Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 68032

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

групп населения (С. Б. Семичов, 1987). Такая трактовка различных психических проявлений (эпизодических ситуационных колебаний настроения, несдержанности, тревожности, раздражительности, утомляемости и т. п.) как патологических не имеет ни теоретического, ни практического обоснования. Это ведет к устранению качественных различий между психической нормой и психической патологией.
Психиатров всегда не удовлетворяло грубое деление людей на психически здоровых (нормальных) и психически больных (ненормальных, помешанных, сумасшедших). В результате этого были сформулированы концепции пограничных (П. Б. Ганнушкин, 1964; О. В. Кербиков, 1971; Г. К. Ушаков, 1978, и др.) и предболезненных состояний (С. Б. Семичов, 1979, 1987), акцентуированных личностей (А. Е. Личко, 1981; К. Leonhard, 1981). Но, к сожалению, этим не были разрешены вопросы, касающиеся диагностических трудностей, несмотря на многообразие методов наблюдения, экспериментальной оценки психофизиологических реакций и психических функций, оценки поведения и др. (А. Р. Лурия, 1962; С. Я. Рубинштейн, 1970; В. М. Блейхер, 1976; Б. В. Зейгарник, 1986; Р. Конечный, М. Боухал, 1983). Пока нет общепринятых определений психической нормы и психической патологии. Так, по определению Всемирной организации здравоохранения, психически здоровым (нормальным) следует считать человека, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а также сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности.
Оказывается, что так же трудно определить и психическую патологию. Интуитивно каждый здоровый человек может почувствовать болезненное состояние другого, но это восприятие с трудом поддается четкому понятийному определению. Подтверждением этого является наличие множества формулировок таких психиатрических понятий, как психическое расстройство, психическая болезнь, психоз, психопатологический дефект, пограничные состояния, аномалии развития, акцентуация личности и др. Однако необходимо помнить, что психическая патология — качественно иное состояние, чем психическая норма.
Итак, мы считаем, что применительно к психической деятельности норма — это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных природных и социальных условиях («идеальное здоровье» в медицинском и социальном смысле). Психическое здоровье включает и крайние варианты психических реакций, которые могут возникать в экстремальных условиях у так называемых акцентуированных личностей и ограничивают адекватное выполнение их социальных обязанностей («практическое здоровье:»).
Под психическим заболеванием (болезнью) следует понимать непсихотические (пограничные) и психотические (психоз, помешательство) психические расстройства, имеющие в своей основе активные па-
30

тологические функционально-морфологические или функциональные изменения в головном мозге (психопатологические процессы и психопатологические реакции), а под психопатологическим состоянием — стойкое психопатологическое функционирование, обусловливающее постоянную патологическую неадекватность психических проявлений и поведения или заметно ограниченную возможность адаптации к окружающей природной и социальной среде. В узком смысле психопатологическое состояние—это стойкий психопатологический дефект развития или расстройства личности вследствие органического поражения головного мозга, а в широком смысле — включает эти состояния, а также реакции и процессы. Понятия «реакция», «состояние» и «развитие», которыми пользуется С. Б. Семичов (1987), имеют равное право на определение проявлений и динамики нормы, здоровья, болезни и патологии (непсихотической и психотической) психики.
В оценке соотношения психического здоровья и психической патологии определенное значение имеют теоретические исследования С. Б. Семичова (1987), посвященные предболезненным психическим расстройствам. Автор, как и другие исследователи (А. В. Снежневский, 1972; М. Jarosz, 1975), отмечает одновременное наличие некоторых психических явлений у здоровых и больных. Но объединять их нельзя. Введение понятия «предболезнь» теоретически представляется оправданным, но включение в нее, помимо крайних вариантов нормы, еще и болезненных состояний на стадии продрома и так называемых психотических реакций у здоровых лиц делает определение ее как одного из состояний здоровья неприемлемым, поскольку при этом снимаются качественные различия между здоровьем и болезнью, создаются условия для диагностического волюнтаризма. Выявление предболезненных состояний может послужить предпосылкой для признания психически неполноценными или «слегка больными» многих здоровых, у которых наблюдаются индивидуальные психические особенности, оригинальные суждения, отличающиеся от официально принятых. Такая диагностика не годится в экспертной практике и при профилактических осмотрах. Болезнь есть болезнь, а предболезнь — вариант нормы.
СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ
Удовлетворение потребностей в детском возрасте имеет непреодолимый характер, сопровождается неуклонным развитием и совершенствованием восприятий, способности узнавания ранее воспринятого, абстрактного мышления, осознавания происходящего и своего поведения, осознанной регуляции эмоциональных реакций и целенаправленных действий. У взрослого человека в результате учения и воспитания первичные инстинктивные мотивации поведения и эмоциональные реакции в норме не проявляются, они трансформированы и имеют социально приемлемые, осознанные формы. В комплексе психических функций
31

невозможно выделить отдельно какую-либо из них, их активность наблюдается в совокупности, а недостаточность какой-нибудь функции отражается и на проявлениях других. Условием адекватного социального осуществления всех психических функций является их осознанность. Малейшее изменение сознания сопровождается нарушением адекватности поведения.
Инстинктивные потребности — первичный источник развития организма. Так, пищевой инстинкт и инстинкт самосохранения выступают в качестве первичной мотивации элементарных, примитивных форм поведения и эмоциональных реакций, а по мере формирования личности вплетаются в структуру более сложных, контролируемых сознанием поступков и действий. Если обратимся к истории психологии и психиатрии, то увидим различные подходы к пониманию роли инстинктивных побуждений в развитии структуры личности и психической патологии. Представители психоанализа ведущую роль в том и другом случае отводят сексуальному инстинкту и инстинкту самосохранения, считая психопатологические симптомы проявлением бессознательного, прорывом вытесненных комплексов неудовлетворенности инстинктивных побуждений. Представители же материалистического направления основное значение придают социально обусловленным тенденциям развития форм удовлетворения инстинктивных потребностей, закономерностям их социального формирования и адекватного, сознательного их осуществления. Сознательный контроль рассматривается не как искусственный, угнетающий эпифеномен, а как неотъемлемая органическая составная часть нормально развитой личности. То, что осознаваемо, может быть подвергнуто контролю в целях адекватного приспособления к социальной и природной среде. Уходящее из-под контроля сознания неизбежно становится потенциально неконтролируемым, социально неадекватным, как это наблюдается в психопатологии.
Восприятия и их патология
Определение ощущений и восприятий имеет как психологический, так и философский смысл.
Ощущение и восприятие — это первый этап познания человеком окружающей среды и самого себя, этап чувственного познания, предшествующий абстрактному мышлению. Представители идеалистической философии выдвигали положение, согласно которому. Органы чувств отражают не реально существующие явления, а идеальные образы, возникающие в субъекте под влиянием душевных сил. Однако материалистическая философия, опираясь на достижения современного естествознания, доказала, что органы чувств отражают объективно существующую действительность, не зависящую от сознания. Поскольку ощущения и восприятия как психические процессы принадлежат конкретному человеку, они имеют субъективный оттенок, обусловленный индивидуальными свойствами органов чувств, жизненным опытом, зна-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Ледина Ирина Олеговна. Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Ротенберг Вадим. Образ Я.
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Хасимова Рузиля Рамилевна. Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.
  • Козлова Тамара Ромилловна. Психокоррекционная программа в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста
  • Формирование отношения к здоровью как к ценности. Факторы, влияющие на здоровьесбережение на уроке
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Классификация психических расстройств - Автор неизвестен.
  • Степанова Марина Юрьевна. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Соколова Людмила Викторовна. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Четыре последовательные фазы формирования и степени выраженности нервно-психического напряжения по Немчину Т. А.
  • Юлия Кузнецова. Здоровьесбрегающие технологии в ДОУ
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Александер Франц. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение.
  • Кузнецова Юлия Сергеевна. Здоровье-сберегающие технологии в дошкольном образовании.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь