Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24187

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таблица III
- Составляющие этого пятна примерно те же, что и в таблице II, однако их взаимное расположение оставляет гораздо больше места для белого пространства, а красные пятна более разбросаны. Так называемый «общий ответ» относится к взаимоотношению черных частей изображения, воспринимаемых как персонажи, расположенные друг напротив друга, застывшие или — чаще — подвижные. Перцептивный охват одновременно всех элементов встречается достаточно редко, и, как правило, он неадекватен; иногда же, напротив, в таком ответе видно превосходное, четкое изложение воспринятого образа. Красный цвет стимула не вызывает сильного отклика; насильственное включение боковых красных деталей может приводить к делирантным образам.
- Эмоциональная атмосфера характеризуется чувством расслабленности, покоя и удовольствия. Эта таблица часто выбирается в качестве самой приятной. Впрочем, в некоторых случаях отношения между персонажами воспринимаются как конфликтные, что отражает поведенческие проблемы испытуемого; а иногда воспринятые образы относятся к ирреальному миру, населенному злобными существами.
183
: - Доминирующее символическое значение определяется пространственным расположением силуэтов человеческих фигур, которые в этой таблице привлекают к себе внимание в первую очередь. Испытуемому предоставляется возможность выразить потребность саморепрезентации по отношению к другому и указать на желаемый тип взаимоотношений с окружающими. Здесь со всей несомненностью выявляется проблематика идентификации. В то же время чересчур очевидный, порождающий определенные образы стимул позволяет переместить на второй план индивидуальные черты; тогда на первый план выходят конвенциональные установки поведения. Персонажи с определенной половой принадлежностью, занятые в некоей деятельности, могут быть сведены к статическим, опредмеченным, безжизненным фигурам или преобразованы во «внутренние» образы, появляющиеся вместо проекций. Иногда во внимание принимается только положение тела человеческой фигуры. Повернутая на 180 градусов, таблица благоприятствует возникновению образа фантастического гуманоидного существа, при этом восприятие искажается из-за присутствия красного цвета посередине, который напоминает внутренности тела.
Таблица IV
- Темное, растянутое и замкнутое пятно, близкое по очертаниям к таблице I, но более массивное, более плотное и мрачное. Как правило, пятно воспринимается как единое целое, при этом участвующие в формировании образа объекты могут находиться в движении или быть неподвижными («Большой медведь взобрался на пень», «Медвежья шкура»). Встречаются также сенсорные характеристики, отчетливо выделенные нюансы («Пейзаж в тумане», «Шелковистый мех») или общие мрачные, давящие впечатления («Кошмарное видение»). Плотность теней вызывает весьма специфические реакции, а детали, даже несущие в себе зачаток формы, остаются привязанными к общей массе, с легкостью отождествляемой с силуэтом человека.
- Эмоциональная тональность почти всегда дисфорическая. Распространенный черный цвет дает ощущение дискомфорта, неудобства, беспокойства, которое либо выражается непосредственно и открыто, либо провоцирует резкий упадок сил. Истощение и депрессия могут лежать в основе некоторых ответов,
184
однако случается, что энергичная переработка высказываний позволяет превозмочь негативные аспекты.
- Латентные потребности связаны с понятием могущества, силы, власти. Персональные реакции здесь могут быть как позитивными, так и негативными: испытуемый идентифицируется с доминантностью или подчиненностью, он принимает сильную позицию или же ищет убежище в слабости и пассивности. В любом случае транскрибировать фантазматическую позицию как относящуюся к объективной реальности недопустимо. Следует отметить биполярную сексуальную характеристику образа; чаще всего, однако, воспринимается фаллический символ, локализованный в средней части изображения («Венец», «Замок»).
Таблица V
- Темное (почти черное) пятно, компактное, слегка растянутое, по структуре напоминающее биологическую клетку. Цельный характер пятна предрасполагает к восприятию его целиком, как образа крылатого животного или танцующей фигуры. Единство восприятия может быть, тем не менее, нарушено, если две половины рассматриваются в противостоянии, и предпочтение отдается не центральной фигуре, а выступам и линиям контура.
- Эмоциональная реакция тем более нейтральная, чем более воспринимаемый образ близок к объективной реальности. Иногда наблюдается возврат к мучительной атмосфере таблицы IV. Наконец, таблица может вызывать нарциссические образы, влекущие за собой активную переработку стимула; этот процесс сопровождается состоянием эйфории.
- Цельный характер изображения апеллирует к чувству единства, как психического, так и соматического толка; это единство может быть поставлено под сомнение на фантазматическом уровне вследствие переживаемого страдания или из-за врожденных деформаций, расстройств, уродства. Этот образ единства включен в понятие представления о себе. Отказ от работы с данной таблицей заставляет предполагать серьезную борьбу за «порядок вещей», против дезорганизации как внешнего, так и внутреннего мира либо неспособность принять очевидную реальность. Противопоставление двух половин таблицы указывает на амбивалентные переживания и конфликтную интрапсихическую позицию.
185
Таблица VI
- Серое пятно со светотеневыми переходами, достаточно компактное. Оно пересечено вертикальной осью, верхняя часть которой имеет своеобразные, весьма отчетливые очертания. Это пятно воспринимается либо как целое, либо как взаимоотношение верхней осевой части и основания. Увиденные в этой таблице мелкие детали Dd всегда имеют большое значение («Клыки», «Когти»). Как правило, основное внимание обращается здесь на форму и оттенки; с другой стороны, отчетливая вертикальная ось благоприятствует возникновению ответов, подразумевающих наличие некоторой энергии, будь то энергия природных сил или мобилизуемая человеком («Взрыв», «Отбойный молоток»).
- Эмоциональная реакция чаще имеет отрицательную окраску, поэтому при проведении предпочтительного выбора таблица в большинстве случаев отвергается. Это объясняется трудностями интеллектуального плана при работе с данным изображением; более вероятно, однако, что испытуемый отвергает таблицу из-за того, что воспринимает ее как конфликтную.
- Данная таблица чрезвычайно нагружена сексуальными мотивами, энергией и динамизмом. Здесь, как и в таблице IV, фаллическая символика используется чаще, чем символика женского тела, и может иметь место смещение к тематике объективной мощности («Ракета») или обращение к мифологии («Тотем»). Движение, представленное в стенических высказываниях, в m может трактоваться как агрессивное и даже разрушительное; бывает, что испытуемый отрицает аспект движения, избегает его или заменяет на пассивный образ, возникновению которого способствует светотень (в этом случае образ, как правило, имеет отпечаток анальной коннотации). Противопоставление активность-пассивность выражается также в присутствии проблематики кастрации, проявляющейся в целом ряде ответов, в которых участвуют объекты, движущиеся или возвращенные в пассивное состояние. Здесь не обойтись без сравнения с таблицей IV.

Таблица VII
- Эта таблица характеризуется наличием белого пространства посередине в большей степени, чем светло-серой фигурой, разбитой на три части неправильной формы, соединенные узкими перешейками, которые ограничивают белый промежуток. Реакции ис-
186



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Роршаха тест; rorschach test
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Шапарь В. Б., Шапарь О. В. - Практическая психология. Проективные методики.
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Ассоциативный тест; Word Association test; Assozia-tion-experiment
  • Drawing "Man in the rain."
  • Баранова К.М., Дули Д. и др. Starlight 2 (Звездный английский. 2 класс). Test Booklet (Контрольные задания)
  • Miller Judith. Moscou : avec trois fils, un réticule
  • Баранова К.М., Дули Д. и др. Starlight 4 (Звездный английский. 4 класс). Test Booklet (Контрольные задания)
  • Collins Steven Advanced Everyday English
  • Тест MMPI. Общие сведения.
  • Mark Hancock English Pronunciation in Use. Intermediate
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Анаклитическая (депрессия)
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Тест словесных ассоциаций; Word association test; Assoziation-experiment
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Возврат вытесненного
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Seminar of November 19, 1974
  • Raymond Murphy English Grammar in Use
  • Воображаемое; imaginary
  • Сумма возбуждения; sum of excitation
  • Самоанализ; self-analysis
  • Лапланш Ж., Понталис Ж. – Б.- Словарь по психоанализу
  • Patricia Dunkel & Frank Pialorsi Advanced Listening Comprehension
  • Анализ прямой
  • Проективная идентификация; Projective identification; Projektive Identifizierung
  • Георгий Почепцов. Размещение в популярных телесериалах «квантов» здорового поведения: американский опыт
  • Морис Мерло-Понти. Феноменология восприятия.
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Климов Е.А. ГИПОТЕЗА "МЕТЕЛОК" И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА
  • Даты жизни и творчества Жака Лакана
  • Биболетова М.З. Enjoy English. 4 класс. Книга для учителя
  • Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.
  • Александр Федоров. Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Technique decision. Descartes Square
  • Биболетова М.З. и др. Enjoy English. 4 класс. Рабочая тетрадь
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Биболетова М.З. и др. Enjoy English. 5 класс. Книга для учителя
  • Биболетова М.З. и др. Enjoy English. 6 класс. Книга для учителя
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике
  • Арриан. ОСНОВАНИЯ СТОИЦИЗМА
  • Hogan Kevin - The Science of Influence: How to Get Anyone to Say - Yes in 8 Minutes or Less!
  • Госпитализм; hospitalism
  • Я идеальное; ideal ego



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь