Онишенко Елена. Воспитание патриотизма и формирование исторического сознания у дошкольников

Воспитание патриотизма и формирование исторического сознания у дошкольниковОнищенко Е.Ю., воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ детский сад № 10 «Светлячок»
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Основными задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
- формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы;
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в нод, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Педагоги нашего дошкольного учреждения разработали тематические недели, посвященные ознакомлению детей с героическим прошлым старооскольцев в годы Великой Отечественной войны к 5 февраля
( освобождение города Старый Оскол ), к 9 мая ( День Победы), к 5 августа
( город Белгород освобожден от немецко-фашистских захватчиков), для каждой возрастной группы.
Перед этими праздниками проходит методическая подготовка, в ходе которой педагоги изучают периодические издания и пособия; проводится анкетирование среди педагогов и родителей; выявляются знания в данной области, которыми обладают наши воспитанники. В течение этих недель проходит знакомство детей с произведениями о Великой Отечественной войне, организуются встречи с ветеранами, экскурсии к памятникам.
Большое значение в воспитании патриотизма имеют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, рассказы которых в сопровождении иллюстраций, атрибутов, фронтовых писем помогают осмыслить величие подвига, совершенного русскими людьми в суровые дни войны. Мы стараемся научить детей выражать ветеранам свое уважение и признательность: к торжественной встрече оформляем в группах стенгазеты или «боевые листки» с рассказами о подвигах и наградах родных, близких. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно–близких людей. Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг» необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дает возможность познакомить их с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в любой части нашего города. Это мемориальный комплекс "Атаманский лес", построенный в память погибших в ходе обороны Старого Оскола и освобождения города от германско-венгерских оккупантов; памятник женщинам-железнодорожницам в память о строительстве «Дороги мужества»; памятник генералу Н. Ф. Ватутину; памятник воинам-интернационалистам; памятный знак в честь погибших моряков Российского флота ; памятник депутатам Казацкого сельсовета, расстрелянным во время немецко-фашистской оккупации; памятник железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; 17 героям — бронебойщикам; памятный знак «Скорбящая мать».
Наше дошкольное учреждение расположено в северо-восточной части города Старый Оскол, где находятся памятники маршалу Г.К.Жукову, Аллея Славы Старооскольцев — Героев Советского Союза, Стела «Город воинской славы». Экскурсии и прогулки к этим памятникам дают возможность на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою Родину.
Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений «Улицы героев войны в моём городе» С. Журахова, «Старый Оскол» Никулова А. П. дети сопереживают персонажам ,волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и и национальностей. Стихи о Великой Отечественной войне Сахарова А.М. «Души моей очарование» , «Вот эта огненная Курская Дуга», «Старооскоольцы не забудут эту дату», «Май сорок пятого народы не забудут» являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат , защищавших Оскольский край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.
Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. При знакомстве с песнями на тему Великой Победы «День Победы» музыка Д.Тухманова. сл. В.Харитонова, «Вставай, страна огромная» музыка и слова В.  Лебедева-Кумача , дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
К праздничным датам организуются выставки рисунков на военные темы: «С чего начинается Родина», «Сражение под Старым Осколом», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир». В рисунках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны .
Знание истории родного города, страны, необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В своей книге «Земля Белгородская в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 годы» С.В. Муравленко говорит что «Как гражданин, общественный деятель  и просто как русский человек,  считаю своим личным долгом  всемерно способствовать увековечиванию  светлой памяти погибших в годы Великой Отечественной войны». Работа по формированию исторического сознания молодого поколения «Все это – лишь капля нашей благодарности в море человеческих жизней, отданных за
свободу и независимость любимой Родины. Мы всегда должны помнить о том,
что каждая пядь белгородской земли обильно полита кровью ее освободителей и
мирных  жителей. Мы обязаны сохранить правду и память о них в благодарных сердцах наших детей».
Литература
1. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007
2. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
4. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
5. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. - М., 2008.
6. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.
7. Улицы героев войны в моём городе / Журахов С., - Юный краевед, - 2010.
8. Старый Оскол / Никулов А. П., - Курск, - 1997.
9.Души моей очарование / Сахаров А.М., - Старый Оскол, -2003.
10. Земля Белгородская в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 годы / Муравленко С.В., - Белгород, - 2011.

Просмотров: 444
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бехметьева Елена Алексеевна. Досуг для подготовительной группы. Игра по станциям «Улицы имени героев Великой Отечественной войны»
  • Якубо Наталья Борисовна, Мурашева Людмила Григорьевна. Проект «Книга памяти» участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. посвящается 75-летию Победы.
  • Балахнина Ирина Андреевна. Дошколятам Великой Отечественной войны 1941-1945 год.
  • Москвина Алиса Александровна. Конспект мероприятия по нравственно — патриотическому воспитанию детей 6 – 7 лет на тему: «Встреча с ветераном тыла Великой Отечественной Войны»
  • Галяветдинова Айгуль Минзияновна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне
  • Прокопьева Марина Гаврильевна. Педагогический проект на тему «Якутяне – герои Великой Отечественной Войны» для детей старшего дошкольного возраста
  • Белякова Мария Сергеевна. Стихотворение, посвященное ветеранам Великой Отечественной Войны
  • Ефимова Татьяна Владимировна. Детям о юных пионерах- героях Великой Отечественной войны.
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Исаева Екатерина Сергеена. Животные — герои Великой Отечественной Войны
  • Сальникова Наталия Алексеевна. Основные сражения Великой Отечественной войны
  • Соколова Наталья Владимировна. Презентация примерного оформления хронологических событий Великой Отечественной Войны апреля-мая 1944-1945 годов
  • Монахова Кристина. Посвящается 70-ю летию Великой Отечественной войны «У Победы наши лица!» О Галиуллине А.Х. – труженнике тыла. Труженик тыла.
  • Курочкина Анна Андреевна. Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию «Герои Великой Отечественной войны, сражавшиеся на Мурмане» в старшей группе.
  • Абрамова Е.М., Шишова Е. В.. Проект реализуемый с детьми старшего дошкольного возраста, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. «Бессмертный полк»
  • Нисунова Ольга Олеговна. Сборник стихов посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Казакевич Елена Владимировна. Интегрированное занятие по развитию речи, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне «Подвиг нашего народа»
  • Харанхоева Евгения Павловна. Конспект методической разработки, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. в рамках года Памяти и Славы. Тема: «Мы помним, чтим и свято верим…»
  • Лубинова Светлана Владимировна. Презентация «Память о Великой отечественной войне в родном городе Дубне»
  • Кондрякова Юлия Николаевна. Стихотворение к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. «Мы должны помнить…»
  • Старова Любовь Владимировна Лотоцкая Наталия Борисовна. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: Детям о Великой Отечественной Войне.
  • Петерс Светлана Павловна. Сценарий праздника, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне для детей 3-7 лет
  • Селиверстова Елена Александровна. Мини — музей посвященный памяти победы в Великой Отечественной Войне
  • Андриянова Ольга Владимировна,Кузнецова Лариса Александровна. Конспект организации совместной досуговой деятельности детей и родителей на тему: «75 лет Победы в Великой Отечественной войне»
  • Плейко Ольга Николаевна. Конспект рассказа о Великой Отечественной Войне для детей старшего дошкольного возраста
  • Курбанова А.а.. Сценарий спортивного праздника, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
  • Шехмаметьева Раися Шамилевна. Праздничный досуг, посвященный 70- летию Победы в Великой Отечественной войне «Не забудем их подвиг великий!»
  • Зуева Елена Алексеевна. Проект «Мы чтим и помним», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне
  • Милютина Елена Ильинична. Познавательный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  • Карасева Ирина Валерьевна. Долгосрочный проект: «70 лет Победе в Великой Отечественной войне»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь