Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 68221

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Дереализация (аллопсихическая деперсонализация) —искаженное восприятие объективной действительности или отдельных образов, предметов, явлений окружающего мира во времени, пространстве, по форме, величине, окраске, взаимному расположению и т. п. (В. С. Гуськов-, 1965). В. М. Морозов (1977) определял дереализацию как расстройство психической деятельности, заключающееся в чувстве нереальности и чуждости окружающего мира, как форму нарушения самосознания. Окружающее кажется больному неестественным, нереальным, чуждым, тусклым, безжизненным или неестественно ярким, имеющим особый смысл, измененным по расположению в пространстве. Течение времени кажется ускоренным или замедленным, остановившимся. Пространственные соотношения предметов и само пространство кажутся изменившимися. Иногда наблюдаются явления дезориентировки в пространстве и пространственной агнозии. К дереализационным расстройствам относятся явления «уже виденного», когда незнакомая ситуация воспринимается как уже виденная; «никогда не виденного», когда знакомая ситуация воспринимается как незнакомая; «уже слышанного» и «никогда не слышанного», «уже пережитого» и «никогда не переживаемого» (по аналогии с первыми двумя симптомами); ложного узнавания окружающих лиц, или симптом Капгра (симптом положительного двойника — незнакомый человек воспринимается как знакомый; симптом отрицательного двойника — знакомый человек воспринимается


как незнакомый; М. Capgras, 1923), другие аналогичные нарушения, которые являются психическими иллюзиями.
Дереализационныс расстройства, как правило, сопровождаются растерянностью, удивлением, недоумением, состоянием беспомощности, тревоги и страха. В целом же сохраняются правильная оценка окружающего, критическое отношение к болезненной измененности восприятия, ее осознание. Больной стремится избавиться от этого состояния, преодолеть его. С нарастанием интенсивности указанных расстройств и аффективного напряжения критическая оценка может нарушаться, может появиться бредовое истолкование окружающей ситуации. Наблюдаются переход непсихотической формы дереализации в психотическую. Эпизодические дереализационные явления (типа ложного узнавания в незнакомом человеке знакомого) могут быть у вполне здоровых людей. Такие единичные явления не имеют диагностического значения. Рассмотренные психопатологические состояния выявляют при различных психических заболеваниях — экзогенно-органических поражениях головного мозга, шизофрении, депрессиях.
Е. П. Кок (1967) на основании изучения зрительного гнозиса и зрительных агнозий пришел к заключению, что «чистые» агностические синдромы встречаются редко, но можно говорить о преимущественном поражении той или иной области. При правосторонних поражениях синдромы зрительной агнозии чаще оказываются смешанными, наблюдаются замедленность и фрагментарность восприятия, избыточность обобщенного восприятия предмета, нарушение зрительного опознавания знакомого объекта, ошибки узнавания отдельных объектов, включенных в общую ситуацию. Височно-затылочный синдром характеризуется расстройством узнавания лиц и иногда цветов, а теменной и теменно-затылочный синдромы — симультанной агнозией, то есть неспособностью оценивать смысл сюжетной картины из-за фрагментарности восприятия пространственной ситуации при сохранном узнавании отдельных объектов, нарушением зрительного контроля и отсутствием охвата пространственных взаимоотношений деталей в целом, часто игнорированием левой стороны в зрительном поле, оптической атаксией, нарушением опознавания знакомой пространственной ситуации и способности представить ее по памяти.
При левостороннем поражении (левого доминантного полушария) задневисочный синдром включает амнестическую афазию в сочетании с замедленностью восприятия предметных изображений, дефект узнавания предметных изображений в пробах «выделения фигуры из фона», нарушение обобщенности восприятия предметов в сочетании с забыванием названий и отчуждением смысла названий предметов. При височно-затылочном синдроме присоединяются дефект обобщенного восприятия и называния букв (нарушение чтения — оптическая алексия), иногда — нарушение абстрактности (обобщенности восприятия) по отношению к цвету и цветовая амнестическая афазия, снижение скорости восприятия букв. Для нижнетеменного или теменно-затылоч-

40 41


ного синдрома характерно наличие ошибок в пробах, требующих схематического представления о пространственных соотношениях, снижения обобщенности восприятия объектов в пространстве, уменьшения нарушений называния и понимания слов, обозначающих пространственные соотношения, аграмматизма (расстройство зрительного гнозиса высшего уровня, граничащего с мышлением и речью и указывающего на связь зрительного гнозиса с речью).
Е. П. Кок подтвердил и углубил ряд положений, высказанных В. М. Бехтеревым (1907) и др. Он подчеркнул, что при левосторонних поражениях снижается способность к обобщенному, абстрактному восприятию и называнию зрительного признака, нарушаются осмысливание пространственных отношений, их словесное обозначение, высшие формы гнозиса и называние предметов, но остаются сохранными наглядное, конкретное восприятие и зрительное запоминание образа, наглядная ориентировка и узнавание конкретной пространственной ситуации. При правосторонних (субдоминантных) поражениях задних отделов головного мозга наблюдаются недостаточность наглядных, непосредственных сторон зрительного восприятия, распад зрительного образа, нарушение зрительного запоминания и опознавания конкретного знакомого объекта со всеми индивидуальными признаками (дефектность «конкретного отношения»); нарушение наглядной ориентировки и узнавания конкретной пространственной ситуации, цельности образа в восприятии и представлении. Однако способность логически осмысливать, расчленять образ, выделять существенное и общее, словесно обозначать обобщенно воспринятый образ не только сохраняется, но и патологически подчеркивается в виде склонности к избыточно обобщенному восприятию образа и его логической обработке без наглядного контроля.
В этом случае в основе дефекта лежит расстройство акта зрительного гнозиса, его наглядных сторон, слабо связанных с логической обработкой и речью. Это особенно ярко проявляется при синдроме агнозии на лица. При раздражении правой височной доли окружающее может восприниматься как уже виденное, могут быть оформленные зрительные галлюцинации.
Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова (1981) также отметили, что при поражении правого полушария у правшей наблюдаются ощущения пространственной и временной неопределенности, односторонняя пространственная агнозия (неузнавание предметов слева и даже левой половины своего тела), явления деперсонализации и дереализации, сопровождающиеся неприятным эмоциональным чувством, в том числе симптомы уже «виденного» или «никогда не виденного» и др., которые при поражении левого полушария не встречаются или встречаются редко.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что чем более сложные системы анализаторных функций мозга вовлекаются в патологический процесс, тем более выраженный характер приобретают расстрой-

42
ства ощущений и восприятий. С позиций церебральной локализации психических функций могут быть понятны и такие психопатологические феномены, как чувство измененности и отчуждения не только восприя-, тия окружающего мира, но и своих мыслей и чувств, явления психического автоматизма и др. Если на уровне поражения периферических отделов больной не чувствует свою парализованную конечность или чувствует ее как будто чужую, то при поражении на уровне высших церебральных функций он может не испытывать единства собственного соматического и психического Я, единства Я с окружающим миром, принадлежности Я различных психических функций и переживаний. Это имеет значение для диагностики локализации поражения и направления терапевтического воздействия (например, использование унилатеральной ЭСТ). Однако необходима исключительная осторожность в практическом использовании имеющихся данных по функциональной асимметрии и приуроченности различных видов психопатологической симптоматики к определенным полушариям головного мозга.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Коваленко Анна Олеговна. «Игра-сказка как метод формирования мировосприятия и позитивного отношения к миру»
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью.
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь