Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 130420

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На практике эта зависимость может выглядеть так. Предположим, гражданин М совершил преступление и подозревается в квартирной краже. Потребность П избежать наказания велика. Чтобы избежать наказания, гражданину М необходимо обладать информацией (Ин): действительно ли следователю что-то известно о совершенном им преступлении или же он попал под подозрение случайно. (Ис) информация существующая, которой реально обладает по этому вопросу М. Из формулы вытекает, что чем сильнее потребность избежать наказания, тем больше надо иметь информации (Ин) гражданину М по расследуемому делу. Чем он меньше ею владеет, тем сильнее эмоциональное напряжение.
Эта теория наиболее полно характеризует информационные механизмы, определяющие величину эмоциональных реакций при проведении полиграфных проверок. Однако данная теория не учитывает состояние функционального уровня человека, на фоне которого протекают информационные процессы. Известны случаи, когда многосуточными беспрерывными допросами человека доводили до такого состояния, что резко изменялись его жизненные потребности, восприятие окружающей действительности, оценка значимости ситуации. Если на первом этапе доминировало желание уйти от ответственности, остаться живым, то впоследствии даже смерть становилась желанной.
Информационная теория П.В. Симонова, раскрывая внешние механизмы запуска эмоций, не всегда полностью отражала роль в них социального фактора. Отсутствие дефицита информации еще не избавляет человека от сильного эмоционального напряжения. Преступник, совершивший несколько злостных убийств, приговоренный к расстрелу, получивший отказ в просьбе о помиловании, не имеет дефицита информации о своем будущем. Однако желание жить у него может быть настолько велико, что само по себе вызывает сильнейший взрыв эмоционального напряжения.
41
5. Мотивационная теория
Понятие «мотивация» происходит от англ. motivation - побуждение. «Мотивация - система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности. Такими побудителями могут быть чувства, переживания, идеи, в которых отобразились те или иные (материальные и духовные) интересы и потребности человека» ( цит. по: Логический словарь-справочник/ Н.И. Кондаков, М., 1975 г.). Таким образом, понятие «мотивация», используемое при проведении полиграфных проверок, это комплексная, синтетическая система. В ее основе лежат теория угрозы наказания; теория активности; условно-рефлекторная теория и информационная теория П. Симонова. Все они определяют уровень мотивации как сложный социально-биологический процесс, накладывающийся, в свою очередь, на функциональное состояние индивидуума. Если человек сильно переутомлен, то он не может и не хочет решать какие-либо проблемы, кроме одной - отдыхать. Все остальное - потом. При этом уровень мотивации в решении даже значимых социальных задач будет сильно ослаблен или может быть равен нулю. Поэтому не рекомендуется проводить полиграфные проверки подозреваемого, находящегося в состоянии крайнего переутомления.
При проведении полиграфных проверок следует помнить о необходимости актуализации мотивационных структур по отношению к результатам обследования. Если человеку абсолютно безразлично обследование, если душой он находится где-то там, за пределом круга исследуемых проблем, вы никогда не получите реакцию на задаваемые вопросы. Например, при проведении серий полиграфных исследований нашим сотрудникам по тесту угадывания цифр или карточному тесту мы установили, что если обследовались лица, для которых судьба полиграфа не была безразлична, то они давали положительный результат практически в 100% случаев. Когда же обследовались сотрудники, которым была безразлична проблема полиграфных обследований и их больше волновало желание скорее освободиться от процедуры и вернуться к решению своих производственных задач, то результаты отгадывания цифр и карт были практически нулевыми.
Это далеко не окончательный перечень существующих теорий, лежащих в основе полиграфных проверок. Каждая из них отражает только часть характеристик психофизиологического комплекса, лежащего в основе жизнедеятельности организма и социальной обусловленности поведения человека.
Итак, рассматривая проблематику проведения полиграфных проверок, мы видим, что в основе уровня мотивации лежит социальная значимость совершенного преступления (проступка), например возможная мера наказания, который, в свою очередь, зависит от индивидуальных особенностей человека, в том числе и его функционального состояния. Опытным специалистам полиграфа хорошо известны различия в поведении и реакциях подозреваемого, совершившего первое в своей жизни преступление, или опытного рецидивиста, на предъявляемые стимулы.
42
Человек — это величайшая адаптационная система. В процессе жизни он может привыкнуть практически ко всему, за исключением своей смерти. В норме, если нет серьезных нарушений психики, при угрозе жизни защитная реакция будет присутствовать всегда. Убийца, лишивший жизни в течение 3 лет 12 человек и осужденный к высшей мере, за несколько минут до исполнения приговора ведет себя отнюдь не спокойно. В состоянии аффекта он, как правило, ругается и угрожает, чередуя все слезами и мольбой о пощаде.
Сильнейшее стрессовое состояние при проведении полиграфных проверок можно наблюдать и у человека, непричастного к расследуемому преступлению. Поэтому необходимо четко провести предтестовую беседу и убедить тестируемый объект, что полиграф - это серьезный прибор, который практически никогда не ошибается. Надо не забывать об использовании при тестировании непрямого метода, определяющего степень осведомленности опрашиваемого о деталях преступления, тогда ошибка может быть сведена к нулю.
Психофизиологические реакции, фиксируемые полиграфом, зависят и от индивидуальных особенностей нервной системы опрашиваемого лица. В своей практике мы нередко наблюдаем людей с крайними типами поведения: эмоциональных, взрывных, активно реагирующих на все новое, с повышенной двигательной активностью либо внешне спокойных, несколько медлительных, заторможенных.
Эти внешние проявления определяются особенностями нервной системы человека, т.к. существуют люди с повышенным проявлением эмоционального напряжения и есть их антиподы. В первом случае реакции на значимые вопросы у лиц, причастных к совершению преступления, ярко выражены, во втором - проявления реакции относительно сглажены.
Психофизиологические реакции организма в процессе проведения полиграфной проверки представляют собой комплексную систему, и вычленение из нее каких-либо составляющих не дает исчерпывающего ответа на наличие реального стресса на те или иные вопросы тестов и сведений о механизмах, лежащих в его основе.
На наш взгляд, математически этот процесс можно представить в виде следующего равенства:
ЭН = УМ + ФСО + ио,
где: ЭН - эмоциональное напряжение;
УМ- уровень мотивации;
ФСО - функциональное состояние организма обследуемого;
ИО - индивидуальные особенности нервной системы.
43



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Интересные факты о полиграфе (детекторе лжи)
  • Ронин Роман. Своя разведка. Практическое пособие.
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике
  • Варламов С.Д., Зильберман А.Р. и др. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах
  • Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А., Якушев П.А. Договорное право
  • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран
  • Волков А.И., Жарский И.М. Большой химический справочник
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Бокриса Дж. Химия окружающей среды. Под редакцией
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Память на лица. Сколько лиц мы знаем?
  • Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х томах
  • Рощупкина Е.А. Краткий справочник по грамматике французского языка
  • Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Шатова Марина. МНЕМОТЕХНИКА...или схемы - алгоритмы
  • Георгий Почепцов. Книга нам строить и жить помогает? Трансформация процесса чтения в современную эпоху
  • Геворкян П.С. и др. Сборник задач по высшей математике для экономистов
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Варламов С.Д. и др. Задачи Московских городских олимпиад по физике. 1986 - 2005
  • Эриашвили Н.Д. Банковское право
  • Дружинин Б.Л. Развивающие задачи по физике для школьников 5-9 классов
  • Кузнецов В.И., Тузмухамедов Б.Р. Международное право. Редактировали
  • Георгий Сергацкий. «И Бог говорил цитатами»
  • Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel
  • Ефимкина Р. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
  • Вентцель Е.С. Теория вероятностей
  • неизвестно Информатика. Энциклопедия для детей. Том 22
  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Зверховская Е.В., Косиченко Е.Ф. Грамматика английского языка. Теория. Практика
  • Бочаров В.В. Корпоративные финансы
  • Базаров Т.Ю. Управление персоналом
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности
  • Семакина И.Г. и Угриновича Н.Д. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебникам
  • Гасанова К.К., Мышко Ф.Г. Трудовое право. Под редакцией
  • Ступин Л.П. Письма по-английски на все случаи жизни
  • неизвестно Атлас. Введение в географию. 5 класс. + контурные карты и сборник задач.
  • Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Трудовое право России. Редактировали
  • Елена Васильевна Савельева. Семинар-практикум «Оформление информационных стендов с учетом психологических законов восприятия»
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь