|
Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24387
Автор: Аверьянов Л.Я.
Название: Социология. Искусство задавать вопросы. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В анкетах, как правило, социолог оперирует закрытыми вопросами, поскольку, как говорилось, это единственный путь определения концепту-ального содержания анкетного вопроса. Выразить концептуальное содержа-ние - трудная задача, не всегда полностью осознаваемая исследователем. Не случайно в социологической литературе закрытые вопросы анализируются, как правило, только с точки зрения удобств пользования ими (респон-дентам легче на них отвечать по сравнению с ответами на открытые вопро-сы), их проще кодировать, обрабатывать и анализировать, т.е. они удобны и с чисто технической стороны. И далеко не всегда к закрытым вопросам под-ходят с точки зрения решения ими той или иной последовательной задачи.
Надо сказать несколько слов о полузакрытом вопросе, т.е. о таком типе вопроса, где респонденту дается возможность дописать свой ответ, ес-ли ни одна из предложенных альтернатив не отражает его мнения. Обычно в этом случае делается пометка: "Что еще, напишите..." или "Как иначе, напишите..." и т.п. Надо сразу отметить, что полузакрытые вопросы, как показывает со-циологическая практика и методические эксперименты, не дают нужного эффекта. Чаще всего их ставят в анкету, так сказать, для успокоения сове-сти, показывая, что, мол, мы не давим на респондента, даем ему возмож-ность выразить свое мнение. Но респонденты редко пользуются этой воз-можностью, только 10-15% опрошенных дописывают свой вариант ответа на заданный вопрос в дополнение к предлагаемым альтернативам. Такое ограниченное количество ответов, как правило, не позволяет провести их содержательный анализ. К тому же на полузакрытый вопрос обычно отвечает определенная группа респондентов, например, имеющая высокий уровень образования и умеющая работать с печатными текстами. Это ограничивает содержательное использование вопроса данного типа. Кроме того дополнительные ответы носят частный, специфический характер, что не позволяет в большинстве случаев построить более или ме-нее приемлемую типологию. Сколько "закрытий" должно быть в вопросе? В принципе к большинству вопросов, за исключением специфиче-ских, можно предложить довольно много закрытий. Так на вопросы о про-ведении свободного времени, о формах культурного потребления, о художе-ственных предпочтениях и многих других можно дать большое количество ответов. Так, в одной из анкет о мотивах счастливого семейного брака ре-спондентам было предложено 36 альтернатив, охватывающих материальное положение опрашиваемых, условия и организацию быта, морально-психоло-гические отношения, состояние здоровья и наличие детей и т.д. Естественно социолога при выяснении всех мотивов, может интере-совать весьма широкий круг явлений в различных аспектах и различной степени полноты. Но понятно, что дать в одном опросе все возможные варианты ответа практически невозможно. К тому же это противоречит методике опроса и вот почему. Прежде всего при большом количестве альтернатив появляется моно-тонность, респонденту становится неинтересно, к концу набора ответов он устает отвечать, особенно, если таких вопросов в анкете много. Далее социологи заметили, что респонденты при большом наборе альтернатив, как правило, фиксируют первые и просматривают остальные альтернативы, часто не вдумываясь в их содержание. Как показывает ана-лиз, сумма ответов респондентов по альтернативам, если вопрос построен неправильно, располагается по убывающей. Конечно можно постараться убедить респондентов тщательно читать все альтернативы, обдумывать и выбирать именно тех из них, которые в большей степени соответствуют их мнению, независимо от того, где они расположены - в начале, середине или в конце набора, но толку от этого бу-дет немного. За несколько минут инструктажа, объяснения, как надо запол-нять анкету и отвечать на вопросы, психологию респондента изменить не удастся, и он будет поступать, как обычно. Поэтому нужно заранее нивели-ровать негативные явления и в конечном итоге облегчить работу и респон-дентам, и себе. Для того, чтобы избежать концентрации ответов респондентов на первых альтернативах, можно применить некоторые общие правила. Прежде всего не стоит строить "длинные" вопросы, т.е. давать много закрытий. Лучше ограничиться пятью-шестью закрытиями. Если есть необходимость в большом количестве альтернатив, то целесообразно разделить вопрос на два-три условных вопроса и поставить их под литерами А, Б, В... Можно также расположить альтернативы в два столбца по 3-5 альтернатив в каждом. Это снимет монотонность вопроса. Альтернативы в условных вопросах или в столбцах будут восприниматься респондентами как новый набор альтернатив. Такая компоновка альтернатив обеспечивает некоторую уверенность в том, что респондент прочтет все альтернативы и выберет именно те, кото-рые в большей степени соответствуют его мнению. Во всяком случае прак-тика построения вопроса и ряд методических экспериментов говорят в пользу данного способа расположения альтернатив. В результате такого построения мы получаем в большинстве случаев по совокупности ответов в усредненных данных равномерное распределение ответов респондентов по альтернативам, независимо от того, на каком месте они находятся: на пер-вом, последнем или в середине набора. Однако общее количество закрытий в вопросе обусловлено не только методическими требованиями, но и решением содержательных задач иссле-дования. Прежде всего количество альтернатив в вопросе оказывает влияние на их наполняемость и соответственно на процентное распределение отве-тов среди всех предложенных альтернатив, что в свою очередь сказывается на значимости каждой из них. Далее, набор и количество альтернатив дик-туются размером шкалы. Чем длиннее шкала, определяющая содержатель-ность решаемых задач, тем больше альтернатив и наоборот. И наконец, еще одно немаловажное требование состоит в том, что любой набор альтернатив не должен быть избыточным, т.е. не должен давать больше информации, чем это необходимо для решения поставленных задач. Он должен быть оп-тимальным. В конце концов это требование и экономического порядка, по-скольку любая избыточная информация требует больших затрат времени, материальных и трудовых ресурсов для обработки полученной ин-формации. Исходя из всего сказанного, можно заключить, что количество закры-тий в любом вопросе имеет принципиальное значение для успешного реше-ния исследовательских задач. Табличные вопросы В анкетах довольно часто используются табличный, или комбиниро-ванный, тип вопроса. Это особый способ построения вопроса, превращенная форма вопросов первого и второго типов. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ЧАСТО В ВАШЕЙ СЕМЬЕ ОБ-СУЖДАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ? Часто Не часто Не обсуждаются Воспитание детей 1 2 3 Материальное положение 1 2 3 Состояние здоровья 1 2 3 Совместный отдых 1 2 3 Отношения с родственниками 1 2 3 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|