Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24180

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

пытуемого могут относиться либо к самой фигуре, к ее неопределенным очертаниям, воспринимаемым и по отдельности («острова»), и в сочетании как симметричная фигура — либо только к белому пространству, воспринимаемому как объект, причем на формирование образа могут влиять и очертания белого фона, и его цвет («Снег»). Случается также, что испытуемый воспринимает фигуру и фон как равноценные, что приводит к банальным ответам («Вход в порт»); иногда возникают искаженные, извращенные образы человеческого тела (V-W «Толстая баба пляшет»).
- Эмоциональная тональность отражает неустойчивый и очень разреженный характер стимула, воспринимаемый как незавершенный, плохо артикулированный или нестабильный; такое восприятие окрашено негативно. Иногда испытуемый чувствует удовольствие, упоминая в ответе теплые, дружеские отношения или выдвигая образы игрового характера.
- Символическая направленность здесь отчетливо женская, материнская. Обозначить свое положение относительно женского пола, относительно женского или материнского начала можно только во взаимосвязи со способом представленности материнского образа в первичном объектном отношении; поэтому воспринимаемые энграммы либо связаны с чувством безопасности вне зависимости от конкретного содержания ответа (игрушки, животные, человеческие образы), либо же они негативны, поскольку связаны с чувством покинутости («Кусок льда», «Разрушенные своды»). Серые фигуры могут восприниматься как взаимосвязанные или по отдельности; в любом случае восприятие их вторично по отношению к экспансии белого пространства, где завораживающая пустота граничит с деструкцией и заставляет обратиться к первичному уровню («Опустошенное, разрушенное тело»). Реакции на эту таблицу можно сравнить с реакциями на таблицу II.

Таблица VIII
- Это первая цветная таблица, выполненная в пастельных тонах. Конфигурация уравновешена относительно оси симметрии; фрагменты белого фона привносят легкость и воздушность. Если приводится общее впечатление от изображения, оно всегда включает восприятие цвета, а иногда и полностью базируется на нем {«Герб», «Импрессионистическая живопись»). Розовые боковые детали непременно воспринимаются по отдельности, и, как в таблице III, слишком явный характер этих деталей благоприятствует
т
интерпретациям, основанным на восприятии формы и позволяющим избежать участия цвета. Цвет воспринимается в разнообразных изящных сочетаниях, причем оттенки и фрагменты белого фона играют разделительную роль.
- Появление цвета должно было бы вызвать изменение реакций испытуемого в лучшую сторону, придать им больше точности и пластичности, однако в некоторых случаях цветовые характеристики стимула игнорируются или предстают слабовыра- женными. Дисфорическая реакция встречается редко, а если и возникает, то является неизбежным следствием восприятия извращенного образа человеческого тела, предстающего искаженным, разрушенным, поглощенным. Такую реакцию непременно следует взять на заметку.
- В большинстве ответов по данной таблице отражается потребность в коммуникативном обмене, в социальном общении, которая выявляется посредством цветового стимула в полном согласии с гипотезой о связи эмоции и цветового восприятия. Сущность интерпретации, следовательно, будет зависеть от отношения к цвету. Здесь возможны: отрицание, явное или замаскированное избегание, либо наличие только качественных реакций, либо открытое, непосредственное использование цвета в ответе; при этом возникающие образы могут быть весьма различны. В них могут проявляться нарциссические ценности субъекта или его озабоченность собственной соматикой и даже переживания, связанные с разрушением телесного образа. Бывает также, что восприятие цвета лишено аффективной окраски, и в этом случае ответы весьма интеллектуализированы, а обращение испытуемого с цветом псевдоаффективно, дистанци- рованно и отстраненно. Одни и те же цвета могут вызывать у психотических личностей искажение восприятия и смешение понятий «внутри-снаружи», что вплотную примыкает к тематике разрушения; в то же время чувствительность к фрагментам белого фона, воспринимаемым как пустоты, свидетельствует о неустойчивости, связанной с переживанием ущербности.
Таблица IX
- Таблица состоит из трех широких полей разного цвета, расположенных вокруг фрагментов бело-голубой окраски, симметричных по отношению к четко обозначенной оси. Постепенные переходы красок и щели между цветными деталями придают изображению качества глубины и взаимопроникнове-
188
ния фрагментов. Пространственная структура пятна напоминает таблицы II и VII. Общее впечатление определяется либо цветом («Водная гладь на закате солнца»), либо сочленением деталей вокруг вертикальной оси, играющей весьма динамичную роль («Извержение вулкана, кратер»). В иных случаях общее впечатление является плодом кинестетической интеграции форм и цветов («Танцовщицы в кабаре»). Иногда внимание обращается на белые фрагменты, и мелкие детали воспринимаются либо в игровой манере, либо с оттенком бредовых интерпретаций.
- Эмоциональная тональность варьирует от принятия символического ключа таблицы до сопротивления ему. Этот символический ключ предопределяет известную амбивалентность выбора и отказа. В некоторых случаях характеристики пятна и, в первую очередь, его ширина, протяженность делают его перцептивно трудным для некоторых испытуемых, в то время как других эта таблица стимулирует к творческой работе над заданием. Отклик на эту таблицу чаще всего очень интенсивный, он редко бывает нейтральным, когда с самого начала отсутствуют структурирующие элементы, влияющие на социализацию.
- Эта таблица чрезвычайно насыщена всевозможными значениями. Побуждение к регрессии, являющееся зачастую доминантным, может быть компенсировано или замещено очевидной импульсной полярностью. Форма и цвет изображения, фрагменты белого фона и взаимопроникновение деталей провоцируют проекции архаического уровня («Бездонная пропасть»). Регрессивные установки, переживаемые негативно или позитивно, апеллируют к первичной символике материнского тела, тесно связанного с фантазмами беременности и рождения. Эти фан- тазмы после ментальной переработки способствуют построению творческих конструкций с участием кинестезии и цвета. Неспособность справиться с фантазмами отсылает испытуемых к прямым сексуальным ответам или к образам разрушенного челове- чекого тела. Часто наблюдается чрезвычайная чувствительность, граничащая с патологией. Область импульсов может быть задействована в двойном аспекте, стеническом и деструктивном («Фейерверк», «Взрыв планеты Земля», «Конец света»).
Таблицах
- Многочисленные цветные пятна разбросаны по всему пространству таблицы, однако отчетливо видна их связь с комплексом серо-розовых деталей посередине. Средняя ось небольшого
189
размера, ее разбивают на части фрагменты белого фона. Распределение цветных пятен провоцирует целостные ответы, основанные одновременно на цвете и на неопределенных очертаниях формы («Палитра художника»). Более активный подход приводит к ответам типа «Фейерверк». Подразумевается рассмотрение изолированных деталей по отдельности; при этом учитывается как цвет, так и форма, которые могут вступать между собой в противоречие. Фрагменты белого фона либо рассматриваются как отдельные образы, либо составляют часть образа наряду с цветными пятнами.
— Эмоциональная реакция имеет две особенности: во-первых, последняя таблица привносит ощущение окончания тестирования, что трактуется либо как облегчение, либо как разочарование; во-вторых, расчленение стимула и распределение отдельных его частей может как облегчать, так и блокировать ассоциации. Комментарии могут быть как позитивными («Здесь чувствуется биение жизни, веселье и радость»), так и негативными («Тут что-то копошится»). Иногда наличествует проекция агрессивности («Это несерьезно, похоже на детские рисунки»), отмечающая трудности регрессии. Неудобство вызывается, возможно, большими размерами промежуточного белого пространства.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Каков же ответ?»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Притча «Спор Света и Темноты»
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Притча «Кирпичи и навоз»
  • Притча «Он и Она»
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Притча «Тонкий шелк»
  • Притча «Ответ — молчание»
  • Редактор. Задача со шпионами
  • Притча «Одиночество»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие речи. Система тестов для детей 5-7 лет
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Притча «Привлекательность и важность»
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Математика. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Математика. 2018 г.
  • Притча «Про любовь»
  • Притча «Какого цвета море?»
  • Притча «Струи дождя»
  • Притча «Ответ Хуманъюна Адиля»
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Редактор. Логические задачи. Для 4 - 8 классов
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 5 класс. Математика. 2018 г. ( образец; варианты )
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • 10 признаков умных людей
  • Притча «Они всегда должны быть рядом»
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Притча «Вера»
  • Догадова Алла Николаевна. Интерактивная игра 'Дружба крепкая'
  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Притча «Притча о звонаре»
  • Притча «За что боролись, на то и ...»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Притча «Просто стою»
  • Притча «Ответ дзэн»
  • Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу
  • Притча «Ответ горного духа»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Притча «Контрольная»
  • Притча «Быть собой»
  • Притча «Где есть любовь»
  • Притча «Летучая Мышь (легенда юкатекских майя)»
  • Владимир Веселов. Наш ответ Чемберлену. Пропаганда в российском кино
  • Интересный тест Зигмунда Фрейда
  • Притча «Чей вкус правильный?»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь