Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 67733

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Доказано, что неблагоприятно воздействуют на генофонд человека такие факторы, как ионизирующая радиация (П. Д. Горизонтов, 1973, и др.); острые и хронические интоксикации химическими веществами промышленного, сельскохозяйственного, бытового и другого назначения (С. Н. Голиков, 1973; И. Т. Фролов, 1975); интоксикации лекарственными препаратами при самолечении (Я. Б. Максимович, 1971; Г. Я. Авруцкий, А. А. Недува, 1980; В. Петков, 1974); интоксикации алкоголем, наркотическими веществами, курение (А. А. Портнов, И. Н. Пятницкая, 1971); травматические, инфекционные и другие повреждения головного мозга во внутриутробный период и в детстве (Г. К. Ушаков, 1974; Э. Эггерс и соавт., 1974; М. Masiak, 1980); отсутствие адаптации к климато-географическим условиям (Н. Н. Миклашевская, В. С. Соловьева, 1976); несовпадение активности с цир-кадными и другими биоритмами (Л. И. Куприянович, 1976); бытовая и производственная гипокинезия (Е. А. Коваленко, Н. Н. Туровский, 1080); нерациональное и неполноценное питание; различные неблаго-

приятные факторы урбанизации (Е. Апостолов и X. Мичков, 1977). Указанные факторы можно отнести преимущественно к биосоциальным и предрасполагающим. Однако они могут выполнять роль факторов, провоцирующих и непосредственно вызывающих психическое заболевание. Например, синдром минимальной мозговой недостаточности, формирующийся при взаимодействии эндо- и экзогенных факторов, может стать основой для развития олигофрении, психопатии, алкоголизма, неврозов и психозов.
В связи с этим целесообразно остановиться на соотношениях эндо- и экзогенных факторов в генезе психозов.
Эндогенными считают внутренне обусловленные (унаследованные и приобретенные) характеристики иммунобиологического, физиологического, психофизиологического и психического реагирования, а экзогенными — реакции организма и личности на внешние воздействия, то есть фактически также эндогенно опосредованные. И. В. Давыдовский (1962) по этому поводу писал: «Подразделение причин болезней на внешние и внутренние, по сути, лишено смысла. Внутренних причин болезней в абсолютном смысле этого слова вообще не существует. В частности, и все наследственные заболевания в конечном итоге имели какие-то внешние факторы, создавшие ту или иную наследственную предрасположенность, в дальнейшем закрепившуюся в потомстве». Заключение И. В. Давыдовского предупреждает о недопустимости одностороннего подхода в оценке этиологических факторов, разрыва между причинными факторами и патогенетическими механизмами болезни, нацеливает на такие принципы терапии, которые учитывают эндо- и экзогенные условия возникновения болезни.
Ряд авторов (Н. D. Rosier и соавт., 1979; Н. Schroder, H. Peter-mann, 1979; Н. Szewczyk, 1979; A. Thorn, 1979; К. Weise, 1979) отмечает односторонность медико-натуралистической (естественнонаучной) концепции в психиатрии, которая интерпретирует психопатологические симптомы изнутри — как проявления внутриорганизменного и внутри-церебрального патологического процесса. При этом игнорируются или недостаточно учитываются история жизни и условия социального формирования личности пациента, его индивидуально-психологические реакции на внутренние и внешние воздействия, активная личностная переработка переживаний, способность личности к самооценке и самовоспитанию. В данном случае из-за незнания причины болезни в качестве основы принимают эндогенность. Н. D. Rosier и соавторы (1979) считают необходимым изучать не только биологические, но и личностно-психологические и социально-психологические причины психических и психосоматических заболеваний, так как наблюдается явная тенденция к увеличению числа указанных видов патологии и врачи все чаше встречаются с их психосоциальной обусловленностью. С другой стороны, К. Weise (1979) указывает, что психологические и социогенети-ческие концепции также страдают односторонностью, когда психическое заболевание понимают как результат психологической дезадаптации



24

25


и внутриличностных конфликтов, то есть в отрыве от социальной среды. Крайним вариантом этого направления является антипсихиатрия, отрицающая психические заболевания как таковые. Выход из создавшегося положения авторы видят в интеграции, понимании болезни как результата взаимодействия соматоцеребральных (органических и функциональных), личностно-психологических и социальных факторов.
По данным А. В. Снежневского (1972), В. В. Ковалева (1979), Н. Е. Бачерикова (1980), Н. Е. Бачерикова и соавторов (1985), А. Е. Личко (1985) и др., преобладающими стали концепции комплексного подхода к оценке этиологии и патогенеза психических заболеваний. В частности, показано, что психологическая и социологическая концепции в отрыве друг от друга и от естественно-научного (медико-натуралистического) подхода не дают удовлетворительного объяснения природы психического расстройства. При исследовании биологических источников психических заболеваний получены весьма скромные результаты. Не удалось установить решающей роли отдельных и четко очерченных социальных факторов или личностных характеристик в возникновении различных психических нарушений. Однако установлено, что как в развитии личности, так и в формировании психопатологической симптоматики имеют значение особенности процессов социальной коммуникации, индивидуальной реактивности организма и личностных реакций. Таким образом, психическое заболевание всегда оказывается результатом биосоциальных явлений с преобладанием организменных, индивидуально-психологических и социально-психологических процессов. Вопрос о значении социальных факторов в определении психопатологического процесса можно ставить в нескольких плоскостях; непосредственного или опосредованного (чаще) этиологического действия; образования личностно-специфических психопатологических реакций как составной части патогенеза; возникновения психического напряжения в связи с социальной оценкой и самооценкой; значения социальных условий в диагностике, лечении и реабилитации больных. Односторонний подход к оценке роли предрасполагающих, провоцирующих и детерминирующих факторов психической патологии так или иначе ограничивает возможности теоретического истолкования сущности отдельных психических заболеваний, их диагностики, лечения, социально-трудовой реабилитации и профилактики. Например, А. Н. Корнетов и соавторы (1984) пытаются увязать особенности клинической симптоматики и течения шизофрении со строением черепа и телосложением, А. Е. Личко (1985) пубертатный возраст рассматривает как этиологический фактор подростковой психической патологии. Подчеркивание достижений в области «биологической психиатрии» создает ситуацию противопоставления ее «социальной психиатрии» и наоборот. В связи с этим оба понятия представляются нам методологически необоснованными, так как акцентируют внимание лишь на одном (биологическом или социальном) аспекте этиологии и патогенеза болезни. В качестве общей патогенетической концепции представляет инте-

рее предложенная В. М. Дильманом (1987) четырехкомпонентная мо-дель этиопатогенеза основных неинфекционных болезней, в том числе психических, которая включает модели следующих механизмов: экологическую — вследствие влияния на организм патогенны» факторов внешней среды; генетическую — вследствие эндогенных и экзогенных мутаций генов; аккумуляционную — вследствие аккумуляции, накопле-ния экзогенных и эндогенных повреждений различных структур* и процессов в организме; онтогенетическую — вследствие индивидуально-возрастного отклонения гомеостаза под влиянием биологических и социальных факторов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.П. Кормушкин. Акцентуированные личности в политике (Жириновский, Путин, Ельцин, Гитлер)
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Леонгард К. Акцентуированные личности.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Пожидаева Елена Александровна. Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Казакова Светлана Анатольевна. Особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Различные варианты психологических травм в зависимости от длительности их воздействия и интенсивности
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Сысуев Вадим. Коллекция типологий, классификаций типов личности
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Балыкова Айна Муссаевна. Формирование музыкальной культуры обучающихся
  • Шварц-Салант Н. Нарциссическая и пограничная личности: сходства и контрасты
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь