Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24177

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

• Светотень
Ответ относится к светотеневым, если его возникновение целиком или частично определено оттенками цветов (в основном серого), переходом одного цвета в другой или тактильным ощущением, чувством глубины или прозрачности.
Как и в случае цветовых ответов, следует оценить вес этого детерминанта относительно формы. Используются следующие символы:
- FE, если светотень интегрирована в ответ с доминированием точной формы; если же форма неадекватна, то ответ обозначается FE-.
- EF, если участие светотени в формировании ответа превосходит участие формы, которая в этом случае, как правило, выглядит недостаточно определенной. ,,,,,
- Е, если светотень является единственным детерминантом ответа.
Например (таблица VI):
- ответ «шкура тигра» (во время опроса: «Похоже на шкуру " по форме и по расцветке, эти пятна и разные оттенки ворса напомнили мне тигра») шифруется как FE.
Внимание: не всякий образ шкуры животного в этой таблице обозначается символом FE; данная шифровка употребляется лишь тогда, когда имеется отчетливое упоминание о свето- • тени, выдвинутое либо спонтанно, либо во время опроса;
- «Овечий мех»: EF;
- «Мех»: Е.
• Кинестезия (обозначается М в английской системе, но К в немецкой и французской)
В тех случаях, когда образу приписано прочувствованное движение, ответ шифруется как кинестетический. В кинестетических ответах выделяют:
— кинестезии, относящиеся к человеческим образам (М);
— мелкие кинестезии, которые в свою очередь включают в себя:
- FM: животное в движении
- т: предмет в движении
- mh: часть человеческого тела в движении или цельный ; человеческий образ в движении, локализованный
в Dd
— М (от английского слова «movement». Ответ шифруется М в тех случаях, когда изображение интерпретируется как образ живого человека либо когда в ответе отчетливо артикулированы движения или действия персонажей, отношения между действующими лицами, манера поведения или даже намерение («Двое смотрят друг на друга», «Женщина молится», «Спящий человек», «Два человека дерутся»).
С другой стороны, для описаний человеческой фигуры, составленных исключительно на основе формы, а также для таких ответов, как «рисунок», «статуя», применяется шифровка F+ или F-.
232
Учитывая, что форма изображения является частью кинестетического ответа, нужно всегда оценивать качество формы. Ответы с плохой формой шифруются как М-, если же форма адекватна, то ставится шифровка М.
- mk. Ответ шифруется mk:
- если в нем фигурирует часть человеческого тела в движении («Рука, поднятая для удара»);
- если цельный человеческий образ в движении относится к Dd;
- FM. Ответ шифруется как FM, если воспринятому образу животного приписывается движение.
Следует учесть, что движение должно быть выражено глаголом действия (например, «Бабочка с развернутыми крыльями» шифруется как F, а «Бабочка летит» - FM).
В этих ответах всегда доминирует форма.
Ответы к таблице VIII при условии, что розовые боковые части изображения восприняты как движущиеся животные, обозначаются:
- F+, если таблица рассматривается в изначальном положении;
- FM, если таблица повернута боком.
Суть данной шифровки сводится к следующему: в первоначальной позиции таблицы VIII объективное расположение боковых пятен, воспринимаемых как животные, подразумевает движение и, следовательно, в таком восприятии совершенно отсутствует индивидуальный, личностный аспект. Если же таблица повернута, то животные статичны.
- т. Ответ шифруется т, если движение (как правило, весьма энергичное) приписывается неодушевленному предмету и источник движущей силы имманентно присущ этому объекту (например, «извержение вулкана», «вода, которая течет»).
В этих ответах детерминант формы не очень силен. •Ch
Ответ шифруется символом Ch («свет-темнота»), если он обязан своим возникновением массивному, темному, протяженному вширь, однородному пятну, воспринимаемому целиком или в локализации D, причем напряженность впечатления связана
233
с чувством страха, угрозы, опасности, беспокойства (например, ответ «Черное знамя» не относится к ответам Ch, однако высказывание «Что-то мрачное, как в кошмарном сне, что-то роковое» шифруется как Ch).
По определению, эти ответы могут появляться только к таблицам черного цвета, однако случается, что они возникают при восприятии насыщенных беспокойством образов в таблице IX: «Конец света, впечатление ужаса». То же самое впечатление грозящей опасности иногда возникает при предъявлении таблицы И, которой свойственно вызывать тенденции Ch.
В соответствии с различной степенью интеграции формы различают следующие виды ответов:
- FCh обозначает ответы с доминирующей формой;
- ChF обозначает ответы, в которых детерминант формы присутствует, но не преобладает;
- Ch обозначает ответы, возникновение которых никак не связано с формой пятна.
Например, в таблице IV:
- «Какое-то чудовище, наверное, вампир, он весь всклокоченный, ужасный» FCh;
- «Страшное хищное растение» ChF;
- «Кошмарный сон», «Дьявольские силы» Ch.
• Двойные и связанные детерминанты и тенденции Некоторые сложные ответы содержат в себе различные аспекты, не укладывающиеся в рамки единственной шифровки. В этих случаях принято:
- либо удваивать шифровку ответа, например, в таблице II «Клоуны перебрасываются красными мячами»:
WMH
DFCobj
(заметим, что преимущество такой шифровки заключается в ясности обозначений, а недостатком является искусственное раздувание количества D или W);
- либо соединять два детерминанта в одной шифровке; при этом сочетания М и С, m и С, М и Ch, Е и С встречаются чаще других.
Например:
- таблица X, «Японцы играют в весеннем саду»: W МС Н;
- таблица IV «Страшный великан с дубиной»: W MCh (Н);
234
- либо определять главный детерминант и указывать дополнительный аспект стрелкой -», обозначающей тенденцию.
Дополнительный аспект может появляться спонтанно, как в приведенных примерах, либо при проведении опроса. Животные — герои мультфильмов (Уолт Дисней) или комиксов
17: ' '' Ad: части животных, исключая рот, зубы, рога, клешни 18: Ad: рот, зубы, рога, клешни
19: (Ad) Фантастические части тела
100: Анатомия животных. 101: Скелет целиком; 102: Анато
мическое строение костей; 003: Анат. внутренности; 104: кровь, вены, артерии;
Неодушевленные предметы и разное
20: Любые предметы (включая картины)
21: Части предметов
22: Объекты, представляющие человека (маска, марио
нетка, чучело) ,
23: Одежда и предметы туалета (очки)
24: Объекты, олицетворяющие атрибуты власти (гераль
дика, корона, тотем, герб) 25: , , Архитектура 26: Полые объекты (вазы)
27: Острые, режущие предметы (щипцы, ножницы, ору-
. . . ,, жие, стрелы) 28: Объекты, обладающие движущей силой (машины, ко
рабли, бомбы, взрывные устройства, ракеты )
245
29: Природные образования (гроты, скалы, вулканы, обла-
ка, вода)
30: Ботаника
31: География
32: Биология
33: Пейзажи
Разное
40: Пища
50: Линии, штрихи, палки
51: Отверстия, пропасти, пустота
53: Огонь
54: Тени, следы, отпечатки
55: Планета, летающая тарелка
60: Абстракции
61: Символы
Вторая колонка: Типы контакта
1: Обоюдное позитивное взаимодействие («Приветству
ют друг друга», «Пожимают друг другу руки») 2: . «л Обоюдное агрессивное взаимодействие («Дерутся»,
«Спорят из-за чего-то») 3: Действие билатеральное нейтральное («Двое черно
кожих играют на там-тамах», «Они что-то держат») 4: . Взаимодействие активное/пассивное без агрессии (кто-
то из людей или животных совершает неагрессивное действие в отношении другого) 5: Взаимодействие активное/пассивное с агрессией
6: Взаимодействие активное/пассивное с отношением
зависимости («мать и ребенок», «стрекоза прилепилась к стволу дерева»)
7: Простое действие и поза, подразумевающая М или FM
8:" Агрессивное действие («хватает»)
80: Агрессивность или угроза при отсутствии действия
(« Злые », « Опасные животные ») 9: " Несообразное или нелепое действие («Две женщины
переговариваются, находясь на разных континентах») 40: Претерпеваемое действие (побитый или раненый чело
век, без указания на агрессора, «кровь»)
41 Отражение в зеркале
42: Простое наименование или поза, не подразумевающая
ни М, ни FM 43: Рисунок карикатура
246
44: 45: 46:
Статуя, мумия
Мертвый человек или животное Неполное изображение (женщина без головы)
Третья колонка: Идентификация
М: Мужской
F: Женский
M/F: Мужская и женская фигуры
/: Не уточнено
О: Амбивалентный
Четвертая колонка
D: Извращенное содержание
U: Однобокое
J: Близнецы
S: » v Жанровые сцены
Sx: , Сексуальное содержание
X: Отцовский образ
Y: Материнский образ
Е: Субъективные, личные переживания
R: Регрессивное содержание
Шифровка протокола Андрэ Схема саморепрезентации
Ответ Номер колонки
1 2 3
Таблица 1
1 11 7
2 01 7 MF
3 04 MF
Таблица II
4 11 7 /
5 29 42
Таблица III
6 01 3 М
7 53 7
8 14 42
Таблица IV
9 '04
10 30 42
Таблица V
11 11
12 11 4
Таблица VI
13 61
14 10 40
Таблица VII
15 11 1
16 31 42
Таблица VIII
17 25 7
18 20 42
19 002 40
Таблица IX
20 29 5
21 29 42
Таблица X
22 1» 1
23 11 42
24 01 3 М
25 51 42



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Каков же ответ?»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Притча «Спор Света и Темноты»
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Притча «Кирпичи и навоз»
  • Притча «Он и Она»
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Притча «Тонкий шелк»
  • Притча «Ответ — молчание»
  • Редактор. Задача со шпионами
  • Притча «Одиночество»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие речи. Система тестов для детей 5-7 лет
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Притча «Привлекательность и важность»
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Математика. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Математика. 2018 г.
  • Притча «Про любовь»
  • Притча «Какого цвета море?»
  • Притча «Струи дождя»
  • Притча «Ответ Хуманъюна Адиля»
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Редактор. Логические задачи. Для 4 - 8 классов
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 5 класс. Математика. 2018 г. ( образец; варианты )
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • 10 признаков умных людей
  • Притча «Они всегда должны быть рядом»
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Притча «Вера»
  • Догадова Алла Николаевна. Интерактивная игра 'Дружба крепкая'
  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Притча «Притча о звонаре»
  • Притча «За что боролись, на то и ...»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Притча «Просто стою»
  • Притча «Ответ дзэн»
  • Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу
  • Притча «Ответ горного духа»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Притча «Контрольная»
  • Притча «Быть собой»
  • Притча «Где есть любовь»
  • Притча «Летучая Мышь (легенда юкатекских майя)»
  • Владимир Веселов. Наш ответ Чемберлену. Пропаганда в российском кино
  • Интересный тест Зигмунда Фрейда
  • Притча «Чей вкус правильный?»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь