Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 130278

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На сегодняшний день существует добрый десяток различных теорий по психофизиологии полиграфных проверок. Это обусловлено тем, что при создании той или иной концепции авторы нередко искусственно брали один из социально-психологических или психофизиологических процессов и под него подводили научную базу. Организм человека - комплексная система, и рассмотрение того или иного явления изолированно никогда не решит проблемы в целом. Совершенно некорректно задавать вопрос, что в жизнедеятельности человека является определяющим: головной мозг, сердце или кровеносные сосуды? В вопросе, что является определяющим для жизнедеятельности организма человека, ответ только один - все.
Учитывая ограниченный объем учебника, в сравнительном анализе теорий мы остановимся на некоторых, являющихся, на наш взгляд, наиболее близкими к реальным, проблемах полиграфных проверок.
1. Теория угрозы наказания
В основе этой теории лежит допущение, что состояние, связанное с переживанием за свою судьбу, за будущее, находит отражение в психофизиологических процессах. Человек, совершивший противоправное действие, прекрасно понимает, что в случае разоблачения он будет наказан или штрафом, или лишением свободы на определенный срок, а в особых случаях может быть даже приговорен к пожизненному заключению или смерти. Психически нормальный человек всегда отрицательно реагирует на расставание с частью заработка (уплата штрафа) или ограничение свободы, тем более угрозу жизни. Места отбывания наказаний никогда и нигде не были курортной зоной. Угроза возможности нахождения там вызывает сильное эмоциональное напряжение. Подозреваемый понимает, что желание сотрудничать с правоохранительными и судебными органами облегчит его судьбу, но не гарантирует освобождения от наказания. Попытка обмануть полиграф, отрицая свою причастность к расследуемому преступлению, — это стремление избежать наказания за содеянное преступление. Даже если вероятность спасения практически равна нулю, надежда умирает последней.
В газете «Комсомольская правда» в свое время публиковался подбор фотографий под рубрикой «Мгновенье». На одной из них был запечатлен тигр, в
38
прыжке зависший над зайцем, гибель которого очевидна. В последнее мгновение заяц разворачивается и кидается навстречу тигру. Вероятность благополучного исхода в данной ситуации для зайца может быть одна на сто миллиардов. Но даже фактически нулевая надежда выжить инстинктивно используется животными в минуту смертельной опасности. Известны десятки случаев, когда человек, находясь в экстремальных условиях, делал, казалось бы, невозможное, чтобы сохранить свою жизнь. Аналогичная ситуация, только с разной степенью выраженности, возникает у человека, совершившего преступление и проходящего полиграфную проверку. Если бы каждый из правонарушителей был на 100% уверен в неотвратимости наказания, то преступления сделались бы явлением редким и совершались бы, в основном, психически нездоровыми людьми. Поэтому угроза наказания за совершенное преступление является ведущим (но не единственным) фактором, активизирующим ответные психофизиологические реакции организма человека при проведении полиграфных проверок.
2. Теория активации
В основе этой теории (Борланд, 1998 г.) лежит утверждение, что каждый из задаваемых вопросов или предъявляемых стимулов имеет свою величину активации нервных процессов в организме и, соответственно, будет вызывать определенный уровень ответных реакций. Предполагается, что социально значимый вопрос, связанный с преступлением, значительно сильнее возбуждает нервную систему по сравнению с нейтральными вопросами, не касающимися темы проверки. Например, при расследовании убийства, совершенного ударом ножа в область сердца, на вопрос, выстроенный по классической схеме: Как Вы считаете, чем был убит художник X: выстрелом из гранатомета, ударом бутылки, выстрелом из пистолета, ножом, удавкой и т.д., человек, не владеющий этой информацией, будет практически одинаково реагировать на все слова. Но если ему известен способ убийства гражданина X, он даст повышенную реакцию именно на слово «ножом».
Грань значимого и нейтрального вопросов определяется осведомленностью подозреваемого в деталях преступления. Чем ближе по содержанию вопрос к сути расследуемого преступления, тем сильнее реакция организма, фиксируемая полиграфом.
3. Условно-рефлекторная теория
Человек появляется на свет с рядом врожденных механизмов активации эмоций (Я. Дембовский, 1959 г.). Сильный звук или внезапная потеря равновесия вызывают страх у ребенка. Ограничение его движений вызывает гнев, а легкое поглаживание создает состояние видимого удовольствия. В основе условно-рефлекторной теории лежит жизненный опыт человека, его знания.
39
Субъективное отношение человека к отдельным событиям, предметам не появляется с рождением, а приобретается за счет собственного или чужого опыта. Поэтому в субъективной оценке возможных явлений, событий большое значение имеет приобретенный опыт, который влияет на выраженность эмоционального напряжения.
Организм человека буквально «нашпигован» условными и безусловными рефлексами. К последним относятся пищевой, половой и ряд других. Условные рефлексы вырабатываются в процессе жизни. Мы бы никогда не боялись раскаленной плиты, если бы не обожглись в детстве или родителям не удалось бы убедить нас в том, что горячо - это больно. Человеку необязательно иметь личный опыт, связанный с совершением убийства, изнасилования, чтобы демонстрировать определенную психофизиологическую реакцию на вопросы, связанные с этими преступлениями. Достаточно понимать, что это зло и оно наказуемо, осуждается обществом, церковью, преследуется по закону и, самое главное — несет негативные последствия лично для человека.
Если у подозреваемого отсутствует критичность сознания, он не понимает противоправности своих действий, антисоциальной сути своего проступка, это может привести к серьезным затруднениям при проведении полиграфной проверки. Как иллюстрация — рассказ одного из американских операторов полиграфа. Он проводил расследование изнасилования. Проведя тщательную полиграфную проверку подозреваемого и не получив каких-либо подтверждений его причастности к преступлению, он был готов написать отрицательное заключение. Однако во время послетестовой беседы, рассматривая повторно фабулу дела, он к своему удивлению и ужасу выяснил, что накануне подозреваемый поссорился со своей жертвой, после чего решил ее напугать. Придя к ней домой, он силой раздел ее, уложил на диван, вступил с ней в половой контакт, сделал несколько движений, встал и заявил: «Если ты будешь и впредь относиться ко мне так, как сейчас, я тебя изнасилую!». Как оказалось, подозреваемый был убежден, что он не насиловал, а просто пугал жертву. Техасский ковбой был уверен, что под изнасилованием подразумевается процесс, завершаемый семяизвержением во влагалище. Он же этого не сделал, а просто попугал жертву. Таким образом, примитивность в оценке своих действий, непонимание социальных последствий поступка привели к отсутствию осознания виновности и, как следствие — отсутствию соответствующих реакций на значимые вопросы.
4. Информационная теория П. Симонова
В 1978 г. П.В. Симонов предложил информационную теорию эмоций. По утверждению автора, величина эмоционального напряжения, в основном, зависит от трех факторов:
1) потребности в совершении какого-нибудь действия, поступка, измене
40
нии социального положения. Например, желание подозреваемого уйти от уголовной ответственности;
2) информации, необходимой для того, чтобы избежать ответственности за содеянное преступление;
3) имеющегося в наличии объема информации о реальном событии. Математически эта зависимость выражается формулой
Э=П (Ин-Ис),
где Э - степень эмоционального напряжения.
П - потребность в устранении негативных последствий.
Пи - информация необходимая.
Пс - информация существующая.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Джек»
  • Горляк Андрей Иванович. Стихи в помощь малышам для развития навыков мелкой моторики
  • Меркулов Николай Иванович. Эссе — Меркулов Николай Иванович
  • Притча «Я ничего не могу сказать»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Притча «Наказ святаго Петра Могилы»
  • Притча «Искать своё Я»
  • Волынец Николай Иванович. Какая-то каракатица…
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Притча «Я просто Вам хотел сказать...»
  • Волынец Николай Иванович. Легко ли жить Осьминожку
  • Волынец Николай Иванович. История наоборот
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Волынец Николай Иванович. Кто боком, а кто «на боку»
  • Редактор. Православные святые Петр и Феврония - кто они?
  • Притча «Об отказе»
  • Волынец Николай Иванович. Сады морского Бога
  • Евгений Востриков. Тривиальная графология
  • Дэвид Ди Анджело. Критические точки и мосты.
  • Притча «Бремя»
  • Заговор чтобы любимый позвонил
  • Притча «Не теряйте времени»
  • Волынец Николай Иванович. Морская звезда
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Притча «Побольше счастья, поменьше горя»
  • Притча «Причина для благодарности»
  • Притча «Чесотка»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Молитва»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Свет в ночи»
  • Притча «Последняя часть жизни»
  • Сильный заговор чтобы парень скучал
  • Самый быстрый приворот
  • Заговор чтобы вернулся любимый
  • Притча «Время, место и люди»
  • Притча «Музейный смотритель»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Редактор. Стриженый ёжик поделка из шишки
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Черная магия привороты
  • Притча «Доверие»
  • Петр Людвиг. Что такое прокрастинация и зачем с ней бороться?
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь