Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.

Формирование ребенка 6-7 лет как личности.

Девиз этого возраста: «Я есть то, что могу сделать и то, что могу научиться делать».

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умении и навыков.

Завершается формирование правого полушария и межполушарных связей между полушариями. В результате складывается межполушарная симметрия. Формируется функция пространственного анализа и синтеза чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Вы заметите у детей повышенную активность, расторможенность.

 

Поэтому важно:

  • развивать двигательную координацию: ритмика, физкультура, плавание, развитие ловкости — подвижные игры, координация руки и глаза — игра в мяч;
  • важно обращать внимание на формирование мелкой моторики:

завязывать шнурки, застегивать пуговицы, протирать пыль, месить тесто.

Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающие за

программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где

самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе создается внутреннее пространство интеллекта.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении

наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных

навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

Формируются элементы произвольности внимания и памяти достаточные для того чтобы ребенок мог обучаться в школе (концентрация на определенном виде деятельности, наличие словесной инструкции). Способность к такой концентрации создается социальным окружением, в том числе в сюжетно-ролевой игре.

  • Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения,
  • Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, при работе по образцу.

Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, с графическим планом местности.

В этом возрасте ребёнок делает в волевом развитии большой шаг вперёд: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

У ребенка начинает формироваться со взрослым такой тип общения как внеситуативно — личностное. Взрослый привлекает ребенка не только как источник знаний о социальных явлениях, но и как уникальная личность, со всеми своими свойствами и отношениями.

Такой тип общения позволяет ребенку обсудить:

  • свои отношения с другими детьми, достоинства и недостатки своих товарищей
  • нормы поведения в группе и пр.

Взрослый в таком обсуждении выступает как компетентный судья, с

которым ребенок стремится согласовать свое отношение к окружающему,

добиться общности взглядов и оценок. Старший дошкольник нуждается в одобрении и положительной оценке взрослого. Но для него особенно важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других людей).

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более

характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

При организации совместных игр используют договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные

порывы. Если ребёнок не умеет вступать в диалог, о чем-то попросить (высказать свою просьбу, желание, попроситься в игру), то сейчас ещё

есть время перед школой научить его этому.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Процитирую известного психолога В.С. Мухину: «Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»

Что поможет подготовиться к школе?

  • Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему

внимание, вместе читать;

  • Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать

увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек,

пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.

  • Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что

он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.

  • Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать паззл, делать мозаику, а также завязывать шнурки, застегивать пуговицы, протирать пыль, месить тесто — все это развивает мелкую моторику и мышление.
  • Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, играв мяч — координация руки и глаза, можно даже организовать дома спортивный уголок. Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.
  • Играть в игры на развитие мыслительных операций: «Да и Нет», угадать предмет по 5-6-ти признакам (форма, цвет, размер, материал, где находится, назначение). Например, прямоугольная, желтая, пластмассовая, длиной 20 см, лежит в портфеле, нужна для измерений — линейка. Это должны быть главные признаки.
  • В совместных играх учить использовать договор, ориентироваться на правила и соблюдать их, учитывая интересы других.
  • Учить ребёнка общаться на собственном примере, т.к. ваше мнение для него значимо, и он смотрит, как вы себя ведёте.
Просмотров: 534
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Вяткина Лариса Анатольевна. Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Редактор. Как научить ребенка общаться
  • Суханова Елена Павловна. Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Медведкова Евгения Васильевна. Как научить ребенка читать.
  • Евгения Владимировна Ситилкина. Статья на тему «Как важно заниматься физическим развитием ребенка»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Бухарова Марина Васильевна. Практикум для родителей Тема: Как знакомить ребенка с математикой дома
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Хрыкина Александра Викторовна. Консультация для родителей «Как проявляется застенчивость у детей старшего дошкольного возраста?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь