Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 130421

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Эта формула позволяет объединить практически все существующие теории полиграфных проверок, где реакции человека, связанные с эмоциональным напряжением, выступают как единая, неделимая, комплексная система.
Итак, специалист полиграфа должен рассматривать человека как сложную адаптационную систему, имеющую различные мотивационные уровни и индивидуальные особенности динамики активности различных физиологических подсистем, и уметь анализировать не только типологические особенности, но и индивидуальный характер внешних и внутренних реакций.
II. Психофизиология эмоционального поведения
1. Кора головного мозга и высшие психические функции человека
Общая площадь коры головного мозга человека составляет 1468-1670 кв. см. Учитывая значимость мозга для жизни, природа позаботилась о надежности, создав для его нормальной деятельности оптимальные условия. За одну минуту через мозг протекает около 740-750 мл крови.
Одним из более поздних образований коры головного мозга является его лобная область. Имея теснейшую связь с другими отделами коры и подкорковых образований, лобные отделы ответственны за тончайшее регулирование аналитической деятельности человека, особенно ее социального аспекта.
Но несмотря на то что приоритет в этом процессе принадлежит лобным отделам коры, нельзя не учитывать активного участия других подкорковых образований. В коре головного мозга содержится около 14 млрд нервных клеток. 90% из них сосредоточено в так называемой новой коре головного мозга, выполняющей «руководящую» роль в ее деятельности в целом.
Новая кора, кроме всего прочего, отвечает за переработку и интерпретацию информации, поступающей через органы слуха, зрения. В новой коре находятся центры, участвующие в принятии решений. Она является физиологической основой сознания человека.
Вторая часть, так называемая старая кора головного мозга имеет более простую структуру. В старой коре протекают процессы, не всегда отражаемые сознанием человека. Бытовое выражение «идти на автопилоте» как раз характеризует то состояние, когда человек, всецело поглощенный решением какой-либо проблемы, идет в правильном направлении или делает еще какую-то работу, не задумываясь о выполнении тех или иных необходимых движений. В сложной аварийной ситуации водитель автомобиля иногда совершает сложные маневры и только потом оценивает, что и как он делал. Это явление иногда пытаются использовать для получения информации о деталях преступлений, вводя человеку информацию на подсознательном уровне. Такое возможно еще и потому, что в старой коре расположены центры высших
44
отделов физиологических реакций, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека, т.е. нервные структуры, управляющие физиологическими реакциями человека.
Говоря о локализации высших психических функций, необходимо помнить, что понятие центра в физиологии весьма условно и больше применяется для облегчения понимания работы мозга в целом. Что является главным, а что второстепенным, если говорить о работе головного мозга, можно сказать одной фразой - главное все. Эти функциональные разделения на кору головного мозга, ее лобные отделы, подкорковые образования - относительны. Все они настолько тесно связаны друг с другом, что практически составляют единое целое, с некоторым приоритетом тех или иных отделов.
С одной стороны, мы не можем точно назвать центр, управляющий теми или иными перестройками физиологических функций, но, с другой стороны, есть определенные нервные образования, управляющие, например, сердечным ритмом. Их много, и они разбросаны практически по всему мозгу. Поэтому при определении центра, регулирующего ту или иную физиологическую реакцию, нельзя назвать какую-либо незначительную по размеру точку в центральной нервной системе, которая являлась бы единственной.
В центральной нервной системе наблюдается поэтажное функциональное регулирование. Нижние этажи проводят примитивное регулирование, высшие — более точное. Наивысшим регуляторным звеном являются лобные отделы коры головного мозга. Проведенные исследования особенностей аналитической деятельности людей с поражением лобньгх отделов мозга, выявили прямую связь их функционального состояния с поведением человека. Данное состояние, наряду с нарушением целенаправленного поведения, изменяет и эмоциональные реакции человека. При поражении лобных отделов мозга, как правило, человек не в состоянии критически оценивать свои действия и последствия действий других. В момент принятия решения вся поступающая извне информация, а также информация, хранящаяся в памяти человека, сличается в лобньгх отделах головного мозга, и только после соответствующей обработки принимается решение. При поражении лобных долей коры головного мозга у человека, как правило, отсутствует возможность построения предварительного плана действий, т.е. стратегии действия. Учитывая теснейшую связь лобных отделов с нижележащими подкорковыми образованиями, можно говорить, что изменение функционального состояния любого отдела обязательно скажется на других. Наличие этой теснейшей связи дает возможность утверждать, что регистрируемые физиологические реакции находятся в прямой зависимости от состояния лобных отделов головного мозга, во многом предопределяющего тончайшие приспособительные реакции организма, его высшие психические функции.
Весь организм — единое целое. Но в то же время сердце выполняет только
45
функцию кровяного насоса, а головной мозг ведет анализ состояния организма в целом. Например, при увеличении содержания углекислого газа (СО J в крови дается команда на расширение периферических сосудов, увеличение частоты сердечных сокращений и объема крови, выталкиваемой при каждом сердечном сокращении.
2. Физиологическое обеспечение эмоций
Радость и огорчение, страх и уверенность, любовь и ненависть - это те непосредственные (эмоциональные) переживания, которыми окрашена жизнь и трудовая деятельность человека. Эмоции - это «переживания человеком его отношений к окружающему миру и к самому себе» (цит. по: БСЭ, т. 49, стр. 91). Они представляют собой субъективное отношение человека к объективным явлениям, которое может проявляться как к внутренним физиологическим процессам (жажда, голод и т.п.), так и являться выражением процесса взаимоотношения человека и внешней среды.
Эмоции человека формировались в процессе длительного эволюционного развития и являются ответной реакцией организма на условия, требующие мобилизации всех его ресурсов. Эмоции сопровождаются значительным изменением физиологических реакций, приводящим не только к повышению сопротивляемости организма стрессу, но и, при определенных условиях, к его разрушению. Имея единый механизм запуска и физиологического обеспечения, отдаленные последствия стресса нередко носят вполне определенную индивидуальную форму. У одного и того же человека в зависимости от его исходного состояния они могут вызвать как мобилизацию к деятельности, так и состояние паники, растерянности. Ведущим здесь, по-видимому, являются функциональный исходный уровень и социальная значимость стресс-фактора на момент запуска механизма эмоций, с учетом индивидуальных особенностей человека и возможностей его адаптации к данным условиям.
Эмоции в нашей жизни присутствуют всегда, постоянно сопровождая оценку полезности или вредности сложившихся в данный момент внешних и внутренних ситуаций. Они, как явление, не могут быть изолированными.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Любовь – это временное помешательство
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Р. Хансон, Р. Мендиус. Медитация осознанности
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Тарасова Ирина Николаевна. Важность носового дыхания
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Мозг и оптимизм: как орбитофронтальная кора влияет на оптимистичное восприятие
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Светлана Багдашова. Развитие мелкомоторной функции у детей логопедической группы
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Рубан Наталья Валерьевна. «ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Кислицина Лариса Анатольевна. Статья «Театр – музыка — ребенок»
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 2-е
  • Психологическая формула юмора
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь