Экман Пол. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

Категория: Популярная психология, Инструментальная детекция лжи | Просмотров: 6077

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кому верить? Джорджия, мама Мелиссы, как и все работающие матери, очень надеялась на воспитателя и потратила много времени на поиски подходящей кандидатуры. С другой стороны, нельзя мириться с тем, что ребенка день за днем обижают. В этой ситуации Джорджия и воспитатель смогли договориться, и та пообещала внимательнее присмотреться к тому, как общаются Мелисса и этот мальчик. В конце дня педагог рассказала Джорджии, что мальчик Мелиссу вовсе не бил, но дважды отнимал у нее игрушку, ел ее картофельные чипсы за обедом и как минимум один раз подставил ей подножку.
Мелисса не врала, она просила о помощи. Эти постоянные происшествия, когда на новом месте новый мальчик терроризировал ее, она называла словом «бить». В данной ситуации мать сумела найти общий язык с воспитателем и была уверена, что они воспринимают ситуацию с одинаковой точки зрения. И она, и педагог поговорили с мальчиком и его родителями, и вскоре двое детей по-настоящему подружились.
Когда мы поручаем заботу о малыше чужому взрослому, просыпается наше инстинктивное желание быть защитником своего ребенка. Мы начинаем изнывать от чувства вины и страха, когда у нас возникает опасение, что за ребенком не будет должного ухода.
Неудивительно, что те немногие случаи сексуальных домогательств в отношении детей в детских садах породили массовую паранойю в обществе и спровоцировали страх перед детскими учреждениями. Мы не имеем в виду, что к рассказам вашего ребенка о недопустимых прикосновениях или сексуальных домогательствах не нужно относиться со всей серьезностью. (Я буду рассматривать ложь и сексуальные домогательства в следующей главе.) Но мы должны знать, что большинство сотрудников детских учреждений — ответственные и преданные своему делу люди, и хотя им очень мало платят и у них низкий статус в обществе, они держатся за свою работу, потому что искренне любят детей.
В те дни, когда происходили ужасные судебные разбирательства по поводу множественных обвинений в сексуальных домогательствах в отношении детей в детских учреждениях, я пришла забирать мою дочь из центра Монтессори. У Джен, ее воспитателя, 22-летней выпускницы Беркли, которая взяла академический отпуск на год, чтобы поработать с детьми, был очень грустный вид. Я спросила ее, что случилось, а она ответила: «Это несправедливо! Мы так работаем, так стараемся, мы так любим наших детей, а теперь все родители смотрят на нас с подозрением, и мы даже не можем больше обнять малышей!»

Заключение

Воспитать правдивых и достойных доверия детей, возможно, в наши дни гораздо более сложная задача, чем во времена наших родителей. И этот важный вопрос так мало изучался наукой. Нам приходится полагаться на господствующие среди экспертов мнения, которые, похоже, в значительной степени предопределены различными культурными потребностями и весьма противоречивы. Быстрая смена точек зрения на то, шлепать детей или нет, — тому пример. Очень мало или вовсе не изучался вопрос, как именно влияет развод на нравственное развитие детей.
Мне очень жаль, что единственный вопрос, который всерьез заинтересовал ученых, — это достоверность свидетельских показаний детей (я буду рассматривать его в следующей главе). Такая позиция вызывает сожаление, поскольку лишь кричащие заголовки о сенсационных происшествиях привлекают внимание ученого мира, в отличие от повседневной лжи, с которой мы, родители, сталкиваемся каждый день и которая не интересует средства массовой информации и исследователей.


Глава 6. Детские показания в суде: кризис, связанный с расследованием детского насилия

(автор Мэри Энн Мэйсон Экман)




Когда я изучала юриспруденцию в университете почти 15 лет назад, бытовало убеждение, что дети — никудышные свидетели. Практически никогда не вызывали в качестве свидетелей детей до семилетнего возраста и даже детей постарше (до достижения 14 лет). В качестве свидетелей детей привлекали лишь в случае крайней необходимости. Чтобы продемонстрировать, что из детей не получится надежных свидетелей, бельгийский психолог Варондек провел выдающийся эксперимент. В 1891 году он был приглашен в суд в качестве психолога-эксперта, чтобы защищать обвиняемого в убийстве. Единственным свидетелем выступал восьмилетний ребенок. Варондек попросил 20 восьмилетних детей описать цвет бороды их учителя. Девятнадцать опрошенных с готовностью рассказали, какого она цвета. И лишь один верно заметил, что у учителя вовсе нет бороды [1].
За прошедшее десятилетие отношение к свидетельским показаниям детей кардинально изменилось. Теперь даже дети младше 7 лет часто вызываются в суд в качестве свидетелей по делам в области семейного и уголовного права. И к их показаниям зачастую относятся более серьезно, чем к показаниям взрослых.
Дело не в том, что уровень развития современных детей повысился, просто в обществе возросла озабоченность по поводу растущего числа сексуальных домогательств в отношении детей, и их стремятся срочно защитить от этого. Обычно в таких преступлениях ребенок является единственным свидетелем, других доказательств произошедшего нет. Если отказать ребенку в праве выступать в качестве свидетеля, его невозможно будет защитить, как и спасти от суда невинного человека, обвиняемого в преступлении, что просто отвратительно.
В 1975 году поступило более 12 000 заявлений о сексуальных домогательствах и преступлениях в отношении детей. К 1985 году число подобных обращений возросло до 150,000. До сведения общественности дошли шокирующие подробности случаев массового насилия над детьми в детских учреждениях от Флориды до Калифорнии.
Указывает ли это на рост числа преступлений или отражает изменения в общественном мнении по поводу заявлений о них? Или, может быть, вся наша нация находится в состоянии истерии по поводу сексуальных домогательств по отношению к детям, из-за которых те рассказывают о несуществующих преступлениях?
Все это трудные вопросы, ответов на которые мы до сих пор не знаем. Вооружившись новыми знаниями, школы и общество запустили новые программы воспитания и образования детей. С помощью видеоматериалов, книг с историями, учебных презентаций детей учат сообщать о случаях сексуальных домогательств, которым они подверглись. И все больше детей делают это. Учителя, няни, психиатры и психологи на законном основании получают инструкции, в которых говорится о необходимости сообщать о «разумных подозрениях», связанных со случаями сексуальных домогательств в отношении детей, хотя раньше такой практики не существовало.
А сообщения о подобных домогательствах со стороны родителей постоянно всплывают в спорах, связанных с установлением опеки над ребенком. В качестве семейного юриста и консультанта по вопросам опеки я крайне обеспокоена этим явлением. Некоторые судьи утверждают, что обвинения в сексуальном насилии выдвигаются в 10 % обращений о разрешении споров, связанных с опекой, которые передаются в суд [2], и количество таких случаев возрастает, что спровоцировано все большим количеством разводов и изменениями в законах, регулирующих вопросы установления опеки над детьми.
Те, кто критикует статистику обращений с обвинениями в сексуальных домогательствах, считают, что мы стали жертвой истерии, связанной с информированием об этой проблеме. Они утверждают, что впечатлительных детей провоцируют воображать то, чего на самом деле не было. Особенно достается разведенным матерям-одиночкам. Предполагается, что они преднамеренно манипулируют ребенком и сбивают его с толку, чтобы лишить отца права на опеку.
С другой стороны, многие социальные работники и дознаватели, работающие с детьми, которые утверждают, что стали жертвами сексуальных домогательств, продолжают этим детям верить.
Под лавиной сообщений о сексуальных преступлениях против детей федеральные суды и суды штатов обратились за помощью к социологам, психиатрам и экспертам по конституционным правам. В судах надеются на введение реформ по подготовке свидетелей и установление порядка действий в суде, что будет способствовать максимальной достоверности показаний детей и поможет их защитить, а также обеспечит конституционную защиту обвиняемого.
Основная суть таких реформ связана с серьезным пересмотром отношения к достоверности детских показаний. Мы уже знаем на основании экспериментов, которые обсуждались в главе 3, что даже трехлетние дети способны осознанно обманывать. Вот на какие вопросы нужно ответить: можно ли с легкостью заставить ребенка лгать, чтобы угодить взрослому? Можно ли считать, что дети более внушаемы, чем взрослые? Правда ли, что дети верят в свой обман больше, чем взрослые люди? Начинают ли дети выдумывать для того, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями? И еще один важный вопрос: могут ли дети достаточно точно запомнить детали событий, чтобы выступать свидетелем в суде против совершившего преступление? Используя более совершенные методы исследования и зная о развитии ребенка гораздо больше, чем Варондек, ученые исследуют такие важные проблемы, как внушаемость, память и способность вспоминать, понимание и фантазия. Хотя многие вопросы еще требуют изучения, результаты проведенных исследований будут рассмотрены далее в этой главе.
Существуют важные различия между видами ситуаций, связанных с сексуальными домогательствами, каждое из них я рассмотрю отдельно. Например, случаи с массовыми преступлениями сексуального характера, которые привлекли внимание общественности, представляют собой уникальную проблему, касающуюся достоверности детских показаний. Случаи массового насилия, многие из которых связаны с деятельностью детских садов и воспитательных учреждений, включают проблему наличия многочисленных жертв и многочисленных обвиняемых в этих преступлениях. Поскольку эти случаи довольно сложные, на их рассмотрение часто уходят годы. К тому моменту, когда ребенок будет вызван в суд, если это вообще произойдет, он уже много раз даст показания.
Обвинения в сексуальном домогательстве по отношению к детям в контексте споров о праве на опеку существенно отличаются от криминальных обвинений такого рода. Это гражданские, а не уголовные дела, поэтому и досудебные, и судебные действия в этих случаях осуществляются по-разному. Хотя о таких историях не рассказывают по телевизору в прайм-тайм, их число неуклонно растет.
И наконец, в большинстве случаев конкретный ребенок подвергается насилию со стороны или члена семьи, или кого-то из близких знакомых. О множестве таких случаев рассказывают учителя и другие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка, в соответствии с новыми законами, которые обязывают предоставлять такого рода информацию.

Случаи массового насилия

Наиболее примечательный факт касательно многих случаев насилия над сотнями детей в нашей стране, происходивших в группах продленного дня, заключается в том, что очень немногие обвиняемые были осуждены. Некоторые обвинения были в конечном счете сняты с подозреваемых в этих преступлениях, и это породило противоречивый отклик в обществе. Это халатность при проведении расследования или, может быть, дети сошли с ума?
В первый раз общественность узнала о подобном случае в 1984 году, когда обсуждалось «дело Джордана о сексуальном насилии». Вся Америка узнала, что в маленьком городке в Миннесоте, воплощении всех добродетелей Среднего Запада, две дюжины мужчин и женщин, достопочтенных граждан, большинство из которых состояли в браке, тайно совершали сексуальные преступления по отношению к детям и жестоко мучили их. Дети рассказывали про оргии, на которых родители решали, с чьими детьми они будут вступать в сексуальные сношения. Детей забрали из родительских домов и передали в приемные семьи, но рассказы о все новых и новых подобных случаях продолжались. В конце концов, дети стали рассказывать об убийствах. Некоторые из них давали показания о том, что видели лично, как одного мальчика пытали до смерти на одной из оргий, некоторые сообщали и о других убийствах.
Были проведены тщательные расследования, чтобы обнаружить тела детей, погибших от пыток. Начались суды над обвиняемыми, и вдруг все обвинения были сняты решением главного судьи.
Что же произошло? Давая свидетельские показания против обвиняемых, дети стали признаваться, что выдумали истории об убийствах, хотя не отказывались от обвинений в сексуальных домогательствах. В это же время главный обвиняемый, который уже два раза получал срок за сексуальные преступления и который признался в преступлениях, караемых относительно легким наказанием, в обмен на согласие сотрудничать со следствием полностью изменил свои показания. Раньше он поддерживал показания детей и указывал на многочисленных подельников, а сейчас стал утверждать, что действовал в одиночку.
Было ясно, что некоторые дети обманывали, излагая события, и следователи не верили, что такие противоречивые показания смогут убедить суд присяжных. Как и во многих других случаях массового насилия, были проведены тщательные расследования во всех семьях пострадавших, но не было обнаружено ни малейших подтверждений насилия над ребенком или убийств детей. Единственные факты, подтверждающие совершенные преступления, были установлены в отношении главного обвиняемого, который теперь отказался от своих показаний, а также были получены противоречивые данные медицинской экспертизы. Медицинская экспертиза по делам, связанным с сексуальным насилием, может предоставлять весьма неоднозначные результаты. Даже если есть явные факты, например разрывы прямой кишки, невозможно идентифицировать, кто именно совершил это преступление.
Общественное мнение выдвигало разнообразные обвинения, но в особенности досталось прославленному в наши дни обвинителю Кетлин Моррис, которая начала шумное судебное разбирательство, задействовала средства масс-медиа, а потом внезапно приняла решение закрыть дело. Ей ставили в вину отсутствие профессионализма, любительский подход к организации расследования, когда обвинения предъявили сразу всем 24 подозреваемым, вместо того чтобы начать расследование с главного подсудимого. Ее критиковали за превышение полномочий, неумение организовать работу, дилетантство.
Кетлин Моррис стала козлом отпущения и для тех, кто верил показаниям детей и был вынужден потратить день в суде, и для тех, кто был убежден, что дети сочинили свои истории под давлением пристрастных дознавателей. Но мне кажется, что схема развития событий в городке Джордан, Миннесота, отчетливо проявляется и в других подобных историях о массовом насилии над детьми. Для них характерны следующие закономерности:

• единичный случай быстро провоцирует появление новых жертв и обвиняемых, среди которых часто встречаются люди, которые вряд ли являются преступниками;
• даже самые маленькие дети предъявляют весьма убедительные детали сексуальных домогательств;
• нет никаких свидетельств, подтверждающих сексуальное насилие, кроме полученных в ходе судебной медицинской экспертизы, а эти данные весьма неоднозначны;
• некоторое время спустя после первых предъявленных обвинений дети начинают рассказывать все более странные истории, например упоминают о сатанистских культах и детоубийстве;
• дети начинают путаться в собственных показаниях, детали их рассказов не совпадают после многократного упоминания. Дети противоречат друг другу;
• обвинение старается спасти надежных свидетелей, отметает других, дело разваливается.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Вероника Макарова. Советы родителям
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Жиренко Ирина Николаевна. «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Сальникова Елена Ивановна. Дурные привычки
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Хватит ждать!»
  • Закономерности психических систем
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «О воспитании детей»
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Мравян Оксана Юрьевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Мравян Оксана Юрьевна. СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Царёва Вера Сергеевна. Не кричите на детей!
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Притча «Так ли это?»
  • Редактор. Покончим с истериками.
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • 10 признаков умных людей
  • Романова Светлана Витальевна. Буклет «Моя семья – моя крепость»
  • Редактор. Ребенок учится считать
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь