|
Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24180
Автор: Рауш де Траубенберг Нина Константиновна.
Название: Тест Роршаха: Практическое руководство. Формат: HTML, RTF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке пытуемого могут относиться либо к самой фигуре, к ее неопределенным очертаниям, воспринимаемым и по отдельности («острова»), и в сочетании как симметричная фигура — либо только к белому пространству, воспринимаемому как объект, причем на формирование образа могут влиять и очертания белого фона, и его цвет («Снег»). Случается также, что испытуемый воспринимает фигуру и фон как равноценные, что приводит к банальным ответам («Вход в порт»); иногда возникают искаженные, извращенные образы человеческого тела (V-W «Толстая баба пляшет»).
- Эмоциональная тональность отражает неустойчивый и очень разреженный характер стимула, воспринимаемый как незавершенный, плохо артикулированный или нестабильный; такое восприятие окрашено негативно. Иногда испытуемый чувствует удовольствие, упоминая в ответе теплые, дружеские отношения или выдвигая образы игрового характера. - Символическая направленность здесь отчетливо женская, материнская. Обозначить свое положение относительно женского пола, относительно женского или материнского начала можно только во взаимосвязи со способом представленности материнского образа в первичном объектном отношении; поэтому воспринимаемые энграммы либо связаны с чувством безопасности вне зависимости от конкретного содержания ответа (игрушки, животные, человеческие образы), либо же они негативны, поскольку связаны с чувством покинутости («Кусок льда», «Разрушенные своды»). Серые фигуры могут восприниматься как взаимосвязанные или по отдельности; в любом случае восприятие их вторично по отношению к экспансии белого пространства, где завораживающая пустота граничит с деструкцией и заставляет обратиться к первичному уровню («Опустошенное, разрушенное тело»). Реакции на эту таблицу можно сравнить с реакциями на таблицу II. Таблица VIII - Это первая цветная таблица, выполненная в пастельных тонах. Конфигурация уравновешена относительно оси симметрии; фрагменты белого фона привносят легкость и воздушность. Если приводится общее впечатление от изображения, оно всегда включает восприятие цвета, а иногда и полностью базируется на нем {«Герб», «Импрессионистическая живопись»). Розовые боковые детали непременно воспринимаются по отдельности, и, как в таблице III, слишком явный характер этих деталей благоприятствует т интерпретациям, основанным на восприятии формы и позволяющим избежать участия цвета. Цвет воспринимается в разнообразных изящных сочетаниях, причем оттенки и фрагменты белого фона играют разделительную роль. - Появление цвета должно было бы вызвать изменение реакций испытуемого в лучшую сторону, придать им больше точности и пластичности, однако в некоторых случаях цветовые характеристики стимула игнорируются или предстают слабовыра- женными. Дисфорическая реакция встречается редко, а если и возникает, то является неизбежным следствием восприятия извращенного образа человеческого тела, предстающего искаженным, разрушенным, поглощенным. Такую реакцию непременно следует взять на заметку. - В большинстве ответов по данной таблице отражается потребность в коммуникативном обмене, в социальном общении, которая выявляется посредством цветового стимула в полном согласии с гипотезой о связи эмоции и цветового восприятия. Сущность интерпретации, следовательно, будет зависеть от отношения к цвету. Здесь возможны: отрицание, явное или замаскированное избегание, либо наличие только качественных реакций, либо открытое, непосредственное использование цвета в ответе; при этом возникающие образы могут быть весьма различны. В них могут проявляться нарциссические ценности субъекта или его озабоченность собственной соматикой и даже переживания, связанные с разрушением телесного образа. Бывает также, что восприятие цвета лишено аффективной окраски, и в этом случае ответы весьма интеллектуализированы, а обращение испытуемого с цветом псевдоаффективно, дистанци- рованно и отстраненно. Одни и те же цвета могут вызывать у психотических личностей искажение восприятия и смешение понятий «внутри-снаружи», что вплотную примыкает к тематике разрушения; в то же время чувствительность к фрагментам белого фона, воспринимаемым как пустоты, свидетельствует о неустойчивости, связанной с переживанием ущербности. Таблица IX - Таблица состоит из трех широких полей разного цвета, расположенных вокруг фрагментов бело-голубой окраски, симметричных по отношению к четко обозначенной оси. Постепенные переходы красок и щели между цветными деталями придают изображению качества глубины и взаимопроникнове- 188 ния фрагментов. Пространственная структура пятна напоминает таблицы II и VII. Общее впечатление определяется либо цветом («Водная гладь на закате солнца»), либо сочленением деталей вокруг вертикальной оси, играющей весьма динамичную роль («Извержение вулкана, кратер»). В иных случаях общее впечатление является плодом кинестетической интеграции форм и цветов («Танцовщицы в кабаре»). Иногда внимание обращается на белые фрагменты, и мелкие детали воспринимаются либо в игровой манере, либо с оттенком бредовых интерпретаций. - Эмоциональная тональность варьирует от принятия символического ключа таблицы до сопротивления ему. Этот символический ключ предопределяет известную амбивалентность выбора и отказа. В некоторых случаях характеристики пятна и, в первую очередь, его ширина, протяженность делают его перцептивно трудным для некоторых испытуемых, в то время как других эта таблица стимулирует к творческой работе над заданием. Отклик на эту таблицу чаще всего очень интенсивный, он редко бывает нейтральным, когда с самого начала отсутствуют структурирующие элементы, влияющие на социализацию. - Эта таблица чрезвычайно насыщена всевозможными значениями. Побуждение к регрессии, являющееся зачастую доминантным, может быть компенсировано или замещено очевидной импульсной полярностью. Форма и цвет изображения, фрагменты белого фона и взаимопроникновение деталей провоцируют проекции архаического уровня («Бездонная пропасть»). Регрессивные установки, переживаемые негативно или позитивно, апеллируют к первичной символике материнского тела, тесно связанного с фантазмами беременности и рождения. Эти фан- тазмы после ментальной переработки способствуют построению творческих конструкций с участием кинестезии и цвета. Неспособность справиться с фантазмами отсылает испытуемых к прямым сексуальным ответам или к образам разрушенного челове- чекого тела. Часто наблюдается чрезвычайная чувствительность, граничащая с патологией. Область импульсов может быть задействована в двойном аспекте, стеническом и деструктивном («Фейерверк», «Взрыв планеты Земля», «Конец света»). Таблицах - Многочисленные цветные пятна разбросаны по всему пространству таблицы, однако отчетливо видна их связь с комплексом серо-розовых деталей посередине. Средняя ось небольшого 189 размера, ее разбивают на части фрагменты белого фона. Распределение цветных пятен провоцирует целостные ответы, основанные одновременно на цвете и на неопределенных очертаниях формы («Палитра художника»). Более активный подход приводит к ответам типа «Фейерверк». Подразумевается рассмотрение изолированных деталей по отдельности; при этом учитывается как цвет, так и форма, которые могут вступать между собой в противоречие. Фрагменты белого фона либо рассматриваются как отдельные образы, либо составляют часть образа наряду с цветными пятнами. — Эмоциональная реакция имеет две особенности: во-первых, последняя таблица привносит ощущение окончания тестирования, что трактуется либо как облегчение, либо как разочарование; во-вторых, расчленение стимула и распределение отдельных его частей может как облегчать, так и блокировать ассоциации. Комментарии могут быть как позитивными («Здесь чувствуется биение жизни, веселье и радость»), так и негативными («Тут что-то копошится»). Иногда наличествует проекция агрессивности («Это несерьезно, похоже на детские рисунки»), отмечающая трудности регрессии. Неудобство вызывается, возможно, большими размерами промежуточного белого пространства. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|