М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49345

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При этом каждая из четырех частей вошла в состав космоса целиком: устроитель составил его из всего огня, из всей воды, и воздуха, и земли, не оставив за пределами космоса ни единой их части или силы. Он имел в виду, во-первых, чтобы космос был целостным и совершеннейшим живым существом с совершенными частями; далее, чтобы космос оставался единственным и чтобы не было никаких остатков, из которых мог бы родиться другой, подобный, и, наконец, чтобы он был недряхлеющим и не причастным недугам. Устроителю пришло на ум, что если тело со сложным составом будет извне окружено теплом, холодом и другими могучими силами, то, в недобрый час на него обрушиваясь, они его подточат, ввергнут в недуги и дряхление и принудят погибнуть. По такой причине и согласно такому усмотрению он построил космос как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное и непричастное дряхлению и недугам.
Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродни. В самом деле, живому существу, которое должно содержать в себе все живые существа, подобают такие очертания, которые содержат в себе все другие. Итак, он путем вращения округлил космос до состояния сферы, поверхность которой повсюду равно отстоит от центра, то есть сообщил Вселенной очертания, из всех очертаний наиболее совершенные и подобные самим себе, а подобное он нашел в мириады раз более прекрасным, чем неподобное. Всю поверхность сферы он вывел совершенно ровной, и притом по различным соображениям*.

* Перевод С. Аверинцева. В кн.: Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 3. М.: Мысль, 1994.

Оставшуюся часть текста, на которую ссылается М.-Л. фон Франц, можно найти в другом труде Платона, «Государство»:
На концах этих связей висит веретено Ананке, придающее всему вращательное движение. У веретена ось и крючок - из адаманта, а вал - из адаманта в соединении с другими породами. Устройство вала следующее: внешний вид у него такой же, как у здешних, но, по описанию Эра, надо представлять себе его так, что в большой полый вал вставлен пригнанный к нему такой же вал, только поменьше, как вставляются ящики. Таким же образом и третий вал, и четвертый, и еще четыре. Всех валов восемь, они вложены один в другой, их края сверху имеют вид кругов на общей оси, так что снаружи они как бы образуют непрерывную поверхность единого вала, ось же эта прогнана насквозь через середину восьмого вала. Первый, наружный вал имеет наибольшую поверхность круга, шестой вал - вторую по величине, четвертый - третью, восьмой - четвертую, седьмой - пятую, пятый - шестую, третий - седьмую, второй - восьмую по величине. Круг самого большого вала - пестрый, круг седьмого вала - самый яркий; круг восьмого заимствует свой цвет от света, испускаемого седьмым; круги второго и пятого валов близки друг к другу по цвету и более желтого, чем те, оттенка, третий же круг - самого белого цвета, четвертый - красноватого, а шестой стоит на втором месте по белизне. Все веретено в целом, вращаясь, совершает всякий раз один и тот же оборот, но при его вращательном движении внутренние семь кругов медленно поворачиваются в направлении, противоположном вращению целого. Из них всего быстрее движется восьмой круг, на втором месте по быстроте - седьмой, шестой и пятый, которые движутся с одинаковой скоростью; на третьем месте, как им было заметно, стоят вращательные обороты четвертого круга; на четвертом месте находится третий круг, а на пятом - второй. Вращается же это веретено на коленях Ананки.
Сверху на каждом из кругов веретена восседает по Сирене; вращаясь вместе с ними, каждая из них издает только один звук, всегда одной и той же высоты. Из всех звуков - а их восемь - получается стройное созвучие. Около Сирен на равном от них расстоянии сидят, каждая на своем престоле, другие три существа - это Мойры, дочери Ананке: Лахесис, Клото и Атропос; они - во всем белом, с венками на головах. В лад с голосами Сирен Лахесис воспевает прошлое, Клото -настоящее, Атропос - будущее. Время от времени Клото касается своей правой рукой наружного обода веретена, помогая его вращению, тогда как Атропос своей левой рукой делает то же самое с внутренними кругами, а Лахесис поочередно касается рукой того и другого*.

* Перевод А. Н. Егунова. В кн.: Платон. «Государство», X, 616-617, Соб. соч. в 3-х томах. Т. 3 (1). М.: Мысль, 1971.

Лучше всего связь между Ананке и Немезидой можно увидеть, зная представление древних греков (и римлян) о судьбе:
Различные грани судьбы олицетворяли в греческой мифологии богини Адрастея, Ананке и ее дочери Мойры, Немезида, Тихе, у римлян - Фортуна. Считалось, что рок - Фатум - неотвратим не только для людей, но и для богов. По выражению Сенеки, судьба ведет послушного и силой влечет непокорного*.

* Жан Кальвин, О Христианской жизни, Под ред. А. Д. Бакулова.; Примечания к главе II «О сущности христианской жизни или о том, чтобы отрешиться от самих себя». М.: Протестант, 1995.

Что касается Немезиды: Немезида (Немесида) - богиня правосудия, справедливого возмездия, одна из наиболее древних и почитаемых в Греции. Дочь богини ночи Никты и бога тьмы Эреба, она именовалась также Адрастеей («неотвратимой») и была близка по своим функциям богине Тихе. Немезида наблюдает за справедливым распределением благ среди людей (греч. nemo -«разделяю») и обрушивает свой гнев (греч. nemesao - «справедливо негодую») на тех, кто преступил закон. В зависимости от поступков людей Немезида одаряла их счастьем или несчастьем. Но в основном ей приходилось наказывать людей за их злые и несправедливые деяния. Особенно наказывался богиней тот, кто, ослепленный нечаянным счастьем, заносился слишком высоко и вел себя вызывающе по отношению к богам. Она немедленно запоминает любую несправедливость, и всегда за ней следует возмездие.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА АНАТОЛЯ ФРАНСА «ОСТРОВ ПИНГВИНОВ»**

** Франс А. Остров пингвинов, собр. соч. в 8 томах, т. 6. М.: Художественная литература, 1959.

Господь спросил мнения [Святой Екатерины], и она сказала следующее:
«Господи, чтобы разрешить задачу, милостиво предложенную мне вами, я не стану подвергать разбору нравы животных вообще и птиц - в частности. Я позволю себе только обратить внимание ученых богословов, исповедников и священнослужителей, здесь собравшихся, на то обстоятельство, что между человеком и животным нет резкого разделения, поелику существуют чудовища, совмещающие в себе оба эти начала. Таковы химеры - полунимфы и полузмеи; таковы три горгоны; таковы козлоногие; таковы сциллы и сирены, поющие на море. Ведь у последних грудь женская, а хвост рыбий. Таковы и кентавры: они до пояса - люди, а ниже - лошади. Это благородные чудовища. Вам, конечно, известно, что один из них, ведомый лишь собственным своим разумом, достиг вечного блаженства, и порою можно видеть, как он круто выгибает доблестную грудь свою среди золотых облаков. За свои земные труды кентавр Хирон удостоился быть причисленным к лику блаженных. Он был воспитателем Ахиллеса; и этот юный герой, выйдя из-под начала кентавра, провел два года в девичьих одеждах среди дочерей царя Ликомеда. Он разделял с ними игры и ложе, не дав повода хотя бы на мгновение заподозрить, что он не юная дева, подобная им. Хирон, воспитавший его столь добродетельным, - единственный праведник, если не считать императора Траяна, достигшего славы небесной соблюдением одного только естественного закона. А ведь Хирон был лишь наполовину человек.
Полагаю, этим примером я доказала, что можно достигнуть вечного блаженства, обладая хоть частью человеческого тела, лишь бы это была часть благородная. И неужели то, чего достиг кентавр Хирон даже без обновляющей силы крещения, будет недостижимо для крещеных пингвинов, если только превратить их в полупингвинов-полулюдей?! А посему умоляю вас, господи, даровать пингвинам старца Маэля человеческую голову и стан, дабы они могли достойным образом воздавать вам хвалу, и наделить их бессмертными душами, однако лишь небольшого размера».
Глава 4
Веретено становится даже более опасным, если поворачивается острием к пряхе. Казалось бы, в этом случае оно безопасно для окружающих, однако может нанести вред самой женщине. Зачастую на нее что-то находит, и она говорит: «Знаете что, мне почему-то пришло в голову, что я никогда не выйду замуж!» или «Я была глупой, ибо я никогда ничего не решала в своей жизни». Если спросить: «Почему ты так решила?» - «А Бог его знает!» Такое самоубийственное убеждение появляется в ранней юности, и оно никогда не обсуждается с другими и не находит иного выражения. Затем в результате этого исчезает внутреннее развитие в целом вместе с возможностями что-то создать или кем-то стать; именно так, уколовшись о веретено, Колючая Роза оказалась устраненной из мира. Можно заметить, что внутри у таких людей что-то остановилось; кажется, что они впали в спячку и дальше ими движет злая судьба, а человек не знает, почему так происходит. Как правило, они об этом не говорят, ибо сами этого не осознают. Сказать об этом аналитику подразумевало бы, что у них есть проблема, в отношении которой они сомневаются. Но если они на самом деле пребывают в заколдованном сне, их нельзя назвать нечестными; с ними просто ничего не происходит - значит, нечего обсуждать. Такие женщины однажды просто выпадают из жизни, - как это происходит в сказке. Возможно, это негативный материнский комплекс, а может быть - материнский Анимус. Старушка в сказке -это некий материнский персонаж, образ бабушки, и скорее всего веретено символизирует материнский Анимус.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анимус; Animus; Animus
  • Анима; Anima; Anima
  • Старец-мудрец/мудрая старуха; Wise old man/wise old woman; Alte Weise/Alter Weiser
  • Кора; Kora
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Притча «Мужчины портят женщин»
  • Логос; Logos
  • Михайлова Е.Л. Я у себодна, или Веретено Василисы
  • Мужчины лгут чаще женщин?
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Соцсети негативно влияют на психику молодых мам
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Притча «Линии и перекрестки любви»
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Притча «Личина»
  • Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Что такое женщина?
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Георгий Сергацкий. Загадка женственности и природа женской сексуальности
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Притча «У счастья – простой облик»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Последствия приворота для мужчины, существуют ли они?
  • Приворот на женщину
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Елена Бутивщенко. Мужчина + Женщина = Бизнес
  • Почему так мало женщин при власти?
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Формы успокаивающего поведения с использованием шеи
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • 10 признаков умных людей
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Больные глаза»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Как мужские феромоны действуют на женщин
  • Притча «Он и Она»
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Красивые женщины делают мужчин умнее?
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Женский и мужской мозг: различия



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь