Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений.

Категория: Психотерапия и консультирование, Учебные пособия | Просмотров: 52831

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе ребенка с анализом причин этого прогресса могут, по нашему мнению, рассматриваться как основные педагогические условия становления психологического здоровья детей.
Но для полноты освещения условий есть необходимость привести мнение А. Адлера о социальном интересе как обязательной характеристике здоровой личности. Под социальным интересом им понимается способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Е. В. Сидоренко приводит мнение X. Ансбачера о видах социального интереса в зависимости от объекта направленности: субсоциалъного, социального, супрасоциалъного. Субсоциальные объекты – это неодушевленные предметы или виды деятельности: наука, искусство, природа и т. п. Социальные объекты включают в себя все живое. Интерес проявляется в способности ценить жизнь и принять точку зрения другого. Супрасоциальные объекты – это Вселенная и весь мир в целом. Интерес к супрасоциальным объектам предполагает идентификацию с живыми и неживыми объектами, ощущение единства со всем миром. В свете изложенного становится понятной необходимость создания условий для формирования у детей всех видов социального интереса.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудные ситуации, с одной стороны, позволяют ребенку накопить опыт борьбы, стимулируют его активность, с другой – способствуют его личностному развитию, а в некоторых случаях позволяют добиться сверхкомпенсации (А.Адлер). Однако это происходит только тогда, когда степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья.
Итак, наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе ребенка с анализом причин этого прогресса могут, по нашему мнению, рассматриваться как основные педагогические условия становления психологического здоровья человека.
Но необходимо помнить, что выделенные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при отсутствии их – с теми или иными нарушениями психологического здоровья. До сих пор современная наука знает больше о причинах психологических нарушений, чем о причинах психологического здоровья. Как справедливо отмечает М. С. Пек: «Мы прекрасно понимаем, отчего у людей возникают психические заболевания. Что мы не можем понять, так это то, почему люди переносят душевные травмы достаточно неплохо». Пока этот вопрос стоит оставить открытым. В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
Вопросы для самоконтроля
Что является предметом и объектом психологического консультирования и коррекции?
Каковы основные задачи этого курса?
Каковы задачи процесса психологического консультирования и коррек ции?
Что такое психологическое здоровье?
Каковы функции психологического здоровья?
Каковы основные характеристики психологически здорового человека?
Как взаимосвязано психологическое и физическое здоровье?
Каковы факторы риска нарушения психологического здоровья?
Каковы основные условия становления психологического здоровья?
Вопросы для самоанализа
Какими характеристиками психологического здоровья вы обладаете?
Как вам привычнее действовать в трудной ситуации: изменять внешнее окружение или самого себя?
Могли бы вы вспомнить ситуацию, на которую вы реагировали психосоматически?
Если вам очень не хочется что-либо делать, что с вами обычно происходит?
Легко ли вы адаптируетесь к быстрым изменениям условий жизни?
Как вы воспринимаете жизнь в ситуации неопределенности?
Насколько вас интересует собственное духовное развитие?
Рекомендованная литература
Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние. – М., 1995.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб., 1996.
Мак-ДермотЯ., О'КоторД. НЛП и здоровье: Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск, 1998.
Мать, дитя, клиницист. – М., 1994.
Нелъсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
ПекМ.С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. – М., 1996.
Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб., 2000.
Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции А. Адлера. – СПб., 1993.
СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
ХъеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. – СПб., 1997.
ЧопраД. Нестареющее тело, вечный дух. – М., 1995.

Глава II ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ДЕТСТВЕ (ДОШКОЛЬНЫЙ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
1. Структура психологической поддержки дошкольников и младших школьников
Психологическая поддержка российских детей в первую очередь должна осуществляться через органы народного образования: детские сады и школы. Это обусловлено недостаточной развитостью в нашей стране центров психологической помощи, а также низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей (нередко и учителей). Родители, как правило, не уделяют психологическому здоровью детей столько внимания, сколько физическому. Но если даже они видят проблему, то часто не имеют возможности получить квалифицированную помощь.
Для определения организационной структуры психологической поддержки детей в детском саду или в школе необходимо вспомнить выделенные ранее уровни психологического здоровья.
К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, т. е. по результатам диагностических проверок проявляющих лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.
К низшему уровню – назовем его ассимилятивно-аккомодативным – отнесем детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. По результатам диагностических проверок такие дети проявляют много признаков дезадаптации и сильно повышенную тревожность. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе с ними.
Таким образом, процесс формирования психологического здоровья можно представить как систему, которая представляет собой:
– диагностику тревожности и адаптированности детей к школе и семье, наблюдение за детьми и последующее определение уровня психологического здоровья;
– включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья – адаптивному, – в еженедельные групповые занятия профилактической направленности;
– включение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья – ассимилятивно-адаптивному – в индивидуальную коррекционную работу с привлечением их родителей к индивидуальному консультированию;
– фиксацию динамики психологического здоровья детей в процессе работы.


Схема 1. Модель формирования психологического здоровья дошкольников и младших школьников



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ваулина Ю.Е. Spotlight 9 (Английский в фокусе. 9 класс) Языковой портфель
  • Ваулина Ю.Е. Spotlight 5 (Английский в фокусе. 5 класс) Языковой портфель
  • Ваулина Ю.Е. Spotlight 6 (Английский в фокусе. 6 класс) Языковой портфель
  • Быкова Н.И., Дули Д. и др. Spotlight 2 (Английский в фокусе. 2 класс) Языковый портфель
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Опросник. Что ребёнок умеет делать дома?
  • Стахеева Людмила Владимировна. Релаксация как прием здоровьесберегающих технологий младших дошкольников
  • Нос Евгения Александровна. Презентация «Здоровьесберегающие технологии»
  • Приложения, тематические опросники психолога. МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Смирнова Екатерина Валерьевна. ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе.
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Притча «Счастливый портфель»
  • Функциональные обязанности педагога - психолога
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Жданова Ирина Николаевна. Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста
  • Кутушева Ольга Тимергалиевна. Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду»
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Использование информационно–компьютерных технологий в работе школьного психолога
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Главный Редактор. Формирование психологического здоровья у детей
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Психолого-педагогическое сопровождение, необходимое условие обеспечения успешности учебного и воспитательного процесса
  • Положение о работе школьного психолога
  • Таскаева Светлана Михайловна. Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ
  • Полякова Татьяна Александровна. Инновационный проект «Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни»
  • Рамазанова Ольга Борисовна. Использование технологии «Навстречу друг другу» при взаимодействии взрослых и детей. Собс
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Лариса Золотина. Интеграция здоровьесберегающих технологии и творческого развития на занятиях ИЗО» (из опыта работы)
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Психологическое здоровье младших школьников
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Каменских Ольга Михайловна. Проект «Моя мама лучше всех»
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника
  • Психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников. Обобщение опыта педагога-психолога по формированию здоровьесберегающей среды в МКОУ Новочановской СОШ
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Формирование отношения к здоровью как к ценности. Факторы, влияющие на здоровьесбережение на уроке
  • Гусаковский В.Е., Соковнина М.С. Основные принципы психологического консультирования в образовани
  • Ольга Низамеева. Статья «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь