Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24179

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

• Связанные локализации
Наряду с этими ответами, поддающимися локализации, существуют и другие, более сложные, в частности, отдельные детали, приводящие к целостному ответу или включающие фрагменты белого фона в более обширную локализацию.
В этих случаях принято обозначать ответ несколькими символами, подчеркивая тот символ, который соответствует конечной локализации (как правило, он пишется во второй позиции, что свидетельствует о ходе перцептивного процесса). Существуют и другие способы записи связанных локализаций.
- D/W или (D)W — построение целостного ответа на основе сочетания нескольких D.
Например: в ответе к таблице VIII («Это животные, они взбираются на гору») образ животных относится к боковым деталям, а гора к средней части.
N.B. Не следует смешивать данный случай с целостным ответом, элементы которого подвергаются впоследствии детализации. Например, высказывание «Подводный мир, здесь крабы, а тут кораллы...» (таблица X) шифруется как W.
S/W или (S)W — построение целостного ответа на основе фрагмента белого фона.
Например: «Летающая тарелка, окруженная языками пламени, в грозовом небе» (таблица II). Здесь летающая тарелка соответствует фрагменту фона в центре, пламя — красному цвету, а грозовое небо — боковым черным деталям.
228
- W/s или Ws — целостный ответ с явной интеграцией белого фона. Фрагменты белого фона могут быть просто включены в целостный ответ, не являясь при этой отправной точкой восприятия образа.
Например: «Маска» (таблица I). Это целостный ответ; белые фрагменты в центре воспринимаются как глаза.
- S/D или (S)D — построение ответа, относящегося к части изображения на основе фрагмента белого фона или присоединение к S одной или нескольких деталей, обычно шифруемых D.
Например: ответ «Реактивный самолет, из реакторов вырываются языки огня» (таблица II) шифруется как S центральный + D красный нижний.
- D/s — ответ, построенный на простом включении белого цвета в ответ D.
- Dd/W либо Dd/D, либо (Dd)/W, либо (Dd)/D — построение ответа (W или D) на основе Dd*.
N.B.: не следует путать такие ответы с простыми уточнениями, приведенными во вторую очередь.
II. ДЕТЕРМИНАНТ
Ответ на вопрос «Как и почему возникает то или иное высказывание?
Символы распределяются на несколько категорий в соответствии со своими характеристиками (форма, цвет и светотень) или с более личным аспектом (привнесение элемента движения, какого-либо намерения, чувства страдания или впечатления глубины).
Совершенно очевидно, что ни одну из этих категорий нельзя представить ни как полностью объективную, ни как всецело субъективную. Бесспорно также и то, что каждый ответ возни-
DW — целостные ответы конфабуляторного типа; обобщение, исходящее из детали (например, «Паук, потому что есть лапы»).
229
кает в результате столкновения внешней реальности с внутренним миром субъекта.

• Форма
Если ответ основывается исключительно на конфигурации пятна (целиком или какой-то его части), то он шифруется как F.
Для каждого высказывания испытуемого следует определять качество формы; это качество находит свое отражение в обозначениях F+, F-, F±.
Качество формы оценивается по двум критериям:
- формальное соответствие ответа пятну: насколько форма, увиденная испытуемым, объективно близка к интерпрети-
* руемой форме пятна (или его части)?
— частота появления данного ответа: логично предположить, что ответ, встречающийся достаточно часто, действительно адекватен стимулу.
Поскольку статистически достоверный список хороших и плохих форм для взрослого населения Франции пока еще не составлен*, можно обратиться к сводному списку, составленному Бейз- ман на материале исследований нескольких авторов (см. ее работу «Список шифровки форм»).
Итак, форма, считающаяся «хорошей», отчетливо выраженной, обозначается символом F+, а форма, неадекватная стимулу, заносится в протокол как F-.
Иногда в ответах встречаются образы, относительно которых трудно прийти к определенному выводу относительно адекватности их формы: высказывание испытуемого не дает возможности вынести суждение, поскольку он либо не в состоянии уточнить возникший образ, либо не чувствует в этом потребности («Это животное»). Бывает также, что контуры увиденного неясны и расплывчаты («Острова», «Облака», «Что-то из географии...»). В этих случаях ответ шифруется как F±.
N.B. Шифровку F± ни в коем случае не следует рассматривать как знак нерешительности самого экзаменатора; она должна * ' '; соответствовать недостаточно ясной позиции испытуемого.
Список хороших форм по ответам подростков приготовлен к публикации в Парижском университете имени Рене Декарта. В России список хороших форм приведен в книге: Белый Б. И. Тест Роршаха. Теория и практика. СПб., 1992.
230
• Цвет
Цвета, на которые реагирует испытуемый, делятся на два типа:
- цвета хроматического ряда: красный и пастельные (С);
- так называемые ахроматические цвета: серый, черный и белый (С').
Если цвет действительно играет важную роль в формировании образа, следует оценить степень его участия. В соответствии с этим ответ обозначается:
- FC или FC', если цвет интегрирован в ответ с доминированием точной формы, и FC-, если форма неадекватна;
- CF или C'F, в тех случаях, когда впечатление, производимое цветом, превалирует над восприятием формы; как правило, форма в таких ответах неточная;
- С или С', если цвет является единственным детерминантом ответа.
Примеры
- «красныйколпак»: FC
- «кровь»: С, но «кровавое пятно»: CF-
- «гроза»: С', но «разбросанные серые облака»: C'F
- «ночная бабочка» (при опросе: «потому что она серая»): FC'
Данные ответы не следует смешивать с простой локализацией, которую испытуемый выражает спонтанно: «Голубой, это крабы» (таблица X, F+), или «Это красное, наверное, бабочка» (при опросе: «Потому что оно по форме похоже на бабочку»); такой ответ определяется только формой, однако ответ «Красная бабочка» шифруется как FC.
Технические замечания насчет цветов (например: «Чтобы получить этот цвет, нужно смешать красный и желтый») не относятся к цветовым ответам как таковым.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Каков же ответ?»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Притча «Спор Света и Темноты»
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Притча «Кирпичи и навоз»
  • Притча «Он и Она»
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Притча «Тонкий шелк»
  • Притча «Ответ — молчание»
  • Редактор. Задача со шпионами
  • Притча «Одиночество»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие речи. Система тестов для детей 5-7 лет
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Притча «Привлекательность и важность»
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Математика. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Математика. 2018 г.
  • Притча «Про любовь»
  • Притча «Какого цвета море?»
  • Притча «Струи дождя»
  • Притча «Ответ Хуманъюна Адиля»
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Редактор. Логические задачи. Для 4 - 8 классов
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 5 класс. Математика. 2018 г. ( образец; варианты )
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • 10 признаков умных людей
  • Притча «Они всегда должны быть рядом»
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Притча «Вера»
  • Догадова Алла Николаевна. Интерактивная игра 'Дружба крепкая'
  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Притча «Притча о звонаре»
  • Притча «За что боролись, на то и ...»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Притча «Просто стою»
  • Притча «Ответ дзэн»
  • Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу
  • Притча «Ответ горного духа»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Притча «Контрольная»
  • Притча «Быть собой»
  • Притча «Где есть любовь»
  • Притча «Летучая Мышь (легенда юкатекских майя)»
  • Владимир Веселов. Наш ответ Чемберлену. Пропаганда в российском кино
  • Интересный тест Зигмунда Фрейда
  • Притча «Чей вкус правильный?»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь