Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24368

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Конечно этот набор дихотомических вопросов занимает больше ме-ста, чем закрытый вопрос, (сравните с предыдущим примером). Именно по-этому, надеясь на понятливость респондентов, социолог усложнил форму вопроса, сделав некоторый симбиоз вопросов первого и второго типа. В принципе это допустимо, если только за этим не упустить сущность, пра-вильное понимание содержания того и другого типа вопроса. В противном случае можно получить неверные ответы, т.е. получить ответы, которые от-ражают другую объективную реальность, не ту, которую предполагал изу-чить социолог. Но об этом, т.е. об особенностях и правилах построения во-просов, более подробно будем говорить в следующих параграфах.
Надеясь на еще большую понятливость респондентов, социолог в це-лях экономии места еще больше усложнил вопрос, превратив его в иерархи-ческую серию вопросов второго типа. Я имею в виду табличный, или ком-бинированный, вопрос. И в самом деле, закрытый вопрос с предлагаемыми альтернативами можно легко перевести в табличный вопрос, например:

СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ УЙТИ ИЗ ФИРМЫ?

Является основ-ной причиной
Является не ос-новной причиной Не является при-чиной увольнения
Из-за низкой
зарплаты 1 2 3
Из-за плохих
условий труда 1 2 3
Из-за плохих
отношений с
начальством 1 2 3
Из-за плохих бы-товых условиях 1 2 3

Если вместо альтернатив в закрытом вопросе "да" и "нет" поставить другие альтернативы типа "это является основной причиной", "это является не основной причиной", "это не является причиной увольнения", что любят делать социологи, то и получится тот самый табличный вопрос.
Данный табличный вопрос второго типа содержит серию частных, дополнительных вопросов так же второго типа, каждый из которых должен быть переведен респондентом в серию дихотомических вопросов. Иными словами, респонденту предлагается сложнейшая задача в три этапа найти правильный ответ. Это значит надо построить 12 дихотомических вопросов типа "является ли основной причиной Вашего ухода низкая зарплата" ("да", "нет"), "является ли низкая зарплата не основной причиной ухода" ("да", "нет"), "низкая зарплата не является причиной ухода" ("да", "нет"). Вот по-чему табличные вопросы плохо работают, о чем подробнее будет сказано дальше.
У исследователя имеется еще одна возможность усложнить работу респондента, предложив вопрос второго типа без альтернатив, предоставив ему возможность определять контекст и содержание вопроса. Я имею в виду открытый вопрос.
Таким образом в социологических анкетах мы имеем вопрос первого типа, или дихотомический вопрос, и три вариации вопроса второго типа открытый, закрытый и табличный (комбинированный) вопрос, которые так или иначе, но сводятся к первому типу вопроса.
В принципе, если признать за вопросно-ответными отношениями в социологических исследованиях статус особого искусственного языка с правом формальной интерпретации типов вопросов, то вариации второго типа вопросов имеют безусловное право на существование. Единственно, что необходимо хорошо знать социологу, какую объективную действитель-ность отражает та и другая форма и их вариации. Экспериментальные ис-следования показывают, что в зависимости от формы вопроса существенно меняются результаты исследования.
Ниже приводится сводная таблица ответов респондентов на один и тот же по содержанию, но представленный в различных формах, вопрос.

СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ УЙТИ ИЗ ФИРМЫ?
( в процентах)
Дихотомичес-кий вопрос Закрытый вопрос Табличный вопрос Открытый вопрос
Низкая зарплата 70 30 27 22
Плохие условия труда 66 34 31 6
Неважные отношения с начальником 42 11 17 8
Плохие бытовые условия 33 27 12 18
Ср. ко-во ответов на одну альтернативу 52,8 25,5 21,7 13,5

Данные, приведенные в таблице, говорят сами за себя. Больше всего ответов на одну альтернативу получил дихотомический вопрос. В два раза меньше ответили на одну альтернативу в закрытом вопросе, в среднем толь-ко каждый пятый выбрал одну из предложенных альтернатив в табличном вопросе. И меньше всех ответили на открытый вопрос.
В принципе данное соотношение количества ответивших на различ-ные формы вопроса в социологической практике известно. На открытый вопрос всегда отвечают примерно в два раза меньше респондентов, чем на закрытый. На табличный вопрос не отвечают примерно 25-30%. Больше всего ответов на дихотомический вопрос, наверное потому, что он более прост по форме и понятен респондентам. В научной литературе дихотомический вопрос никогда не рассматривался как особый тип вопроса, чаще всего он описывался как разновидность закрытого вопроса, который имеет особенности использования. Но почему же такая большая разница в количестве ответов респондентов на различные формы вопроса?
Безусловно, форма подачи вопроса играет большую роль. Этого нель-зя сбрасывать со счетов. Трудности восприятия вопроса заставляют часть респондентов отказываться отвечать. Но дело не только в этом, причина, как мне кажется, находится глубже. Дело в том, что эти формы вопроса при одном и том же содержании описывают фактически различные объекты исследования.
Так, дихотомический вопрос описывает только ту социальную сово-купность опрошенных, причиной ухода из фирмы которых является или низкая зарплата, или плохие условия труда, или плохие отношения с начальником, или же плохое социально-бытовое обслуживание. Только одна из причин в каждом вопросе соответственно описывает только одну совокупность людей. Подсчет голосов на каждую альтернативу ("да", "нет") производится от общего количества ответивших на данный вопрос.
В закрытом вопросе набор альтернатив описывает уже большую со-вокупность людей, всех тех, у кого причиной увольнения может быть и низ-кая зарплата, и плохие условия труда, и плохие отношения с начальником, и плохое социально-бытовое обслуживание. В этой совокупности каждая группа, имеющая только одну причину увольнения, может занимать уже меньшее место. Кроме того, респонденты, читая альтернативы закрытого вопроса, осознанно или неосознанно, но ранжируют их между собой по зна-чимости, что так же снижает количество ответов на часть альтернатив. Со-ответственно процентное соотношение устанавливается по каждой альтер-нативе от общего количества ответивших. Отсюда и меньшее, по сравнению с дихотомическим вопросом, процентное распределение между альтернативами различных форм вопросов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мишин В.М. Исследование систем управления
  • Лариса Буланова. Программа по духовно-нравственному воспитанию 'Дом, в котором я живу' для детей 3-7 лет
  • Казак Ирина Николаевна. Тема моего исследования: «Чудо — мыло!»
  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Тест «Стили мышления».
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Барщ А. Рисунок в средней художественной школе
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Хелен Эдвардс. Секреты успешных продаж: психологические уловки в супермаркетах
  • Мыть руки следует не только перед едой, но и после принятия важных решений
  • Цена бездействия: во что обходится нежелание улучшать организацию работы
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Успех привлекает друзей
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Гронский А.В. Опыт разработки опросника исследования посттоталитарных установок
  • Юлия Сергеевна Липская. Вся правда о шоколаде
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Назаров М.М. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Килборн Б. Исчезающий некто: Кьеркегор, стыд и Я
  • Галина Томчик. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Танков В.А. Основы аудита. Вопросы и ответы
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Золотова Наталья Викторовна. Диагностика. Изучение игровых предпочтений.
  • Наталья Грачева. Тема: «Удивительные свойства воды».
  • Помогает ли воздержание достижению успехов в спорте?
  • Методика многостороннего исследования личности. Проблемы адаптации теста.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Шерникова Венера Жавдетовна. Исследовательская работа “Чудо хвост”
  • Гальчина О.Н., Пожидаева Т.А. Теория экономического анализа
  • Бойко Айгуль Ризвановна. Опыт работы по теме: 'Развивающая предметно-пространственная среда по апробации образовательной программы 'Югорский трамплин'
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Дудина Людмила Александровна. Рабочая модифицированная коррекционно-воспитательная программа



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь