Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений.

Категория: Психотерапия и консультирование, Учебные пособия | Просмотров: 52882

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сказка «Лети вверх, Соня»
Эта история произошла в те давние времена, когда люди умели летать. Ну и уж, конечно, умели летать не так, как курицы или наши городские голуби, еле отрываясь от земли. Люди летали, как чайки – стремительно и самозабвенно. Но как же они учились этому? Вот об этом я сейчас расскажу.
Соня тоже не знала, что ей делать, чтобы лететь, хотя часто она видела во сне себя парящей над озерами, реками, лесами и полянами. И вот пришло время, и ее привели к учителю. Это был очень старый учитель, почему-то похожий на мальчика, излучавший удивительную теплоту и покой. «Хочешь ли ты летать, Соня? – спросил он. – Хорошенько подумай, прежде чем дать ответ. На земле есть у тебя все: игры, сладости, красивые вещи. На земле тебе некуда падать. А летать может быть опасно. И тем опаснее, чем быстрее и выше ты полетишь. И еще ты должна захотеть очень, очень сильно, чтобы твое «хочу» превратилось в жесткий луч, пробивающий все преграды». «Очень хочу», – сказала Соня.
Учитель внимательно посмотрел в ее глаза и согласился. «Да, теперь ты очень хочешь, пойдем со мной». Он взял ее руку в свою, мягкую и теплую, и повел по винтовой лестнице куда-то вверх. И когда у Сони уже совсем закружилась голова от бесконечных поворотов, они вышли на узенькую площадочку на вершине башни. С нее был виден город, маленькие люди, спешащие в автобусы, далекое озеро и горы.
Лети, Соня, – сказал учитель, – ты захотела лететь, теперь поверь, что можешь это сделать.
Боюсь, – прошептала Соня.
Боишься – значит не веришь.
И Соня вдруг поняла, что она действительно верит, потому что... потому что не может быть по-другому, потому что она должна лететь. Она спрыгнула с площадки и, падая, услышала сильный голос:
– А теперь старайся, Соня. Очень старайся. Сильно старайся, Соня.
И Соня замахала всем, чем могла. Падение приостановилось. А потом махать уже стало не нужным. Что-то щелкнуло внутри, и Соня ощутила в себе неведомую ранее силу. Соня полетела. Над городом и автобусами. Над озером. К горам. С тех пор она летала часто и много. Иногда падала. Но вспоминала тогда слова Учителя: хотеть, верить, стараться, стараться. И поднималась снова к свету, к радости, к полету.
Задания на формирование у детей «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение пониманию дуальности чувств; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Необходимость данных умений можно понять, обратившись к рассмотрению феномена алекситимии как предпосылки психосоматических расстройств. Сегодня алекситимия понимается в первую очередь как неспособность человека выразить и описать в словах свои внутренние переживания, неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений, недостаточность воображения, ригидность. Поэтому так важно сформировать «эмоциональную грамотность» у детей до подросткового возраста – кризисного этапа в развитии.
Теоретической базой, на которой основываются эти задания, – теория фундаментальных эмоций К. Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. К. Е. Изардом выделяется десять фундаментальных эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Знакомство детей с доступными по возрасту фундаментальными эмоциями должно стать содержанием первого шага работы внутри данного блока. Здесь используются следующие технологии: «Незаконченные предложения», «Рисунок чувств». Детям предлагается представить себя иллюстраторами детских книг
и выполнить рисунок на тему «Радость» («Гнев», «Страх» и т. д.) Приведем примеры упражнений из этой группы.
Закончи предложение
Дети вспоминают самое счастливое чувство – радость. Далее они заканчивают предложение:
«Для ребенка радость – это...»;
«Для ученика радость – это...»;
«Для мамы радость – это...».
Зоопарк
Детям раздаются карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя). Предлагается по очереди показать радостных животных. Затем подумать, как им удалось изобразить радость, и понять, что изображена именно радость, а не какие-нибудь другие чувства. Вводится понятие о мимике как средстве выражения чувств.
Рисунок радости
Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».
Художники
Для выполнения этого упражнения потребуются театральный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гримирует свою куклу. Затем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено противоположной стороной.
Попугай
Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.
Покажи дневник маме
Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил «ученик».
Дискуссионные игры. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
Однако введение метода дискуссии в нашей программе имеет свою специфику, поскольку младшие школьники, как правило, не обладают умениями вести дискуссии: для них более привычным является принятие мнения взрослого, а не выработка своего собственного.
Поэтому потребовалось сконструировать особые игровые формы ведения дискуссии, например «Выбор пути».
Выбор пути
Ведущий напоминает ребятам сказку, в которой Иван Царевич на перекрестке трех дорог делал выбор своего пути. Сам делал выбор и сам получал результат. И оказывалось, что не всегда самый легкий путь приводил к успеху. Ведущий предлагает ребятам подумать: «А может быть, и в нашей жизни бывает, что мы как будто стоим на перекрестке нескольких дорог и от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как сложится наша жизнь». Далее ведущий предлагает для примера рассмотреть школу в качестве точки выбора дороги. Рисуется на доске одна дорога, ведущая детей в школу, а дальше несколько расходящихся. Ребята вместе с педагогом дают им названия: «к пятеркам любой ценой, чтобы похвалили», «к знаниям через старание», «к тройкам через лень». Ребята размышляют над тем, какая дорога в будущем приведет к успеху.
Как видно из данного примера, введение игровой формы может заметно повысить эффективность дискуссии у детей. Понятно, что дискуссионные методы используются в основном с младшими школьниками.
Эмоционально-символические методы. Они основываются на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личностной интеграции. Нами использовались две основных модификации эмоционально-символических методов, предложенные Д. Алланом.
А. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причем на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Приложения, тематические опросники психолога. МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
  • Панкова О.Б. Литературное чтение. 3 класс. Проверочные работы
  • Мазанова Мария Александровна. Картотека игр по формированию здорового образа жизни у детей
  • Громыко Светлана Владимировна. Программа кружка «Волшебный песок»
  • Притча «Об ответвенности»
  • Редактор. Что подарить на Новый год? Практические советы
  • Макарова Нина Владимировна. Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Опросник. Что ребёнок умеет делать дома?
  • Климентьева Инна Александровна. КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
  • Лондон Дж. Лог Инт Экстр.
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Глаголева Ю.И., Архипова Ю.И. Окружающий мир. 1 класс. Предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль
  • Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.
  • Гусева Елена Николаевна. Ребенок не умеет играть……
  • Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и др. Сборник задач и контрольных работ по алгебре 8 класс
  • Нелин Е.П. Алгебра в таблицах. 7-11 классы
  • Притча «Ученая лягушка»
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе.
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе
  • Панкова О.Б. Литературное чтение. 4 класс. Проверочные работы
  • Панкова О.Б. Литературное чтение. 2 класс. Проверочные работы
  • Редактор. Природоохранительная акция в ДОУ
  • Гельфгат И.М. и др. Контрольные работы по физике для основной школы. 7-9 классы
  • Адаптация первоклассников к школьному оцениванию
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Дергилева Ж.И. Русский язык. 8 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР
  • олева Ю.И., Архипова Ю.И. Окружающий мир. 4 класс. КИМы. Предварительный, текущий, итоговый контроль - Глаголева Ю.И., Архипова Ю.И.
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
  • Притча «Прошлое, настоящее и будущее»
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Ежова Татьяна Михайловна. Сборник игр направленных на коррекцию гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста
  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Протасова Любовь Юрьевна. Консультация для родителей 'Что такое три года?'
  • Лосева Валентина Васильевна. Картотека 'Игры ТРИЗ' (80 карточек)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь