально важно, чтобы квалифицированный специалист смог отделить законные претензии от надуманных и перенаправить обращения в соответствующие социальные службы.

Как мудро распорядиться детскими показаниями

Такие нашумевшие дела, как дело городка Джордан и дело Макмартин, заставили общественность сомневаться в надежности детских показаний. Общество узнало о противоречивости детских заявлений о насилии в контексте спорных случаев опеки. Одно из самых популярных национальных телешоу «Право в Лос-Анджелесе» было посвящено случаю, когда мстительная мать подговорила дочь сделать ложное заявление о том, что ее совратил собственный отец. Во время шоу мать, естественно, во всем созналась — и было достигнуто мировое соглашение.
Современные исследователи достоверности детских свидетельских показаний рисуют более оптимистическую картину. Исследования указывают на то, что даже четырехлетние дети могут дать правдивые показания. Но есть несколько сложных моментов. Чем младше ребенок, тем меньше деталей он способен вспомнить. Частично это происходит из-за того, что ребенок не может сконцентрироваться на большом количестве деталей, а еще потому, что его способность понимать и интерпретировать события, особенно необычные, находится в процессе формирования. Но если событие вспоминается на знакомой территории, например это детали мультфильма, который он смотрел в первый раз, ребенок запоминает гораздо больше деталей, чем взрослый [23].
Основная проблема со свидетельскими показаниями детей до 10 лет заключается в том, что чем младше ребенок, тем сложнее ему вспоминать события непроизвольно. Чтобы включить его память, тому, кто беседует с ним, необходимо управлять процессом воспоминаний ребенка [24]. И здесь мы оказываемся на грани того, чтобы внушать ребенку какие-то мысли.
Внушаемость — это степень управляемости свидетеля, когда он начинает верить в существование деталей, которых на самом деле не было. Есть опасения, что в процессе расследования и осуществления правосудия во время постоянных бесед свидетелю будут постепенно внушаться детали, которые, в конце концов, вытеснят часть настоящих воспоминаний.
Внушаемость — это не только детская проблема. Я участвовала в эксперименте, который проводила Элизабет Лофтус, одна из самых передовых исследователей феномена внушения. На мероприятии был показан фильм, в одной из сцен которого красная машина мчалась по пустой улице и врезалась в другую. Затем были заданы вопросы о том, где находился дорожный знак остановки, хотя на самом деле там был знак «Уступи дорогу». Я точно описала, где находится знак «Стоп», а при дальнейшем опросе утверждала, что точно видела его. Это же утверждали многие присутствовавшие на эксперименте.
Дело не в том, насколько дети склонны искажать факты, а в том, насколько сильно это проявляется у них по сравнению с взрослыми. В этой области сейчас проводится много исследований, и их результаты противоречивы. Однако исследователи единодушны в том, что к десятилетнему или одиннадцатилетнему возрасту дети ненамного отличаются от взрослых, когда речь идет о предоставлении неточной или неверной информации. Существуют разногласия насчет детей в возрасте 6 и 7 лет. Некоторые исследования помогли установить, что дети не более подвержены восприятию ложной информации, чем взрослые, а другие исследования указывают на обратное. Дети младше 7 лет, согласно исследованиям, гораздо более восприимчивы к ложной информации касательно второстепенных фактов, но не в отношении основного события. Дошкольники очень внушаемы, когда отвечают на вопросы взрослых [25].
Когда Варондек попросил детей описать цвет бороды их учителя (а никакой бороды у него на самом деле не было), дети, возможно, стали выбирать цвет бороды, чтобы угодить экспериментатору. Во многих экспериментах ребенка, который был свидетелем какого-то события, дезинформировали. Вырисовывается схема внушения. Дети наиболее подвержены воздействию ложной информации, если у них слабые воспоминания о событиях, неверная информация направлена на детали события, а не на само событие, а человек, дающий неверную информацию, — авторитетный для них взрослый. Во время одного эксперимента, когда ложную информацию детям предоставлял другой ребенок, а не взрослый, ее признавали лишь в половине случаев [26].
Ребенок максимально подвержен внушению при первой беседе. Ведущий собеседования может быть социальным работником или полицейским без специальной подготовки. Даже те, кто должным образом подготовлен, могут сбить ребенка с толку. Стандартная техника собеседования заключается в том, что ребенку дают двух кукол с ярко выраженными анатомическими деталями и предлагают с их помощью изобразить, что случилось. Некоторые исследования подвергли сомнению то, что на самом деле происходит. В рамках одного исследования сравнили 25 жертв насилия с 25 детьми, которые не пострадали, и существенных различий между ними выявлено не было. В другом исследовании 100 благополучных детей почти в 50 % случаев так манипулировали куклами, что проводящие собеседование могли интерпретировать это как свидетельство прошлого сексуального насилия [27]. Выступающие гениталии и женские половые органы кукол, возможно, подсказали детям, как именно нужно играть с ними.
Очевидно, что необходимо провести больше исследований и учитывать потребности развития детей, чтобы научить ведущих собеседования техникам, не построенным на внушении. Кинг и Юлли, эксперты в области детской внушаемости, рекомендуют не работать с куклами, а добавить в опрос несколько техник, которые построены на том, что нам известно на сегодняшний день о детском развитии. Например, можно использовать такие подсказки, как уменьшенные модели комнат и мебели, которые помогают детям вспомнить о событии; также можно применять такие практические задачи, как идентификация фотографий, чтобы ребенок мог лучше понять, о чем идет речь. Хотя маленькие дети все еще могут нуждаться в вербальных подсказках, чтобы лучше вспомнить события, ведущий собеседования должен дать понять ребенку, что ему совершенно необязательно все вспоминать, можно просто сказать: «Я не помню» [28].
Если дети, даже очень маленькие, в состоянии точно восстановить события (при условии правильно заданных вопросов об этом), то нужно ли судье выносить вердикт об их компетентности? С XVIII века считалось, что судья, задавая вопросы, в каждом индивидуальном случае может принимать решение, насколько, по его мнению, ребенок честен, разумен, в состоянии вспомнить события и выразить их словами. Судьи задавали, например, такие вопросы: «Ты знаешь, в чем различие между добром и злом?», «Ты знаешь, что такое принимать присягу?» В зависимости от возраста ребенка судья мог попросить его воспроизвести алфавит, или произнести наизусть адреса и телефонные номера, или сказать, как зовут его учителей.
Поскольку случаев сексуального насилия, в которых ребенок является единственным свидетелем, становится все больше, в настоящее время существует тенденция не проводить опрос с целью установления компетентности ребенка в отношении способности давать показания; он наделяется такими же правами, как и остальные свидетели. (Уже восемь штатов исключили это требование.) Суд присяжных или судья должны решить, насколько правдоподобны детские свидетельские показания. Но не существует адекватных исследований, которые могли бы установить, в состоянии ли присяжные оценить компетенцию ребенка. Безусловно, присяжные должны получить некоторые четкие инструкции по поводу того, как интерпретировать показания ребенка.
Также наблюдается тенденция к развитию правила заявления с чужих слов или создания нового исключения подобного рода для ребенка, ставшего жертвой сексуального насилия. Цель законов, исключающих заявление с чужих слов, состоит в том, что любые утверждения за пределами законного расследования являются ненадежными. Только если заявления сделаны в суде и под присягой, где обвиняемый может их оспорить, они могут признаваться надежными. В случаях, связанных с сексуальным насилием, заявления с чужих слов могут быть единственными доказательствами вины, если ребенка признают некомпетентным для дачи показаний.
Три самых распространенных варианта, когда заявления с чужих слов принимаются судом, таковы: если ребенок предъявляет жалобу о состоянии своего здоровья, если он конкретно рассказывает об изнасиловании или возбужденно сообщает о том, что с ним произошло. Обычно последнее происходит непосредственно в момент домогательства: «Этот мужчина залез рукой мне под платье!» Но суды обычно весьма снисходительны во время рассмотрения дел о сексуальном насилии, принимая во внимание эмоциональные рассказы о том, что произошло за несколько дней, несколько недель или несколько месяцев до разбирательства. Некоторые штаты ввели в действие особое исключение для дел, связанных с сексуальным насилием, в соответствии с которым еще один свидетель, кроме ребенка, может давать за него свидетельские показания, если на то есть достаточные основания [29]. Такие дополнения к правилу о заявлении с чужих слов еще не были ратифицированы Верховным судом США.
Предпринимаются попытки защитить ребенка от контакта с обвиняемым во время судов по уголовным делам. Те, кто хотел бы изменить эту процедуру, считают, что ребенок будет так нервничать, что это может исказить его показания. В некоторых штатах используется видеосвязь, когда обвиняемый видит пострадавшего, находясь в другой комнате. В других штатах разрешена видеозапись свидетельских показаний, чтобы избежать встречи ребенка с обвиняемым в насилии над ним. Некоторые штаты приняли решения, что ребенок может не давать свидетельских показаний и что передавать его рассказ о случившемся за него будут взрослые. Это создает исключения в правиле заявления с чужих слов, которое сводится к тому, что свидетель должен сам излагать произошедшие события.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Притча «Ошибка или ложь?»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Кто врет лучше всех: стратегии эффективных лжецов
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Худякова Вера Анатольевна. 9 способов сделать детей счастливыми
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Людмила Шапошникова. Почему малыш обманывает
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Правду с Ложью не найдёшь»
  • Редактор. Покончим с истериками.
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Секреты и ложь: откуда они берутся
  • Главный Редактор. 4 СПОСОБА ПОВЫСИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС НЕМЕЦКОГО У ДЕТЕЙ
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • 10 признаков умных людей
  • Чемпосова Юлия Викторовна Кузьмина Вера Валерьевна. Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет.
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Сэм Харрис. Ложь. Почему всегда лучше говорить правду
  • Притча «О вопросах»
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Масару Ибука. Раннее воспитание и развитие ребенка
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Притча «Помни о смерти»
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Притча «Что такое любовь? Глазами детей»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Каменских Ольга Михайловна. Проект «Моя мама лучше всех»
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Никифоров Евгений Владимирович. На острове.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь