Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 130701

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Промежуточной (оперативной) памятью называют способность к хранению подробной информации в течение нескольких минут или часов. Она фиксирует события, представляющие интерес для нас в течение последних нескольких часов.
В долговременной памяти информация, как правило, хранится всю жизнь. В ней могут быть запечатлены подробности отдельных фрагментов детства, слова песен, услышанных много лет назад, события и явления, имеющие существенное значение в жизни человека или в свое время потрясшие его и вызвавшие определенные яркие эмоции.
Эти особенности памяти человека необходимо учитывать при составлении тестов. Если преступник совершил убийство, незаметно подкравшись к жертве по узкой асфальтовой дорожке, то с годами не существенная для совершения преступления информация о ширине дорожки, цвете асфальта забывается. Эти детали при тестировании человек может и не помнить. Совсем другое значение для него имело наличие или отсутствие растительности, скрывающей его подходы к жертве. Еще ярче запоминаются детали поведения
52
пострадавшего, когда он понял, что настигший его человек представляет реальную угрозу; крик жертвы, призывающей на помощь, так же как внезапное появление свидетеля, милицейской машины и т.д. Эта информация фиксируется на всю жизнь, и, используя ее, можно успешно установить причастность тестируемого к преступлению, которое он совершил десятки лет назад.
В фиксации и извлечении информации участвуют тысячи нервных клеток. Этот процесс может быть легко нарушен путем принятия некоторых фармакологических средств. В процессе утомления память страдает за счет ухудшения деятельности нервных клеток, обеспечивающих хранение и извлечение информации. Этим и объясняются требования к условиям проведения полиграфной процедуры: первая половина дня, нормальный ночной отдых опрашиваемого накануне тестирования и т.д.
6. Процессы мышления и состояние обследуемого
Умственная деятельность человека всегда сопровождается определенным нервно-психическим и эмоциональным напряжением. Величина этого напряжения, а следовательно, и физиологические сдвиги, обеспечивающие эту деятельность, во многом зависят от объема поступающей информации, ее интенсивности (количество в единицу времени), вероятности тех последствий, которые пытается предугадать человек, степени его заинтересованности в положительном для него исходе. Общеизвестно, что умственная работа связана с деятельностью головного мозга, а точнее, — нервных клеток, находящихся в нем. Усиление мыслительных процессов ведет к увеличению энергозатрат. По сравнению с физической нагрузкой эти энергозатраты незначительны. По данным Лемона (1967 г.), мозг человека (мужчина весом 75 кг, в возрасте 35 лет) в состоянии покоя в среднем расходует около 36 калорий в минуту, что составляет 3% от общих энергозатрат организма. Если подозреваемый в прошлом не совершал криминальных поступков, то его умственное напряжение в предтестовый период и во время тестирования будет минимальным. Если обследуемый имеет в своем жизненном арсенале криминальное прошлое, то энергозатраты могут быть максимальными. Интенсивная умственная деятельность может привести к увеличению энергозатрат до 40 - 46%.
Это объясняется тем, что человек с криминальным прошлым, а тем более если он все же имеет отношение к расследуемому преступлению, вынужден перерабатывать массу информации, чтобы выяснить для себя, почему его задержали, что известно милиции о деталях совершенного им преступления, на чем его будут пытаться «расколоть» и т.д. Каждый вопрос, обсужденный в предтестовой беседе или задаваемый при проведении тестирования, «обрастает» десятками мыслей обследуемого, связанных с деталями преступления. Это необходимо подозреваемому для того, чтобы более точно проанализировать поступающую информацию и спрогнозировать применяемую специали
53
стом тактику проверки, выработав при этом наиболее эффективную методику противодействия.
Умственные операции при работе на полиграфе как специалиста, так и обследуемого относятся к логическому типу. Они вынуждены принимать решение на основе анализа большого количества логических задач. При умственном труде так называемого логического типа большое значение имеет процесс, когда окончательные решения основаны на предварительной обработке целого ряда последовательных логических задач. Например, гражданин М задержан по подозрению в ограблении квартиры. Перед ним возникает целый ряд вопросов, ответы на которые он хотел бы получить. Логика рассуждений по одной из версий могла бы быть такой. Квартиру он ограбил в два часа ночи, соседи в это время спали. Когда он выходил с крадеными вещами, поблизости никого вроде бы не было. Машина его стояла за углом дома, там тоже было тихо, прохожие отсутствовали. Его логический вывод: когда он выносил краденое и его отъезд с места происшествия никто не мог видеть. Тогда почему его арестовали? Возможно, «продал» Колька-косой, но его два дня нет в городе. Возможно, что еще до отъезда Косой рассказал кому-нибудь из своих друзей и т.д. Как видно из примера, только для окончательного выяснения причин, почему его нашли и арестовали, подозреваемый должен был проанализировать несколько промежуточных логических задач. Поиск решения основан на сложных ассоциациях, базирующихся на знаниях, предшествующих криминальному опыту человека. Многолетняя практика показывает, что, когда подозреваемый не знает, что известно сотруднику милиции о расследуемом преступлении, это заставляет его напряженно искать ответы на многочисленные вопросы, выход из сложившейся ситуации. Обследуемый интенсивно перерабатывает в уме большое количество имеющейся у него информации, базируясь на личном опыте и знаниях его коллег по преступным группировкам, тщательно анализируя новую информацию, полученную во время бесед со следователем.
Энергозатраты специалиста при проведении полиграфных проверок не очень большие, если процедура опроса проходит без осложнений. Если же обследуемый пытается искажать результаты тестирования и активно противодействует тестированию, напряженность работы мозга специалиста может возрасти в несколько десятков раз. Сами энергозатраты при умственной деятельности не всегда являются определяющими. Важным фактором, ведущим к развитию умственного утомления, являются так называемые побочные процессы, сопутствующие умственному напряжению.
Увеличение умственной нагрузки приведет к изменению объема выделяемого углекислого газа (СО,,) до 46%. В свою очередь, чтобы удалить избыток углекислого газа из мозговых тканей, необходимо увеличить его вывод из организма, а это возможно при увеличении объема воздуха, проходящего через
54
легкие. Транспортным средством для переноса избытка СО, к легким является кровь, и для решения этой задачи, соответственно, возрастают скорость продвижения крови и ее количество. В увеличении объема циркулирующей в организме крови используется так называемая депонированная кровь, т.е. кровь, находящаяся в физиологическом резерве: в печени, подкожной клетчатке и т.д.
То, что интенсивная умственная деятельность увеличивает объем крови, протекающей через головной мозг, было известно более 100 лет назад (Moss, 1893 г.). Казалось бы, любое умственное напряжение должно вести к увеличению частоты сердечных сокращений, однако на практике это происходит не всегда.
Исследованиями Кекчеева (1948 г.) было установлено, что в ответ на кратковременную, но интенсивную умственную нагрузку частота сердечных сокращений увеличивается, а на длительную может наблюдаться обратный эффект — снижение. Это обусловлено особенностями реагирования организма на изменившиеся условия. На первом этапе увеличение объема крови, омывающей структуры мозга, обеспечивается частотой сердечных сокращений при относительном постоянстве объема крови, нагнетаемой в кровяное русло каждым сердечным сокращением. В последующем включаются дополнительные механизмы, значительно увеличивающие сам объем крови при каждом цикле.
Первая фаза - увеличение частоты пульса (сердечных сокращений) с возрастанием умственной напряженности - изучена сравнительно хорошо (А. Егоров, В. Загрядский, 1973 г.).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как обмануть полиграф (детектор лжи)? Методы противодействия.
  • Георгий Почепцов. Распознавание пропаганды и языка ненависти
  • Притча «Противоречия»
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Аркадий Бевзь. Переговоры: двойная игра
  • Бондарева Е.В. Жиленкова Л.И.. Консультация для родителей «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»
  • Екатерина Наркевич. Осторожно — подросток. Как общаться с подростком (Е. Наркевич)
  • Бобкова Валентина Викторовна. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
  • Константин Пензев Русский Царь Батый
  • Главный Редактор. Основные приемы и работы с игрушками из глины
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Иванова Юлия Леонидовна. Способы реализации дистанционных образовательных технологий в современных условиях
  • Способы успокаивающего поведения с использованием звуков
  • Тайм-менеджмент: простые способы управления временем
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Как лжецы выдают себя: новые методы обнаружения обмана
  • Глен Ю., Барсуков Д. - Правда о гипнозе, или тайны искусственного сна
  • Пелевина Любовь Сергеевна. Консультация для педагогов и родителей «Приемы и способы профилактики, и устранение некоторых деформаций стопы у детей»
  • Зумбадзе Этери. Способы снятия психоэмоционального напряжения для педагогов:
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Черных В.П., Зименковский Б.С., Гриценко И.С. Органическая химия
  • Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»
  • Способы успокаивающего поведения с задействованием лица
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Анна Хмарун. Методы саморегуляции эмоциональной сферы
  • Фрай Олдерт - Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи
  • Химия. Шпаргалка для отличника. Физика
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Чупин Н.А. Подготовка к ЕГЭ по информатике. Оптимальные способы выполнения заданий
  • Редактор. Система Эльконина-Давыдова
  • Коростелева И.С. Психалгия и латентный суицид: способы обращения с телом
  • Морошкин В.А., Ломакин А.Л. Практикум по финансовому менеджменту: технология финансовых расчетов с процентами
  • Макарова М.Н. Практическая перспектива
  • Замятина Александра Владимировна. Мастер-класс Тема: «Гиперактивный ребенок – способы взаимодействия»
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Редактор. Букеты из конфет. Способы крепления. 'Трюфель' в цилиндре
  • Поршнева Виктория Сергеевна. Проект «Поиграем с водой»
  • Басникова Оксана Витальевна. Способы объединения детей в труде
  • Мицукова Лилия Владимировна. Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
  • Юнг К.-Г. Трансцендентальная функция.
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Псевдологика: 50 способов манипуляции
  • Долматова Ольга Алексеевна. Использование нетрадиционной техники рисования во второй группе раннего возраста.
  • Леонид Кроль. Манипулятор, мотиватор, модератор? Что должен делать лидер?
  • Ивочкина Наталия Александровна. Конспект занятия «Лаборатория «Органы чувств»».
  • Кушнир И. Альтернативные способы решения задач (Геометрия)
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь