Франке-Грикш Марианна. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29831

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Мобиле*
В связи с вопросом об изменении ценностей (осуществляется ли оно самим человеком или вызывается чем-то извне) я предложила ребятам сделать большое мобиле, которое мы потом повесили в классе. Мобиле состояло из 23 фигурок для учеников и 7 символов для преподавателей, которые отличались по цвету и размеру.
Детям очень понравилось привязывать фигурки в зависимости от того, кто с кем дружит. План всего мобиле мы сначала нарисовали на доске. Было очень увлекательно решать, какие учителя должны получить символы на одной дощечке. Наше мобиле полюбилось всем. Каждый мог подтолкнуть свою фигурку или подуть на нее, а затем наблюдать, как это приводит в движение другие фигурки, как при более сильном импульсе реагирует все мобиле или начинают двигаться
* Современное украшение интерьера, состоящее из метталлических, бумажных или деревянных элементов, колышащихся в токе воздуха. — Прим. ред.
103
несколько большие по размеру символы отдельных учителей. Все ребята запомнили свои фигурки. Так они могли получить наглядное представление о том, что происходит, когда кто-то здесь что-то меняет.
Позже я нашла этот образ в книге (Molnar u. Lindquist, 1997) в качестве определения системного события:
«Если мысли и поступки человека меняются, то меняются и его отношения с тем, кто демонстрирует проблематичное поведение, что в свою очередь сказывается на самом поведении, как в мобиле, где импульс, направленный на один элемент, вызывает — часто поразительные — изменения отношений во всей системе».
Ребята уже поняли этот тезис, хотя вряд ли смогли бы его осмыслить, если бы я им просто его прочитала.
Размышления о правде
У нас было множество случаев, когда я, как уже было описано выше, рассматривала и объясняла ситуацию в другом контексте, благодаря чему дети вдруг оказывались «реабилитированы» или способны делать то, чего не могли раньше.
Эта оценка, меняющаяся в зависимости от контекста рассмотрения, не раз приводила нас к разговорам о правде. Детям очень понравилась книжка с картинками «Zoom» (Banyai, 1995), я называю ее системным учебником для неграмотных. Они прекрасно поняли суть, а именно, что всякий раз, когда ситуация представлялась с разных точек зрения и в разной связи, когда опускались одни и преувеличивались другие части контекста, правда менялась. Мы исследовали небольшие происшествия, о которых рассказывали ребята. Например, Филипп сломал на горке свои санки. Он хочет остаться с товарищами и на свои карманные деньги покупа-
104
ет старую автомобильную шину, на которой может продолжить кататься. Как он расскажет об этом отцу, маме, другу, соседу по парте? Дети получили возможность по очереди рассказать эту историю разным лицам. Какими разными вышли версии! Было ли это ложью, когда они опускали или подчеркивали в рассказе ту или иную информацию? Всегда ли правда одна или она меняется в зависимости от того, кому и когда ее рассказывают? И почему мы так по-разному сообщаем правду разным людям?
Вопросы ребятам понравились. Дети быстро почувствовали, что это связано не только с тем, чиста или нечиста у них совесть (хотя с этим, конечно, тоже!), или с тем, что им хочется лучше выглядеть в глазах товарищей, отца или матери, и поэтому они преднамеренно рассказывают только часть правды. Ребята знали, что между ними и отцом или между ними и матерью существует совершенно иное поле, нежели между ними и подругой, другом или учителем. И дело именно в этом. Это поле, которое существует между людьми, «окрашивает правду», как выразилась одна девочка.
Наши проекты
Внутренняя сплоченность классов, в которых я работала системно, дала высокую мотивацию к осуществлению совместных проектов. Ребята стали по собственной инициативе регулярно подметать класс, который убирался всего лишь два раза в неделю, так что мне вмешиваться в это не приходилось. Они приносили в класс комнатные растения, сами за ними ухаживали, а на каникулы снова забирали домой. По инициативе одной ученицы, которая пришла к нам из школы Монтессори, дети стали приносить из дома все больше разных вещей: газетные статьи, черенки растений, картинки, которые им нравились, и многое другое.
Не было месяца, чтобы мы не работали над каким-либо большим проектом. Естественно, это подразумевало готовность ребят в более короткие сроки проходить стоящий в учеб-
105
ном плане материал (я регулярно давала им его копии). Я, в свою очередь, была готова немного сокращать материал там, где могла взять на себя такую ответственность.
Однажды мы сняли фильм про школьников и наркотики. Эта идея возникла в классе, когда в нашей школе один новый ученик спрятал в ящике под оградой наркотики и сначала пытался их кому-то подарить, а потом продать. У него ничего не вышло. В этой связи мы, разумеется, побеседовали о разных наркотиках, их воздействии и о том, какие для нас возникают последствия, когда кто-то из учеников торгует наркотиками. Тогда у ребят появилась идея снять фильм. Они сочинили хороший сценарий. Один мальчик с помощью видеомагнитофона сделал монтаж, мы даже записали на звуковую дорожку музыку и оформили вступительные титры. Фильм длился десять минут, и когда мы показывали его в других классах, нам аплодировали.
В другой раз мы подготовили для родителей вечер с песнями и стихами, посвященными временам года, в основном это были веселые стихотворения. Одни ребята приготовили к этому вечеру пантомиму, другие продемонстрировали свои картины, нарисованные на больших листах бумаги, третьи переоделись в специальные костюмы. Через месяц родители получили в подарок сборники этих стихотворений, написанные от руки и самостоятельно переплетенные. Учительница труда проработала с учениками технику, так что каждый смог сделать красивый переплет.
Один проект запомнился мне особенно, поскольку он дал детям возможность на собственном опыте убедиться в том, насколько быстро меняются ценности.
Экологический проект
4
В начале девяностых многие люди и целые предприятия стали задумываться об экологических условиях на нашей Земле, о вторично используемых материалах, токсичных упаковках и материалах, легко превращаемых в компост. В рамках
106
небольшого проекта мои пятиклассники узнали, что как раз в школе об этом пока совсем не думают. Мы составили список всех токсичных или отдельно утилизируемых материалов, которые по требованию учителей по-прежнему использовались в школе.
Мы говорили о пластиковых папках, целлофановых и пластиковых обложках для тетрадей и учебников, о токсичных фломастерах, о баллончиках для ручек и растворителях чернил. Дети обратились в государственное ведомство по делам школы за данными о том, сколько всего детей учатся во всех школах младшей и старшей ступени, в реальных, торговых и экономических школах, в специальных и профессиональных школах. Мы подсчитали, сколько баллончиков с чернилами для своей ручки использует в неделю один ученик, сколько это составляет в сумме для нашей школы с ее 350 учениками и сколько места занимают использованные за год пустые баллончики. Затем мы приблизительно рассчитали этот объем на всех учеников города Мюнхена. Цифр я уже не помню, но оказалось, что эта небольшая доля отходов (одни только пустые баллончики) может заполнить больше двух школьных кабинетов средних размеров. Дети сразу же выразили готовность перейти на вторично используемые материалы. Они захотели, как раньше, делать обложки для своих учебников из бумаги. Мы специально выделили час времени, чтобы все ребята научились оборачивать книги. Мы купили про запас бумажные обложки для тетрадей, чтобы каждую пришедшую в негодность пластиковую обложку можно было заменить бумажной. Дети стали собирать и вывешивать в классе газетные и журнальные статьи о вторичной переработке. Они навели справки о том, как сгорает используемый для школьных товаров пластик — с токсичными отходами или без. Кроме того, они собрали информацию о тогда еще очень токсичных фломастерах и растворителях для чернил. Мы решили снова перейти на обычные цветные карандаши. Труднее было с растворителями. Не всем было легко отва-
107
житься признавать свои ошибки, зачеркивать их и рядом писать правильно. Только когда я сказала, что признать свою ошибку и оставить ее видимой — еще большее искусство, чем вывести ее с помощью специального средства, с нами согласились и те, кто хотел иметь исключительно «красивые» тетради. Это был важный шаг — отказаться от идеала безукоризненно написанной тетради и непризнанной ошибки и просто остаться честным.
Некоторые ученики направились с делегацией в другие классы, рассказали о нашем проекте и постарались убедить ребят присоединиться к нашему начинанию. В учительской состоялась бурная дискуссия. Многие мои коллеги вспомнили о неряшливых бумажных обложках учебников и тетрадей прошлых лет, этом источнике постоянного раздражения, и не желали, как они выражались, возвращаться в «каменный век». Вечно сломанные карандаши и постоянное затачивание им тоже порядком надоело. Мы заранее обсудили в классе, что нашей целью может быть только запустить этот проект. Ребята понимали, что единственное, что они могут сделать — это воздействовать своим примером и ничего больше. Так что начало было положено.
Мы поставили в холле два ящика. В один из них можно было бросать пустые баллончики и получать проспекты о баллончиках, которые можно самим заполнять чернилами. Классам, заинтересовавшимся «дозаправкой», мы подарили чернильницы. Своему классу я подарила литровую чернильницу, чем они очень гордились.
В другой ящик отправлялись старые, порванные пластиковые обложки и папки. Через несколько недель мы отвезли наш мусор на свалку для особых отходов. Там ребятам показали, какие токсичные материалы сюда попадают и как с ними поступают. Здорово же мы удивились!
Поначалу мы думали, что так и будем реализовывать свой экологический проект в одиночку. Прошло три года, прежде чем наша акция добилась признания в школе, причем, в первую очередь, у учителей. А когда на четвертый год из ведом-
108
ства по делам школы пришел призыв стараться по возможности избегать материалов из пластика, заменять одноразовые баллончики пополняемыми, отдавать предпочтение бумажным обложкам, избегать растворителей для чернил и, как прежде, зачеркивать ошибки и т. д., дети, с которыми мы начинали эту акцию (к тому времени уже девятиклассники), пришли ко мне поделиться своей радостью, что уже тогда они были настолько прогрессивными.
Подарки для больной
Здесь я хотела бы рассказать еще об одном маленьком проекте, который очень меня тронул, поскольку он касался моей мамы. Как-то весной, когда мы выучили особенно много стихов и песен, я рассказала ребятам, что моя мама знает все эти стихи и песни и даже сейчас может рассказать их наизусть, хотя ей уже 86 лет. В то время моя мама была очень больна. Я сказала об этом детям. Тогда у одного мальчика возникла идея наговорить для нее стихотворения на кассеты и сделать рукописную тетрадь со стихами, как год назад мы делали для родителей.
Так мы и поступили. Мы отвели на это уроки этики, на которых присутствовала только мусульманская часть класса, и, когда было нужно, звали для записи некоторых учеников с проходивших одновременно уроков религии. К каждой записи дети подобрали музыку. А в начале и в конце они спели еще и весеннюю песню. Мальчики и девочки, которые умели писать особенно красиво, оформили тетрадь. С каким нетерпением они ждали моего рассказа, когда я отнесла эти подарки маме в больницу! Я подробно рассказала ребятам, как надела ей наушники, как она плакала от радости и тихо повторяла все стихотворения. А потом я на ту же кассету записала ее благодарность, и они сами услышали, как моя мама слабым уже голосом всех их приветствовала и говорила о том, какую радость они ей доставили.
109
4.3. Разрешение конфликтов
Разрешить конфликт может подобающая позиция
В конфликтных ситуациях детям все больше нравилось пробовать разные пути решения.
Для разрешения мелких конфликтов я предложила проверить, какое воздействие оказывает легкий поклон со словами «Я сожалею». Ребята уже поняли, что одного «извини» тут недостаточно, что это слишком несерьезно, тем более, что это слово призвано побудить пострадавшего снять вину с того, кто виноват. Один мальчик как-то сказал: «Но ведь тогда он страдает вдвойне!»
Опыт использования подобных символических действий в «обычной» жизни очень взволновал детей. Сначала они думали, что такое возможно только среди них, поскольку мы уже экспериментировали с этим в классе и играли в семью. Но потом они обнаружили, что поклон и короткая фраза позволяют избежать долгих объяснений с родителями, учителями или друзьями. Этого достаточно, особенно если дальше следует сказанное всерьез: «Я хочу это исправить». И дети начали в этом упражняться.
Ребята были очень горды, если им удавалось при помощи этой спокойной, уважительной позиции и короткой фразы восстановить равновесие в отношениях. Но, кроме того, они заметили, что это получается только в том случае, когда есть искреннее намерение.
Каждый раз, когда в классе возникала соответствующая ситуация, они кричали «Поклонись!», или ребенок по собственной инициативе вставал и кланялся.
Это имело двойной эффект: с одной стороны, в ритуальной позе содержалась благодарность, которая разряжала обстановку, с другой стороны, она позволяла показать чувство стыда, неловкости и внутреннего сопротивления. Если такая позиция удавалась, она давала реальное решение и приносила эмоциональную разрядку, облегчение и радость. Тяжелые чувства исчезали словно сами собой.
110
Опоздания
Когда кто-то из детей опаздывал, они прибегали к формально разученному ритуалу. Ученик подходил к моему столу, делал легкий поклон и говорил: «Я сожалею».
Часто это вызывало всеобщий смех, поскольку не было правдой. Но таким образом лед оказывался сломан, и мы вместе искали более правдивую фразу, например: «Сегодня мне было не важно, приду я вовремя или нет» или «Сейчас я лучше отделаюсь отговорками, потому что пока я об этом не сожалею». Детям очень нравилось это «пока еще не...». Если они чувствовали, что нужно измениться, но внутренняя позиция этому не соответствовала, то в этих словах содержалась и желаемая позиция, и сиюминутная правда. Ведь как известно из гипнотерапии, «пока еще не...» при этом тут же становится недействительным.
Воспроизведение конфликта с помощью заместителей
Несмотря на то, что в «системных» классах дети были внимательнее друг к другу, чем в других, между ними возникало достаточно конфликтов, которые всех будоражили, мешали заниматься и требовали срочных решений.
Дети сами обнаружили, что «противники» могут выбирать и расставлять заместителей, которым ничего не известно о содержании конфликта. Этот процесс гораздо больше ориентировал других детей на решение, что давало энергию, которая обычно растрачивалась на подробные описания произошедшего и необходимость занимать ту или иную сторону в поиске виновного. Теперь же все думали о решении и наблюдали, как оба заместителя стоят друг перед другом (на большом или маленьком расстоянии, немного под углом или лицом к лицу). Мы уже привыкли ждать, пока установится особая тишина.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Притча «Язык любви»
  • Закономерности психических систем
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Притча «Ради ребенка»
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Пожелание»
  • 10 признаков умных людей
  • Хлебова Вероника. Раненый Ребенок больше не одинок
  • Повышение роли отца в семье
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Притча «Совет»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Каменских Ольга Михайловна. Проект «Моя мама лучше всех»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Романова Елена Васильевна. Советы в помощь родителям «Здравствуй зимушка – зима!»
  • Притча «Что муж ни сделает, то и хорошо»
  • Притча «Неживые игрушки»
  • Притча «Богатый или бедный?»
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • С.Ф. Смагин. Семейный кризис
  • Притча «Он и Она»
  • Притча «Притча про честь»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Никифоров Евгений Владимирович. На острове.
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Притча «Кто создал этот мир?»
  • Панова Галина Иосифовна. Адаптация детей к условиям детского сада
  • Кризис подросткового возраста
  • Редактор. Уроки практической добродетели
  • Кравцова М.М. Дети-изгои. Помощь родителей
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Подлеснова Ольга Валерьевна. ЭССЕ воспитателя
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Притча «Тайный учитель»
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Притча «Рассказчики в пещере»
  • Притча «У нее нет семьи»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь