Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 130492

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Разнообразные потребности человека прямо связаны с эмоциями и окрашены ими. Среди потребностей, как правило, нет лишних, и удовлетворение одной из них может породить другую, нередко требующую еще больших эмоциональных и поведенческих усилий для успешного ее разрешения. Начало ломки у наркомана стимулирует его к употреблению наркотиков, а это, в свою очередь, побуждает его достать деньги для приобретения их. У подозреваемого, проходящего полиграфную проверку, существует первичная потребность - избежать наказания, которая порождает вторую - обмануть полиграф и т.д. Чем больше социальная значимость потребностей, чем меньше вероятность положительного исхода, тем сильнее эмоциональное напряже
49
ние. Этим и объясняется тот факт, что получить достоверные результаты на полиграфе при расследовании убийства значительно проще, чем при краже гусей или яблок из соседнего сада.
Но эта закономерность не всегда подтверждается на практике. Например, человек, впервые совершивший кражу, безусловно испытывает потребность уйти от возможного наказания. В этой ситуации может быть два типа поведения. В первом варианте подозреваемый будет до последнего противостоять сотрудникам правоохранительных органов, делать все возможное, чтобы избежать расплаты за содеянное. Во втором варианте после первых же допросов он прекратит активное сопротивление и смирится со своей судьбой. При этом вовсе не обязательно, что лицо со вторым типом поведения станет давать правдивые показания. Мы видим, что в одинаковой ситуации люди, имеющие приблизительно одинаковую потребность, в данном случае — в избежании наказания, ведут себя по-разному. Почему у одних активное стремление избежать наказания практически прекращается при столкновении с первым же препятствием, а другие идут до конца, даже в том случае, если преступление, совершенное ими, практически доказано? Как правило, в основе различия этих типов поведения лежит воля человека, являющаяся особой формой его активности. Воля как психический процесс определяет возможность регулирования человеком своего поведения, заключается в том, что человек осуществляет власть над собой и своими эмоциями.
Воля как общая способность сознания направлять поведение выражается в сознательных целенаправленных действиях человека. У волевого человека может возникнуть такая ситуация, когда его поведением начинает управлять не потребность, а сама личность. Следует иметь в виду, что если волевые усилия не контролируются сознанием, то этот процесс переходит в упрямство, наносящее человеку иногда непоправимый вред.
При слабо развитой воле, отсутствии навыков к проявлению волевых усилий возможно развитие повышенной внушаемости, некритичности, восприимчивости к влиянию других людей. При проведении полиграфных проверок эти особенности следует учитывать. При тестировании несовершеннолетних повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, как правило, связаны с особенностями возрастного развития психики, что необходимо в обязательном порядке учитывать при проведении проверок.
4. Сознание и эмоции
«Сознание можно рассматривать как состояние, при котором человек отдает полный отчет о собственных мыслях и намерениях» (цит. по: пенфилд, Джаспер «Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека»., М., 1958 г.).
Но всегда ли это так? Существует выражение «помутилось сознание»,
50
т. е. оно ослабло, возникли трудности в оценке происходящего. Это состояние может быть вызвано не только болезнью, но и очень сильным эмоциональным напряжением человека - стрессом. Известны же случаи, когда необстрелянный солдат при виде танка, движущегося на него, выскакивал из окопа и бежал по открытой местности, не осознавая, что в этом и есть его гибель, а в окопе - спасение.
Способность оценивать свое положение в сложившейся ситуации, изменять предписанную природой и обществом судьбу, противодействовать ей - это одно из важнейших качеств, отличающих человека от животных. Познать суть этих явлений человек пытался в течение многих веков. Еще в глубокой древности греческий философ Сократ поставил перед обществом вопросы, которые повторяли люди последующих поколений: Что такое жизнь? Что такое душа? Что такое сознание? При всем том, что сознание имеет огромное значение для существования человека в целом, наше поколение почти не уделяет внимания интимным механизмам сознания. Его больше интересуют проблемы расщепления атома, потусторонние силы, внеземные цивилизации и т.п.
Сознание невозможно вне человеческого мозга, оно является его продуктом. Мозг, будучи материальным объектом, расположенным внутри черепа, можно потрогать, взвесить, измерить, а сознание взвесить и потрогать невозможно.
Для нормального функционирования сознания мозг человека должен непрерывно принимать сигналы, поступающие извне, затем сравнивать их со степенью социальной значимости, уже имеющейся информацией.
Подозреваемый в совершении противоправных действий осознает негативные последствия в случае разоблачения, но, как правило, никакие уговоры дать признательные показания не заставят его это сделать. Для того чтобы он осознанно признался в совершении им преступления, должны быть хотя бы две причины. Первая - вера в то, что явка с повинной облегчит его судьбу. Вторая - правильно организованная мотивация, побуждающая его сделать это, например, сообщение о коллегах по преступному бизнесу, которые его сильно обманули при дележе украденных денег, ценностей и т.д. Подобные приемы по организации мотивации признательных показаний часто используют следователи в своей работе.
5. Память и ее роль в формировании эмоций
Память - одно из свойств нервной системы, позволяющее накапливать и хранить прошлый опыт. Ею называют смысловые элементы прошлого опыта, зафиксированные в нервной системе в форме, доступной для извлечения.
Способность человека пользоваться информацией, полученной им ранее, и является исходной базой для принятия решения. Прежде чем человек ре
51
шит, как поступить в той или иной обстановке, он всегда будет анализировать имеющуюся у него информацию, связанную с этим или аналогичным событием. В этом процессе участвуют высшие отделы мозга, высшие функции нервной системы. К ним относятся способность к мыслительной деятельности, восприятие и выделение (опознание) сигналов, запоминание явлений, событий, которые невозможны без активной деятельности коры головного мозга, включая и память.
Существуют три типа памяти: кратковременная, промежуточная оперативная и долговременная.
В кратковременной памяти информация хранится считанные секунды, например номер проезжающего мимо автомобиля. Вы его зафиксировали в памяти на какие-то доли секунды, а потом стерли за ненадобностью. Этот же номер вы можете запомнить, даже не желая этого, если он был нестандартным, находился на необычном месте или ситуация, связанная с наличием этого автомобиля в данном месте, является для вас значимой. Особенности кратковременной памяти и являются причиной того, что люди не могут вспомнить деталей обстановки, внешности человека, которого видели мимоходом, не подозревая, что стали невольными свидетелями преступления. Это явление выполняет важные защитные функции организма. Ежедневно мы видим сотни людей, не представляющих для нас какого-либо интереса, — просто прохожих. Если бы мы помнили лица, одежду и т.п. каждого из них, то мы быстро бы стали пациентами психиатрических клиник. Это своеобразный заслон от информационной перегрузки нашего мозга. Если человек заставил нас обратить на него внимание, то информация о нем фиксируется на более продолжительное время.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Варяница Марина. Театрализованное представление «Спящая красавица — Наурыз» по мотивам народных казахских сказок и легенд
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Фролова Татьяна Германовна. Конспект НОД по физическому развитию с использованием аудио и видеозаписи для детей младшей группы «Путешествие на болото»
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Памятка для родителей 'Безопасность ребенка в быту'
  • Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика
  • Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений
  • Использование информационно–компьютерных технологий в работе школьного психолога
  • Андрей Медведев. Влияние адаптации мозга к стимулам при исследовании на полиграфе их роль в оценке проводимых исследований.
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Хисматуллина Татьяна Анатольевна. Тематический праздник «В гостях у Осени» для средней группы
  • Алексеевой О.В. Елисеевой С.И.. Организация родителей по изготовлению развивающих мягких книжек.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Варламов С.Д., Зильберман А.Р. и др. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах
  • Главный Редактор. Соединительный  узел в Макраме
  • Итан Маркотт. Отзывчивый веб-дизайн
  • Притча «Свойства отражений»
  • Инна Мотина. Использование игр при коррекции лексико - грамматических нарушений
  • Главный Редактор. Если бы водителей принимали на работу как АДМИНОВ
  • Решетник Ю.Ф. Административное право. Практикум
  • Кирсанов М.Н. Теоретическая механика. Решебник
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Сорокина Юлия Александровна. Разработка ТСО. Внедрение в коррекционный процесс.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология минимизации расхода топлива при управленииавтомобилем - Г. Чаусовский
  • Тюткина Оксана Викторовна. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по озеру Байкал»
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. История. 2018 г.
  • И. Пинтосевич. Система эффективного сна Ицхака Пинтосевича
  • Захарова Е.В., Ульянищева Л.В. Английский язык для менеджеров по PR и рекламе
  • Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа
  • Притча «Неравноценность ума и сердца»
  • неизвестно. ВПР. Всероссийская проверочная работа. 7 класс. Физика. 2021 г. (образец; варианты)
  • Редактор. Здоровье мамы и малыша. Часть 4
  • Майборода Дарья Евгеньевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»
  • Энгель Лилия Николаевна. Педагогическая статья «Игровые приёмы при обучении грамоте детей дошкольного возраста»
  • Ткачёва М.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс. (базовый и профильный уровни)
  • Валбу Светлана Александровна. Проект «Литературная гостиная. Литературный зонтик»»
  • Габитова Юлия Сергеевна. Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ.
  • Олифирович Н.И. Анализ функциональных показателей семейной системы
  • Романова Надежда Юрьевна. Сценарий физкультурного досуга для детей средней группы «Встречаем весну»
  • Заговор на выигрыш
  • Тороп В.В. История России. 6 класс. Контурные карты. сост
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Петренко Диана Владимировна. Использование ИКТ — технологий педагогом ДОУ
  • Тороп В.В. История России. 7 класс. Контурные карты. Составлял
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Григорьева-Александрова Наталия Витальевна. Эколого-образовательный проект «Мы друзья ЛЕСА»
  • Лаврушин О.И, Афанасьева О.Н, Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования
  • Худякова Вера Анатольевна. Консультация для родителей: Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий
  • Требования к кабинету педагога-психолога



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь