Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1065

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Известно, что в 9 классах происходит дальнейшее развитие общения, самопознания и рефлексии. Основное внимание подростков сфокусировано на сфере общения и самопознания личных особенностей, способностей, возможностей, потребностей. Программа курса «Познай себя и других » направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально- психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях. Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. Программа рассчитана на 17 академических часов, по 1 часу в неделю.
Занятия проходят в форме урока-диалога с применением притч, игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути. Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.

Цели и задачи для ученика
Образовательные: развитие понятийного аппарата.
Развивающие: развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания), развитие навыков эмпатии.
Воспитательные: воспитание эмоциональной культуры школьников. Цели и задачи для учителя
Образовательные: развитие понятийного аппарата.
Развивающие: развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания), развитие навыков эмпатии.
Воспитательные: воспитание эмоциональной культуры школьников.
Опорные понятия, термины: эмоции, мимика, стенические и астенические, положительные и отрицательные, смешанные эмоции. Новые понятия: эмоции, мимика.
Формы контроля: устный опрос, выполнение заданий «Понимаете ли вы язык мимики?», «Угадай эмоцию». Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Организацион-ный момент Ритуал приветствия.

Определение темы занятия.
Постановка цели и задач занятия.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Подготовка класса к работе. Показать условным сигналом свою готовность к работе.
Чтение притчи «Расстроенный инструмент» и разбор ее смысла: определяем тему, цели и задачи занятия.
Мы знаем, что наши эмоции заразительны. Т.е. то, как мы себя чувствуем, влияет и на людей, которые нас окружают. С другой стороны, эмоции других людей, влияют на наше состояние. Эти факты ученые из разных областей науки подтвердили уже не раз. Но почему-то мы, зная об этом, иногда, а порой и очень часто, не желаем признавать выше озвученные факты и действуем, будто это не так. Выражать положительное отношение к процессу познания (Л.УУД).
Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать (Р.УУД, П.УУД). Готовность работать, понимание необходимости изучения данной темы в контексте личностного роста и развития социальной компетентности.
Основная часть Мини-лекция:
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо.
Эмоции (от лат.) – возбуждаю, волную.
Виды эмоций:
- стенические (повышающие жизнедеятельность организма) и астенические (ослабляющие);
- положительные (приятные) и отрицательные (неприятные);
- смешанные эмоции (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).
Способы, при помощи которых человек выражает эмоции – это речь и мимика.
Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях мышц лица.
В мимике и пантомимике находят своё отражение характерологические особенности того или иного человека.
Неумение осознавать собственные эмоции и управлять ими (как отрицательными, так и положительными) делает человека беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины. Если вы не знаете, какая эмоция руководит вами, вы не можете контролировать себя.
Невозможность понимать и оценивать эмоции других людей создаёт серьёзные сложности в общении и взаимопонимании. Такая эмоциональная компетентность часто служит причиной стрессов.
Вопросы для обсуждения:
- Какие функции выполняют эмоции?
- Представьте, что человек не может испытывать эмоции. Опишите, какой будет его жизнь.
- С какими трудностями столкнётся человек, если он не умеет понимать свои эмоции и эмоции других людей?
- Какие способы управления эмоциями вы знаете? Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний. Мини-лекция.

Вопросы для обсуждения. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)- Р.УУД, П.УУД.
Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений (П.УУД).
Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Л.УУД, К.УУД – умение слушать). Знать: понятие «эмоции», «мимика», типы эмоций.
Уметь:
различать типы эмоций.
Основная часть Тест «Понимаете ли вы язык мимики?».
Предлагаю проверить себя:
На плакате двенадцать выражений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные ответы.
Ключ:
1) Безразличие;
2) Враждебность;
3) Веселье;
4) Грусть;
5) Сильная злость;
6) Застенчивая радость;
7) Злость;
8) Плохое самочувствие;
9) Бурная радость;
10) Глубокая печаль;
11) Скепсис;
12) Скорбь. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Тест «Понимаете ли вы язык мимики?». Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом (П.УУД-анализ, К.УУД – построение взаимоотношений). Уметь: определять эмоции и эмоциональные состояния по мимике, обозначать их словесно.
Основная часть Работа в парах. Выполнение упражнения «Угадай эмоцию».
Каждой паре предлагается семь фотографий с изображением различных эмоциональных состояний, необходимо рассмотреть фотографии и попробовать определить эмоции человека по мимике.
Ключ:
1) Удивление, любопытство;
2) Недоброжелатель-ность,
сосредоточенность, настороженность;
3) Задумчивость, озадаченность;
4) Грусть, обидчивость, подозрительность;
5) Превосходство;
6) Презрение;
7) Любопытство, удивление. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Работа в парах.
Упражнение «Угадай эмоцию». Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности – К.УУД. Уметь: определять эмоции и эмоциональные состояния по мимике, обозначать их словесно; применять навыки сотрудничества.
Основная часть Упражнение «Десять комнат».
Представьте, что мы живём в доме, в котором есть десять комнат. Восемь из них имеют названия: «Радость», «Страх», «Гнев», «Агрессия», «Надежда», «Одиночество», «Удивление», «Печаль», а две комнаты не имеют названия.
- Придумайте символ или рисунок для каждой двери, подумайте, с чем ассоциируются у вас эти эмоции и чувства, что вызывает эти эмоции и чувства?
- Какой могла бы быть вывеска на двери?
- Придумайте названия и рисунки для двух оставшихся комнат, это могут быть чувства и эмоции, которые имеют для вас значение.
Ответьте на вопросы:
-В какую комнату вы чаще открываете дверь?
-А где наоборот бываете редким гостем?
-В каких комнатах теряете силы?
-А где набираетесь сил, чувствуете себя увереннее?
-В каких комнатах вам приятно находиться?
-В какие комнаты вы не любите заглядывать? -Почему?
-Что почувствовали, работая над этим упражнениям? О чём задумались? Рефлексия собственных чувств и эмоций. Упражнение «Десять комнат».

Вопросы для обсуждения. Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства (Л.УУД) Осознание собственных чувств и эмоций.
Заключительная часть - Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Упражнение «Живая анкета»:
-Ваши впечатления?
-Чему научились?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Упражнение «Живая анкета».

Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком. Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач- Л.УУД.
Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать
их влияние на настроение человека – Л.УУД. Самооценка собственной деятельности.
Автор материала: Беспрозванная Татьяна Владимировна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Поморцева Ольга Александровна. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции».
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Гаенко Марина Викторовна. Конспект ООД для подготовительной группы «Путешествие на Остров Эмоций»
  • Багаева Алена Игоревна. «Мир Эмоций»
  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 1 класс
  • Никитина Вера Александровна. Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Калейдоскоп эмоций»
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Ерина Т.М., Ерина М.Ю. Рабочая тетрадь по алгебре 8 класс. УУД. К учебнику Ю.Н. Макарычева.
  • Ерина Т.М., Ерина М.Ю. Рабочая тетрадь по алгебре. 7 класс. УУД. К учебнику Ю.Н. Макарычева.
  • Калин Ольга. Конспект открытого занятия «Путешествие на острова разных настроений»
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Данилова Светлана Андреевна. Конспект НОД «Такие разные эмоции»
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Бояршинова Валентина Александровна. ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «В городе эмоций»
  • Экман Пол - Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь
  • Борисенко Светлана Владимировна. Конспект НОД в средней группе «Путешествие в Сказочную страну эмоций»
  • Хмелева Анна Сергеевна. НОД в подготовительной группе по эмоциональному развитию «Путешествие в мир эмоций»
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Грибова Елена Викторовна, Богоявленская Елена Вячеславовна. Формирование предпосылок УУД у дошкольников посредством квест-игры
  • Корощенко А.С., Купцова А.В. Рабочая тетрадь по химии. 8 класс. УУД К учебнику Рудзитиса и др.
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Вовк С.М. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. (УУД) К учебнику Ладыженской Т.А. и др.
  • Вовк С.М. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. (УУД) К учебнику Баранова М.Т. и др.
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Вовк С.М. Рабочая тетрадь по русскому языку (УУД). 9 класс. К учебнику Бархударова С.Г. и др.
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Павлова Валентина Михайловна. Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности «Поиск эмоций»
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Пивнева Виктория Сергеевна. Лэпбук «Эмоции» для детей старшего дошкольного возраста
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Развитие зрительной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 09
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Виленкина Н.Я. и др. - Ерина Т.М., Ерина М.Ю. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. к учебнику
  • Ерина Т.М., Ерина М.Ю. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. к учебнику Виленкина Н.Я. и др.
  • Ольга Александровна Заикина. Конспект образовательной деятельности в образовательной области 'Речевое развитие': 'Друг в беде не бросит'
  • Олеся Строкач. Родительское собрание с использованием ИКТ на тему: 'Эмоциональное развитие детей'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь