Редактор. Можно ли развить чувство юмора?

Можно ли развить чувство юмора? Можно ли развить чувство юмора?

Давайте развивать в наших малышах чувство юмора – это сделает их жизнь более легкой, интересной и насыщенной.

Если что и дается человеку от природы, так это чувство юмора, и бесполезно пытаться его привить или, напротив, подавить, если такая странная охота может вообще прийти в голову. Между тем все мы знаем, что людям, обладающим этим удивительным качеством, на свете легче и интереснее жить. Чувство юмора спасает там, где бессильны упорство и воля. Оно – лучший советчик в безнадежных и тупиковых ситуациях. По большому счету чувство юмора – это способность относиться к жизни по-философски мудро. То есть следовать известной библейской заповеди, взятой потом на вооружение и психологами: быть настолько сильным, чтобы изменять то, что можешь изменить, стойким, чтобы не стараться изменить то, что изменить невозможно, и мудрым, чтобы отличать одно от другого. Попробуем позаботиться о развитии у малыша целительного чувства юмора.


Секретный пароль

Впервые ваш кроха улыбнулся вам месяца в два? Но эта умилительная гримаска означала лишь глубокое удовлетворение своим состоянием и давала понять, что молочко было вкусным, животик не болит, ничего не беспокоит, и вообще человечек чувствует себя замечательно. Психологи и педагога выделяют также улыбку узнавания. Она тоже появляется примерно в таком возрасте и пленяет родителей до слез. Как не умилиться, когда детка после внимательного изучения вашего лица вдруг счастливо улыбается: он впервые понял, что добрые, мягкие руки, теплое молочко и ваше лицо – это практически одно и то же. От маминой реакции зависит многое. Ваша радость при виде счастливой улыбки крохи говорит ему о том, что это – лучшее средство налаживания контакта с другим человеком. И малыш начинает использовать улыбку как секретный пароль, с которым он обращается к миру.

Увидеть смешное

Но смех и улыбка грудничка имеют мало отношения к тому, что мы привыкли называть чувством юмора. Правда, в младенческом смехе присутствует его главный компонент – радость жизни. Без нее нет чувства юмора, есть только ирония или едкий сарказм. “Чтобы засмеяться, смешное нужно суметь увидеть, – пишет исследователь природы комизма и смеха В. Пропп. Чтобы рассмотреть смешное, необходим жизненный опыт, пусть даже совсем крохотный. Смешное возникает из неожиданности, тогда, когда нарушается привычный ход событий. Даже трехмесячные крохи вполне способны на проявление такого чувства юмора. Например, их могут смешить длинные, непонятные слова (научные термины или иностранные названия), не свойственные для речи близких. Конечно, произойдет это только в том случае, если беседы взрослых для крошки – привычная и обязательная часть его жизни. Вот вам и первая подсказка: если хотите, чтобы чадо отличалось тонким чувством юмора, говорите с ним побольше обо всем на свете с самого раннего возраста. И всегда с радостью встречайте его улыбку.

Вот пример “юмористического” поведения полуторагодовалого малыша. Мама моет руки под рукомойником после работы на дачном участке. Сынок подходит, протягивает свои ручки: мол, тоже помой. Мама не соглашается: воды в рукомойнике мало, чтобы долить, надо идти за дом, а мама устала. Она говорит: “Не сейчас, ты пока еще слишком чистый”. Малыш убегает в дом и залезает чуть ли не с головой в тазик с золой, которую выгребли из печки. Выходит на крыльцо и демонстративно сокрушается, хлопая себя ручками по бокам: мол, какой я грязный, какой чумазый! При этом не забывает хитро посматривать на маму: что она будет делать? Маме ничего не остается, как засмеяться вместе с мальчиком и засунуть-таки его под струю воды. Конечно, усталая мама могла бы и рассердиться на сына, который заставил ее поступить так, как хотелось ему. Но в этом случае она по достоинству оценила изобретательность и чувство юмора малыша: не хотела умыть почти чистого – мой теперь с ног до головы чумазого. Вот и еще правило для родителей, которые хотят взлелеять в детях чувство юмора: цените шутки малыша даже в том случае, когда они добавляют вам хлопот.

Творцы и философы

Возраст двух-трех лет – период овладения речью и бурного развития детских творческих способностей. До пяти лет каждый ребенок – творец и мудрец. Взрослым остается только успевать записывать очередные перлы своих малолетних оракулов. В это время дети активно осваивают речь, язык, на котором говорят. И как правило, дело не обходится без словотворчества. Комический эффект новых слов, выдумываемых на ходу малышами, объясняется чаще всего тем, что его звучание слегка искажается, но суть сохраняется. И тогда появляются доги и их догини (потому что есть боги и богини); возилыцики вместо носильщиков (потому что на вокзалах носильщики давно пользуются специальными тележками); ступенечки вместо пенечков (потому что на них ступают), и так далее. И если трех-четырехлетние крошки острят еще почти случайно, то пяти-шес-тилетние дети отпускают шуточки вполне сознательно. Правило для родителей: обращайте внимание на шутки своего ребенка, непременно цените их даже в том случае, если они кажутся вам не вполне удачными. Поддерживайте игру в словотворчество.

Еще один способ, с помощью которого дошкольники с удовольствием запечатлевают смешное, подмеченное в жизни, – это подражание. В пять-шесть лет многие из них превращаются в замечательных артистов и пародистов. Они тонко подмечают особенности речи близких и знакомых, их походку или движения. Давайте возможность этим талантам проявиться. Правда, стоит позаботиться о том, чтобы свобода подобных проявлений ребенка не нарушала чье-то жизненное пространство. При удобном случае необходимо объяснить ребенку, что шутить таким образом можно с близкими друзьями и хорошими знакомыми. Но вряд ли стоит упражняться в искусстве копировать походку какой-нибудь важной дамы, к которой вы пожалуете с крохой по каким-то делам. Смех – прекрасное лекарство от капризов, раздражения и хандры. Одна мама играла со своими детьми в замечательную игру: она, ее дочка пяти лет и семилетний сын договорились, что в течение недели в критических ситуациях, то есть когда кто-то из детей капризничает или мама раздражается, другие постараются увидеть в происходящем что-то смешное. Выигрывал тот, кто “насобирал” больше всего “смешинок”. Вот пример детских находок: мама ушла с работы сердитая, в раздражении забрала из сада дочку, а дома сразу же начала отчитывать сына. В середине неприятного разговора мальчик обратил внимание на то, что мама говорит и одновременно в такт словам дирижирует веником, которым собиралась подметать пол. Ее поведение выглядело ужасно комично, и сын сообщил об этом всем присутствующим, а потом еще и изобразил по просьбе мамы, как все происходило. Пока все смеялись, мама успела подумать, что проступки детей – скорее всего плод ее раздраженного воображения, и конфликт был исчерпан. Ребенок, хотим мы того или нет, безошибочно считывает стиль поведения взрослых, в том числе и способы разрешения конфликтов. Умение видеть в ситуации прежде всего смешное, а потом уже все остальное часто позволяет снять лишнюю напряженность момента. Это совсем не значит, что конфликты в таком случае не требуют разрешения. Просто совместный смех дает возможность разрядить обстановку. В сущности, большинство наших претензий друг к другу – это “глупости и мелкие злодейства”. Юмор помогает отстраниться от ситуации ровно настолько, чтобы подойти к ней конструктивно и без лишних эмоций.

Чувства – это святое

А вот что ни в коем случае нельзя подвергать осмеянию, так это человеческие чувства.

Нельзя смеяться, когда ребенок говорит, что ему обидно, больно, тоскливо, грустно.

Нельзя смеяться, когда, например, шестилетний дошколенок рассказывает вам о своей влюбленности.
Нельзя стараться с помощью юмора и иронии обесценить его переживания. Иногда взрослые делают это, руководствуясь благими мотивами: отвлечь от переживаний, уменьшить боль. На самом деле такое поведение взрослых для ребенка выглядит как уход от его проблем, нежелание говорить с ним о том, что его волнует.

Нельзя высмеивать детей (как и взрослых), когда у них что-то не получается. Некоторые родители прибегают к такому приему, чтобы вызвать у ребенка желание совершить усилие. Это ложный путь, и эффект тут достигается за счет страха перед унизительными словами взрослого. И еще один важный момент: самая лучшая проверка чувства юмора человека – его способность смеяться даже не столько над другими (это дело не хитрое), сколько над собой. Это помогает нам в трудных и неприятных ситуациях. Тот, кто способен увидеть себя со стороны и улыбнуться, выходит из передряг с гораздо меньшими потерями, чем люди, слишком серьезно оносящиеся к своей персоне. Главное правило: относитесь с юмором к себе и своим недостаткам, тогда ребенок скорее всего переймет ваш стиль.

Просмотров: 583
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Редактор. ЧУВСТВО ЮМОРА
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь