Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 68101

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

5. Галлюцинации: а) по полноте развития — так называемые функциональные, а также истинные и псевдогаллюцинации; б) по органам
чувств — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и
осязательные (в том числе галлюцинации Экбома), соматические и висцеральные (сенестопатии); в) по локализации — экстракампинные и др.;
г) по сложности — элементарные, сложные, типа Шарля Боннэ (при слепоте или глухоте); д.) по времени возникновения — дневные, ночные,
гипнагогические и гипнопомпическне; е) по отношению к личности больного — нейтральные, комментирующие, императивные.
В приведенной схеме отражены в основном нарушения, имеющие психопатологическое значение. Не указаны такие защитные сенсорные явления, как боль, чувство пульсации крупных сосудов, усиленной перистальтики кишок, сердцебиение, одышка и др., которые являются сигналами повреждения, реально существующего неблагополучия и угрозы организму. Эти явления могут сопровождаться и быть источником переживаний и психосоматических расстройств, часто встречаются при различных видах психической патологии, особенно возникающей на почве соматических и неврологических заболеваний.
Гипестезии и анестезии в неврологическом смысле — это проявления анатомического или функционального повреждения анализаторов, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым ядром. Клинически это выражается в потере или снижении чувствительности кожи, слепоте, глухоте. Сложные варианты этих расстройств приобретают психопатологическое значение. К ним можно отнести в первую очередь агнозии, возникающие при поражении корковых отделов анализаторов: зрительную агнозию, или «душевную слепоту» (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую агнозию, или душевную глухоту (неузнавание звуков, знакомых мелодий, непонимание слов — одно из проявлений сенсорной афазии), тактильную агнозию (неузнавание предмета при его осязании), аутотопоагнозию (неузнавание частей своего тела), анозогнозию (непризнание паралича конечности), агнозию лица.
2*

34 35

С. Ф. Семенов (1965) при травматических поражениях головного мозга наблюдал феномены лабильности зрительных ощущений («мерцательную слепоту»), монокулярную диплопию (двоение, если смотреть одним глазом), дисхроматопсию (нарушение восприятия цвета), агнозию глубины (расстройства восприятия глубины), одностороннюю апрактоагнозию (агнозию пространства, соответствующего левой или (реже) правой половине тела), тактильную агнозию, агнозию пространственно-временных отношений, агнозию Шарко (нарушение способности воспроизведения оптических представлений и узнавания индивидуальных особенностей объектов, мимических и изобразительных движений, эмоциональных реакций, лиц), синдром аутоагнозии (нарушение узнавания собственной личности, своего лица).
Агнозии М. О. Гуревич (1949) относил к обманам чувств, при которых наблюдается не полное выпадение функций, а патологическое изменение, ведущее к извращению чувственного опыта. С. Ф. Семенов, отмечая более частое наличие агнозий при поражении правого полушария (теменной и затылочной долей), указывал на участие в возникновении различных их видов расстройств как специфических, так и неспецифических структур мозга, нарушений на уровне формирования соответствующего образа и отражения его в сознании. В настоящее время некоторые авторы рассматривают их как нарушения схемы тела.
К проявлениям сложных видов анестезии на психическом уровне
можно отнести отсутствие или значительное понижение эмоциональной
окраски (чувства приятного или неприятного) различных восприятий
(«психическая анестезия», гипопатия, по Н. Н. Тимофееву). Фактически
речь идет об угнетении чувственной, аффективной живости ощущений
и восприятий
Гиперестезия. Частным ее признаком является повышенная чувствительность, возбудимость анализатора. У больных наблюдаются непереносимость световых, звуковых и других раздражителей, восприятие их с гиперпатическим оттенком, ощущение деятельности отдельных внутренних органов (сердцебиения, пульсации сосудов, перистальтики кишок и др.— снижение порога их восприятия), иррадиация возбуждения с одного анализатора на другой. Эти явления обычно сопровождаются повышенной раздражимостью и возбудимостью других психических функций, особенно эмоциональной сферы, о чем свидетельствует аффективная несдержанность, раздражительность, склонность к навязчивым и сверхценным образованиям. Гиперестезия органов чувств наблюдается при органических поражениях головного мозга, астенических состояниях без органической неврологической симптоматики.
К этим явлениям, вероятно, можно отчасти отнести фантомную боль (боль в отсутствующей конечности), синестезии (иррадиацию возбуждения с одного анализатора на другой с соответствующим сопутствующим ощущением), визуализацию зрительных и других представлений, парестезии (чувство жара, ползание мурашек по коже), некоторые иллюзорные явления и психосенсорные расстройства, хотя их


36
выделяют в особую группу расстройств восприятия (неврологические иллюзии — М. И. Рыбальский, 1983).
Психосенсорные расстройства — большая группа своеобразных нарушений «восприятий более высокого порядка», возникающих в результате нарушения сенсорного синтеза внешнего мира и собственного тела, идущих от различных органов чувств (М. О. Гуревич, 1949). По степени сложности выделяют три основных вида психосенсорных расстройств: 1) метаморфопсии (микро-, макро- и дисморфопсии); 2) соматопсихические расстройства, или соматическую деперсонализацию (нарушения схемы тела или аутометаморфопсии); 3) деперсонализацию и дереализацию. М. О. Гуревич (1949), В. А. Гиляровский (1954), И. Ф. Случевский (1957), А. А. Портнов, Д. Д. Федотов (1971) относили эти нарушения к расстройствам восприятий. Однако А. В. Снежневский (1968, 1983), А. С. Тиганов (1974), В. Ю. Воробьев (1977), В. М. Морозов (1977) деперсонализацию и дереализацию рассматривают как одну из форм нарушения сознания. Мы считаем, что в этих различиях оценки нет существенных противоречий. По мнению I. Nuttin (1971), в процессе формирования структуры личности создается чувство единства «Я— мир», обеспечивающее ощущение взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой. Поэтому следует согласиться с А. А. Меграбяном (1962), что в чувстве отчуждения личности и внешнего мира, наблюдаемом при деперсонализации и дереализации, принимают участие нарушения восприятия, единства и содержания Я и ясности сознания. Это указывает на сложность генеза и взаимосвязь всех психических переживаний человека. Все же более обоснованным является отнесение указанных психопатологических феноменов к расстройствам восприятий, так как именно они составляют их сущность. При этом, как правило, не отмечается грубого нарушения осознания болезненности и неадекватности соответствующих переживаний, осознания себя и окружающего. Высказанное соображение будет более ясным при анализе указанных феноменов.
Метаморфопсии — искаженное по внешнему виду (в отличие от извращенного по существу при иллюзиях) зрительное восприятие величины (микропсия — в уменьшенном, макропсия — в увеличенном виде), формы (дисморфопсия — с искривленными формами) и пространственного расположения реально существующих предметов. Как правило, метаморфопсии возникают пароксизмально, сознание и критическая оценка сохраняются. Относятся к наиболее простым психосенсорным нарушениям, встречаются при раздражении периферической части анализатора и органических (чаще интоксикационных и инфекционных) поражениях головного мозга, нередко сопровождающихся парезом или параличом аккомодации.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Дифференциация; Differentiation; Differenzierung
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • №20 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА
  • Онишенко Елена. Воспитание патриотизма и формирование исторического сознания у дошкольников
  • Аффект; Affect; Affekt
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Гавриленко И.Н. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Прист С. Теории сознания.
  • Вина; guilt
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Подавленная проекция Sch-±
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • О невербальных проявлениях лица, ног, стоп
  • Идентичность; identity
  • Океаническое чувство; oceanic feeling
  • Грушко Тамара Эльмаровна. Значимость органов для сохранения жизни 'Части тела животных'
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Редактор. Можно ли развить чувство юмора?
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Карнеги Дейл. Как преодолеть чувство беспокойства.
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Телесное эго, образ тела, схема тела; body ego, body image, body schema
  • Эйфория; elation
  • Всемогущество; omnipotence
  • Маниакальная защита; manic defence
  • Виктор Львович Портон. Чувство юмора как блокировка ложных ассоциаций
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Отрицание; denial
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Соматизация
  • Онишенко Елена. РАСТИМ ПАТРИОТОВ.
  • Механизм формирования психологических проблем
  • Коновалова Ирина Николаевна. Ступенька в развитии патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Ориентирование; Orientation; Orientierung
  • Кузнецова Ирина Викторовна. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт»
  • Юшкова Ольга Игоревна. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.
  • Эллина Карепова. Интуиция. Феномен антиципации: сердце тоже видит
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию.
  • Как заботиться о психическом здоровье во времена коронавируса
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Механизмы нарушения психологической адаптации



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь