Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24585

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предмет и содержание вопроса
Концептуально-гипотетическая модель вопроса предполагает и еще одну структурную составляющую, а именно выделение в вопросе его пред-мета и содержания.
Предмет и содержание вопроса определяются его понятийным соста-вом. Имеется два уровня понятийного состава вопроса. Первый уровень, когда содержание вопроса определяется внешним, т.е. поверхностным, значением сути явления; второй уровень, когда вопрос содержит глубинное значение, что и раскрывает его истинный смысл. В зависимости от этого меняется характер и содержание ответа. Так, например, в вопросе: "Хорошее ли я купил пальто?" получаю ответ: "Нет, тебе надо изменить фигуру", т.е. ответ получен на вопрос не первого уровня, а второго, который и является, так сказать, глубинным содержанием и определяется только контекстом разговора, что возможно только в процессе непосредственного общения. В социологическом вопросе мы, как правило, этого лишены (но не в полной мере), поскольку респондент не имеет возможности установить контекст разговора и для него смысл и содержание вопроса определяются только по-средством установления предельно широкого контекста.
Таким образом, прежде чем сформулировать вопрос, исследователю необходимо определить, какую содержательную информацию он хочет по-лучить. И первое, что он должен сделать - определить предмет вопроса. Что это такое и в чем его отличие от содержания вопроса?
Предмет вопроса - это концептуальное видение объекта, определяе-мое исследователем и отражающее его сущностное содержание. Вполне по-нятно, что концептуальное содержание вопроса может приобретать различ-ные формы выражения.
Смысловое содержание вопроса - это выражения предмета вопроса.
Смысловое содержание вопроса может меняться в зависимости от конкретных задач и условий опроса, от формы его проведения и от многих других привходящих моментов, нивелировать которые можно только с по-мощью изменения формы вопроса. Задавая один и тот же вопрос детям или взрослым, малограмотным или высокообразованным людям, мы естественно меняем форму вопроса, т.е. его словесное выражение, иначе говоря по-разному его задаем, но сохраняя при этом в обязательном порядке предмет вопроса.
Например, перед социологом стоит задача выяснить мотивы увольне-ния с предприятия (причины увольнения могут выступать в качестве про-граммного вопроса всего исследования). Мотивы увольнения в этом случае будут предметом вопроса. Но вполне понятно, что исследователь, исходя из различных объективных и субъективных условий, может по-разному сфор-мулировать этот вопрос, сохраняя предмет вопроса. Например:

- "Выскажите свои мотивы увольнения с предприятия".
- "Если Вы собрались увольняться с предприятия, то назовите,
пожалуйста, основные причины".
- "Если бы Вам предложили на другом предприятии более вы-сокий заработок (с вариантами: интересную работу, дружный коллектив, хорошего начальника, квартиру и пр.), то перешли бы Вы туда работать?"
- "Что Вас привлекло на другом предприятии?"
- "Что говорят хорошего и плохого о предприятии Ваши
знакомые?" и т.д.

Вариантов может быть много.
Необходимо помнить, что смысловое содержание вопроса есть не субъективное выражение пожеланий исследователя, хотя и это обязательно присутствует, а объективная потребность. Зная это, необходимо постоянно следить за тем, чтобы, меняя смысловое содержание вопроса, ни в коем слу-чае не поступиться предметом вопроса. То, что это происходит постоянно, не надо доказывать - социологическая практика дает достаточно примеров. И это происходит потому, что нет четкого разделения предмета и смыслово-го содержания вопроса, а это ведет к неправильному построению вопроса и искажению получаемой информации.



Глава 3. Искусство задавать вопросы и
получать ответы

Получение строго определенного знания требует разнообразия форм и методов построения вопроса и его структуры.
Пожалуй, впервые проблема построения вопроса стала насущной при разработке искусственного, формального языка, к примеру языка социологической анкеты. Богатство общественных явлений и потребность в получении различной информации, как говорится, на все случаи жизни, обусловили задачу выработки (чаще всего заимствования из живого языка) различных по форме, и по содержанию типов вопросов.
Вступая в общение с респондентом через систему вопросов и ответов, социолог должен быть твердо уверен в адекватном понимании опрашиваемым содержания вопроса и адекватном содержанию вопроса ответе. Необходимое социологу четкое знание о том, какую информацию несут в себе вопрос и ответ и, соответственно, какую объективную реальность они отражают, возможно только при наличии общих знаний о природе вопросно-ответных отношений, законах и закономерностях их развития и правилах построения вопроса.

Фактологические и мотивационные вопросы
Из всего многообразия вопросов можно выделить те, которые фикси-руют уже свершившееся действие, указывают на наличие какого-то факта. Например, уволился с работы, купил цветной телевизор, отдыхал на море, имеет библиотеку и т.д. Это так называемые фактологические вопросы. Они, как правило, четко определены во времени: "Имели ли Вы постоянную работу в течение последнего года?"
Фактологические вопросы представляют собой один из основных ти-пов анкетных вопросов и играют важную роль в социологическом исследо-вании. Прежде всего они интересны тем, что, зафиксировав уже свершив-шийся факт, поступок, действие, они уже не зависят в момент вопроса от мнения респондента, его состояния, оценки и пр. Это позволяет получить объективную картину тех или иных сторон деятельности людей. Так, при определении уровня жизни тех или иных социальных групп можно пойти по пути его определения самими респондентами. Мнение респондентов о самих себе тоже представляет интерес и при решении той или иной задачи бывает необходимым. Но можно построить систему показателей, фиксиру-ющих только факт экономического благосостояния, скажем, наличие авто-машины, квартиры, мебели, предметов домашнего обихода и проч., и на ос-нове анализа этих данных вывести общую объективную оценку уровня жиз-ни изучаемых групп. Выводы этих двух исследований могут сильно отли-чаться. Не знаю как в других странах, но в России любят прибедняться, все-гда занижают уровень своего благосостояния. И только фактологические данные позволяют получить более или менее точную картину.
Фактологические вопросы, как правило, не представляют трудности для восприятия и сложности для ответа. Правда, некоторые из них могут требовать и хорошей памяти, и значительных умственных усилий, когда исследователь, например, спрашивает о далеком прошлом или просит произвести суммирование некоторых действий или их усреднение: "Сколько чашек кофе Вы выпиваете в день?", "Как в среднем Вы учитесь?", "Как обычно Вы проводите свое свободное время?" и т.д. Среднее в данном случае - не оценка деятельности, а некоторое среднее действие.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «1001 день»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Притча «Второй и второй»
  • Притча «Ещё не время»
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Притча «Притча про пыльный ковер»
  • Притча «Решимость»
  • Притча «Неправильный вопрос»
  • Притча «Не суетись, уходя»
  • Притча «Мастер Притч»
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Притча «Аяз»
  • Притча «Карьера с компьютером и без»
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Притча «Приключения Квантика: Тупик»
  • Притча «Плотник и его дом»
  • Притча «Ахмад Ясави»
  • Притча «Притча о подвиге клея»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «Простой выбор»
  • Притча «Спасение из Ада»
  • Притча «Цени, люби, живи...»
  • Притча «Разрушение ада и восстановление его»
  • Притча «Больной учитель»
  • Притча «Современная»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Редактор. Аппликация по мотивам сказки 'Колобок'
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями
  • Притча «Слишком просто»
  • Притча «Самое главное»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Притча «Плод»
  • Элементы Тантризма в О.Т.О.
  • Современная психотерапия о травматических событиях.
  • Притча «Несоответствие»
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Редактор. Зайчишка из шишки
  • Притча «Он был хорошим парнем»
  • Притча «Воздержание»
  • Притча «Своенравная принцесса»
  • Притча «Синхронизация»
  • Заговор на хорошую работу, чтобы получить высокооплачиваемую должность
  • Притча «Люби правильно»
  • Притча «Полезный и бесполезный»
  • Притча «Наследник»
  • Притча «Мастер стрельбы из лука»
  • Притча «Как были названы года»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь