Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24387

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В анкетах, как правило, социолог оперирует закрытыми вопросами, поскольку, как говорилось, это единственный путь определения концепту-ального содержания анкетного вопроса. Выразить концептуальное содержа-ние - трудная задача, не всегда полностью осознаваемая исследователем. Не случайно в социологической литературе закрытые вопросы анализируются, как правило, только с точки зрения удобств пользования ими (респон-дентам легче на них отвечать по сравнению с ответами на открытые вопро-сы), их проще кодировать, обрабатывать и анализировать, т.е. они удобны и с чисто технической стороны. И далеко не всегда к закрытым вопросам под-ходят с точки зрения решения ими той или иной последовательной задачи.
Надо сказать несколько слов о полузакрытом вопросе, т.е. о таком типе вопроса, где респонденту дается возможность дописать свой ответ, ес-ли ни одна из предложенных альтернатив не отражает его мнения. Обычно в этом случае делается пометка: "Что еще, напишите..." или "Как иначе, напишите..." и т.п.
Надо сразу отметить, что полузакрытые вопросы, как показывает со-циологическая практика и методические эксперименты, не дают нужного эффекта. Чаще всего их ставят в анкету, так сказать, для успокоения сове-сти, показывая, что, мол, мы не давим на респондента, даем ему возмож-ность выразить свое мнение. Но респонденты редко пользуются этой воз-можностью, только 10-15% опрошенных дописывают свой вариант ответа на заданный вопрос в дополнение к предлагаемым альтернативам. Такое ограниченное количество ответов, как правило, не позволяет провести их содержательный анализ. К тому же на полузакрытый вопрос обычно отвечает определенная группа респондентов, например, имеющая высокий уровень образования и умеющая работать с печатными текстами.
Это ограничивает содержательное использование вопроса данного типа. Кроме того дополнительные ответы носят частный, специфический характер, что не позволяет в большинстве случаев построить более или ме-нее приемлемую типологию.

Сколько "закрытий" должно быть в вопросе?
В принципе к большинству вопросов, за исключением специфиче-ских, можно предложить довольно много закрытий. Так на вопросы о про-ведении свободного времени, о формах культурного потребления, о художе-ственных предпочтениях и многих других можно дать большое количество ответов. Так, в одной из анкет о мотивах счастливого семейного брака ре-спондентам было предложено 36 альтернатив, охватывающих материальное положение опрашиваемых, условия и организацию быта, морально-психоло-гические отношения, состояние здоровья и наличие детей и т.д.
Естественно социолога при выяснении всех мотивов, может интере-совать весьма широкий круг явлений в различных аспектах и различной степени полноты. Но понятно, что дать в одном опросе все возможные варианты ответа практически невозможно. К тому же это противоречит методике опроса и вот почему.
Прежде всего при большом количестве альтернатив появляется моно-тонность, респонденту становится неинтересно, к концу набора ответов он устает отвечать, особенно, если таких вопросов в анкете много.
Далее социологи заметили, что респонденты при большом наборе альтернатив, как правило, фиксируют первые и просматривают остальные альтернативы, часто не вдумываясь в их содержание. Как показывает ана-лиз, сумма ответов респондентов по альтернативам, если вопрос построен неправильно, располагается по убывающей.
Конечно можно постараться убедить респондентов тщательно читать все альтернативы, обдумывать и выбирать именно тех из них, которые в большей степени соответствуют их мнению, независимо от того, где они расположены - в начале, середине или в конце набора, но толку от этого бу-дет немного. За несколько минут инструктажа, объяснения, как надо запол-нять анкету и отвечать на вопросы, психологию респондента изменить не удастся, и он будет поступать, как обычно. Поэтому нужно заранее нивели-ровать негативные явления и в конечном итоге облегчить работу и респон-дентам, и себе.
Для того, чтобы избежать концентрации ответов респондентов на первых альтернативах, можно применить некоторые общие правила. Прежде всего не стоит строить "длинные" вопросы, т.е. давать много закрытий. Лучше ограничиться пятью-шестью закрытиями. Если есть необходимость в большом количестве альтернатив, то целесообразно разделить вопрос на два-три условных вопроса и поставить их под литерами А, Б, В... Можно также расположить альтернативы в два столбца по 3-5 альтернатив в каждом. Это снимет монотонность вопроса. Альтернативы в условных вопросах или в столбцах будут восприниматься респондентами как новый набор альтернатив.
Такая компоновка альтернатив обеспечивает некоторую уверенность в том, что респондент прочтет все альтернативы и выберет именно те, кото-рые в большей степени соответствуют его мнению. Во всяком случае прак-тика построения вопроса и ряд методических экспериментов говорят в пользу данного способа расположения альтернатив. В результате такого построения мы получаем в большинстве случаев по совокупности ответов в усредненных данных равномерное распределение ответов респондентов по альтернативам, независимо от того, на каком месте они находятся: на пер-вом, последнем или в середине набора.
Однако общее количество закрытий в вопросе обусловлено не только методическими требованиями, но и решением содержательных задач иссле-дования.
Прежде всего количество альтернатив в вопросе оказывает влияние на их наполняемость и соответственно на процентное распределение отве-тов среди всех предложенных альтернатив, что в свою очередь сказывается на значимости каждой из них. Далее, набор и количество альтернатив дик-туются размером шкалы. Чем длиннее шкала, определяющая содержатель-ность решаемых задач, тем больше альтернатив и наоборот. И наконец, еще одно немаловажное требование состоит в том, что любой набор альтернатив не должен быть избыточным, т.е. не должен давать больше информации, чем это необходимо для решения поставленных задач. Он должен быть оп-тимальным. В конце концов это требование и экономического порядка, по-скольку любая избыточная информация требует больших затрат времени, материальных и трудовых ресурсов для обработки полученной ин-формации.
Исходя из всего сказанного, можно заключить, что количество закры-тий в любом вопросе имеет принципиальное значение для успешного реше-ния исследовательских задач.

Табличные вопросы
В анкетах довольно часто используются табличный, или комбиниро-ванный, тип вопроса. Это особый способ построения вопроса, превращенная форма вопросов первого и второго типов.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ЧАСТО В ВАШЕЙ СЕМЬЕ ОБ-СУЖДАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ?

Часто Не часто Не обсуждаются

Воспитание детей 1 2 3
Материальное положение 1 2 3
Состояние здоровья 1 2 3
Совместный отдых 1 2 3
Отношения с родственниками 1 2 3



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Гафиуллина Светлана Владимировна. Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста тема: 'Измерение температуры'
  • Притча «Секрет»
  • Притча «Что такое богатство»
  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Анкета для родителей первоклассника
  • Главный Редактор. Развивающие игры для детских праздников
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Анна Володина. Эффект якоря: неизвестное
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Георгий Почепцов. Враг как важный элемент системы пропаганды
  • Тип; Туре
  • Приложения, тематические опросники психолога. МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Кристиан Бютнер. Молодежь. Действовать на свой страх и риск.
  • Притча «Камни»
  • Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Редактор. Мохнатый кот - поделка из природного материала
  • Главный Редактор. Поделки из каштанов - Елочка
  • Редактор. Основы квиллинга или бумагокручения
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Редактор. Как сделать бусы из фольги своими руками
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Гадание на бумаге с ручкой
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Редактор. Учим буквы
  • Татьяна Васильева. Как улучшить свое настроение и избавиться от лени?
  • Бетти Эриксон, Сергей Ваховски. Универсальная техника для избавления от затруднений в психической сфере
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Редактор. Как сделать фенечку (как сплести браслет из ниток мулине)
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь