Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 67401

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В справочном пособии рассмотрены методологические и теоретические основы современной клинической психиатрии, изложены основные теоретические и практические вопросы общей психопатологии. Дан критический анализ наиболее распространенных представлений об этиологии и патогенезе психических заболеваний, описаны их симптоматика, дифференциальная диагностика, принципы лечения и социально-трудовой реабилитации больных с этой патологией.
Для психиатров, невропатологов, психофизиологов и врачей-клиницистов других профилей.

ОТ АВТОРОВ
В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» подчеркивается необходимость совершенствования методов профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний, в частности психических.
Успехи современной клинической психиатрии неоспоримы, о чем свидетельствуют значительные достижения в исследовании этиологии и патогенеза психических заболеваний, в уточнении их клинических проявлений, а также существенное расширение терапевтических и социально-реабилитационных возможностей, постоянное совершенствование организационных форм оказания психиатрической помощи населению, проведение психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Однако одновременно с этим наблюдается и постоянный рост требований к клинической психиатрии. С одной стороны, появились новые особенности психической патологии, наметилась тенденция к увеличению числа некоторых видов психических расстройств, в частности пограничных, происходит патоморфоз клинических признаков ранее известных болезней, с другой — остается настоятельной необходимость в повышении эффективности терапии и психопрофилактики.
Советские психиатры могут решать насущные теоретические и лечебно-профилактические вопросы, опираясь на социально-экономическую структуру социалистического общества, государственную и бесплатную систему здравоохранения. Этому способствуют исторически сложившиеся материалистические и социально-гигиенические традиции отечественной психиатрии, творческое использование с позиций марксистско-ленинской философии достижений физиологических и других исследований материального субстрата психической деятельности, достижений отечественной и зарубежной теоретической и клинической медицины, психологии и психиатрии.
Отечественные психиатры И. М. Балинский (1827—1902), И. П. Мержеевский (1838-1908), В. X. Кандинский (1849—1889), С. С. Корсаков (1854—1900), В. П. Сербский (1855—1917), В. М. Бехтерев (1857— 1927), В. П. Осипов (1871—1947), П. Б. Ганнушкин (1875—1933), В. А. Гиляровский (1876—1959), В. П. Протопопов (1880—1957), А. В. Снежневский (1904—1987) стремились к обоснованию нозологического подхода в изучении сущности психических заболеваний: к ма -






териалистическому пониманию их этиологии и патогенеза, принципов терапии и профилактики. Современный уровень развития советской психиатрии в значительной мере обусловлен исследованиями И. М. Сеченова (1829—1905), И. П. Павлова (1849—1936), Л. А. Орбели (1882— 1958), П. К. Анохина (1898—1974) и других советских физиологов, успехами медицины и биологии, социологии и философии. Психиатры нашем страны всегда с глубоким интересом относились к исследованиям зарубежных ученых: Ф. Пинеля (1745—1826), Б. Мореля (1809— 1872), Ж. Маньяна (1835—1915), Р. Крафта-Эбинга (1840—1902), Э. Крепелина (1856—1926), П. Жане (1859—1947), Э. Блейлера (1857— 1939), К, Бонгеффера (1868—1948), Э. Кречмера (1888—1964), В. Майера-Гросса (1899—1961) и др., заимствуя у них подлинно научные концепции и подвергая принципиальной критике все идеалистические тенденции. Советская психиатрия никогда не замыкалась в узконациональных рамках. Сохраняя свою самобытность, она была и остается продолжательницей передовых идей отечественной и зарубежной биологии и медицины, психологии и психиатрии.
Важным итогом современных достижений психиатрии, а также науки о человеке и среде его обитания является подтверждение того факта, что биологическое и социальное, эндогенное и экзогенное нельзя ни противопоставлять, ни переоценивать в ущерб друг другу, как это делают представители фрейдизма,неофрейдизма, экзистенциализма, антипсихиатрни, что природу психического заболевания в каждом конкретном случае можно понять только при учете всех предрасполагающих, причинных и провоцирующих факторов.
Для дальнейшего развития клинического и профилактического аспектов психиатрии имеют значение следующие доказательства: 1) наследственные, конституциональные и другие биологические особенности организма и личности, а опосредованно и ее социально-психологические характеристики могут меняться под влиянием промышленных, медикаментозных интоксикаций, проникающей радиации и др.; 2) особенности структуры личности и нервно-психических реакций человека, находясь в определенной зависимости от биологических задатков, не просто определяются разнообразными социальными факторами, а подвергаются существенным изменениям в связи с ростом темпов технического и общественного прогресса, перестройкой структуры межличностных отношений к индивидуальной нервно-психической реактивности; 3) в клиническом оформлении многих психопатологических состояний и в содержании болезненных переживаний находят отражение не только биологические особенности патологического процесса, но и прошлый жизненный и социальный опыт больного, влияние на него конкретных природно-биологическнх, социальных и других факторов. Это значит, что при рассмотрении наиболее актуальных проблем психиатрии необходимо учитывать фило- и онтогенетические взаимодействия биологических и социальных факторов как в норме, так и при патологии, участие вновь возникающих экзогенных воздействий в эти-



4


ологии, патогенезе и оформлении клинической картины психических заболеваний.
Благодаря многочисленным клиническим и экспериментальным исследованиям в нашей стране и за рубежом психиатрия достигла значительных успехов в научном понимании природы психических болезней, что нашло отражение в «Руководстве по психиатрии» под редакцией А. В. Снежневского (1983). Однако предмет внимания психиатрии настолько сложен и тесно связан с методологическими проблемами, что даже среди психиатров, стоящих на одних и тех же философских позициях, не всегда существует единство взглядов в вопросах диагностики.
В современной психиатрии возникли определенные трудности, обусловленные ее особым местом среди медицинских дисциплин, связью с психологией, социологией и философией.
Назрела необходимость теоретической интеграции не только психиатрической информации, полученной различными научными коллективами и направлениями, но и информации, доставляемой смежными клиническими и фундаментальными теоретическими дисциплинами. Следует выработать твердую позицию к возникающим тенденциям односторонней теоретической оценки генеза психических заболеваний, нозологического догматизма в диагностике, расширения или сужения диагностики эндогенных и экзогенных психозов, попыткам возврата к учению о едином психозе, дискредитации учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, а также к некритичному отношению к психоаналитическим и другим концепциям идеалистического толка, что будет способствовать дальнейшему развитию клинической психиатрии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мария Гуляко. Лечение психозов: нейролептики старого поколения Vs нового
  • Ирина Ивановна Кошкина. Статья: УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ЛАМБДАЦИЗМА)
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Григорий Чаусовский. Плацебо-эффект. Психотехнология усиления положительной плацебо-составляющей фармакологического действия лекарственных средств
  • Галахова Елена Александровна. Презентация. Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в образовании
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Шишмарев В.Ю. Средства измерений
  • Дашина Наталья. «Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста»
  • Нестерова О.А., Зернова Н.П.. Образовательный проект «Умный карандашик»
  • Нохрина Анастасия Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Использование средств музыкотерапии на занятиях с детьми с ОВЗ»
  • Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. В 2-х томах
  • Надежда Чебиняева. Гимнастика после дневного сна- как одно из средств сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Сергей Макаренко. Психологическое оружие: классификация типов
  • Спиридонова Татьяна Владимировна. Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделирования
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Раскольникова Татьяна Геннадьевна. Серия занятий по изобразительной деятельности, направленных на освоение основных изобразительно – выразительных средств графики через игровые технологии детьми дошкольного возраста.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология формирования противоаварийного поведенческого стереотипа у водителей транспортных средств
  • Волкова Виктория Александровна. Педагогическая статья «Современные малые средства информационных технологий и их применение».
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя ДОУ 'Использование ИКТ и мультимедийных средств в работе психолога'
  • Роше А. КТО Я?
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Грин А. Психиатрия.
  • Олеся Строкач. Консультация для воспитателей на тему: «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Ефремов В. С. - Основы суицидологии
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Р. Лихи. Как преодолеть бессонницу
  • Жогло Оксана Михайловна. Играйте вместе с детьми
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Играйте вместе с детьми.
  • Редактор. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Мишинова Евгения Борисовна. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия
  • Гусева Ирина Николаевна. Использование средств информатизации для участия в профессиональных конкурсах
  • Назаров М.М. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология
  • Грачева Анна Михайловна, Шамсутдинова Елена Мусавировна. Использование средств ИКТ и музыкально-творческой деятельности в коррекционной работе с детьми 6-7 лет с ФФНР.
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.
  • Главный Редактор. Детская песня - Антошка
  • Давыдова Елена Игоревна. Этапы работы с песенным материалом для дошкольников.
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология минимизации расхода топлива при управленииавтомобилем - Г. Чаусовский
  • Михайлюта Наталья Петровна. Консультация «Лечебные гимнастики»
  • Левченко Евгения Владимировна. Имитационные игры как одно из средств ознакомления детей с художественной литературой.
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Макушина Т.Н., Газизьянова Ю.Ю. и др. Бухгалтерский финансовый учет
  • Тихонова Юлия Юрьевна. Моделирование средств активного отдыха в практике дошкольных образовательных организациях
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Куренкова Светлана Сергеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Бюро находок»
  • Макеева Зульфия Джумагалиевна. Использование интерактивных средств обучения в системе коррекционной работе учителей-логопедов.
  • Пименова Наталья Александровна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь