Общая двухмерная модель партийного пространства

4.1.1. Предпосылки модели

Кардинальное изменение избирательного законодательства, ориентированное на повышение роли партий, подстегнуло смену доминирующей модели электората. Новые правила игры несут в себе новое видение избирателей и приоритетов в технологиях воздействия на них. До этого модели ведения кампаний не основывались на партиях, технологи приезжали в различные регионы и, используя одинаковые идеи и одинаковые технологии, избирали кандидатов от разных партий. Это происходило потому, что партийная поддержка была не нужна на местных и региональных выборах, проходных кандидатов-одномандатников и так поддерживали основные партии. Зачастую все партии, поддерживающие выигрышного кандидата, номинально включали его в свои ряды. Если отбросить теоретические моменты моделей электората, то у нас была двухмерная модель электората, первый уровень которой делил избирателей на сторонников кандидатов, неопределившихся и голосующих против всех. Второй уровень делил избирателей на две группы – это активные, принимающие участие в голосовании, и пассивные, не принимающий участия в голосовании, избиратели. Некоторые политики работали со всеми избирателями, прагматичные политики работали с теми, кто ходит на выборы, то есть с активными избирателями.

Прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат или новое видение объекта. Объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению, и соответственно технологию воздействия и коррекции.

Теперь изменились правила, и пришло время по-новому увидеть избирателей. Новое видение изменит технологические подходы, приоритеты и даже инструментарий исследований (например, анкеты опросов общественного мнения).

Мы провели изучение электората в ряде регионов (Московской, Вологодской, Тульской, Иркутской, Ленинградской, Брянской, Тверской областях, Санкт-Петербурге, Москве и Казани) и пришли к выводу, что сейчас модель электората изменилась, а многие составные части видоизменили смысловую нагрузку.

4.1.2. Описание модели

Действующая сегодня модель осталась двухмерной (см. изображение ниже).

Модель имеет форму эллипса, повторяя количественную характеристику численности людей на каждом уровне.

Первый фактор – электоральная активность . Для простоты можно выделить два уровня – это активные, принимающий участие в выборах, и пассивные, не принимающий участия в выборах. На схеме эти уровни разделены вертикальной пунктирной линией. Она свободно перемещается по схеме в пределах электорального пространства, так как в разных регионах разная электоральная активность населения. Очень важно, что модель делит всех на активных и неактивных участников избирательного процесса. Ведь крайне показательной характеристикой, например, качества списочного состава партии (то есть членов партии) является то, какой процент из них активно участвует в избирательном процессе. Соответственно, на любом уровне модели есть люди электорально активные и пассивные. То, что линия не прямая, показывает, что доля активных и неактивных избирателей может отличаться от уровня к уровню.

Второй фактор , который лежит в основе модели, – это комплексная мотивационная характеристика политического участия , характеризующая отношение человека к политическому процессу и мотивацию его участия в нем. По этому фактору выделяется семь уровней (чем выше уровень, тем более сильный уровень мотивации предполагается). Подробнее уровни будут описаны ниже, здесь мы их только перечислим: член партии, наемник, симпатизант (активный сторонник), пассивный сторонник, нейтральный избиратель, протестующий избиратель, игнорант. Отметим, что такое деление может произвести впечатление неоднородности классификации, но причина этого – прежде всего в комплексной характеристике мотивационной сферы представителей каждой из этих категорий.

 

 

4.1.3. Графическое изображение двумерной модели партийного пространства

Игнорант

 

Активные избиратели

Прямоугольная выноска: Активные избиратели

Пассивные избиратели

Прямоугольная выноска: Пассивные избиратели
 

Протестующий избиратель

 

Нейтральный избиратель

 

Пассивный сторонник

 

Симпатизант (активный сторонник)

 

Наемник

 

Член партии

 

Электоральная активность

 

Мотивация политического участия

 

Что дает новое видение электората? Оно нам дает новые технологические возможности и главную возможность – эффективно и экономно проводить избирательные кампании.

Мы не создали новую модель электората, а открыли реальную.

4.1.4. Описание уровней модели

1. Член партии. На нашей схеме они обозначены в небольшом количестве, так как ни одна из имеющихся сейчас в России партий не имеет большого (относительно общей численности населения) количества членов партии (всего партийных граждан менее одного процента). Те партии, которые в последнее время стали активно увеличивать число своих сторонников, делают это фиктивно, чаще всего за счет привлечения административного ресурса. Мы в ряде регионов лично наблюдали, как директора крупных предприятий под угрозой увольнения заставляли сотрудников вступать в ту или иную партию.

Однако и в гипотетической ситуации создания реальной партии количество ее членов не должно быть очень большим.

2. Активист. Это избиратель, которого нанимает партия для того, чтобы он за вознаграждение оказывал ей содействие. Это группа лиц, чаще всего работающая за деньги - например, агитаторы на выборах или политтехнологи и т.п. Иногда, на проекте с повышенным финансированием, доля таких людей в регионе (особенно в региональном центре) радикально возрастает и доходит до половины численности активных избирателей.

3. Симпатизант. Это избиратель, который открыто заявляет о своих политических симпатиях. Также уместно называть симпатизантов активными сторонниками . Термин достаточно многозначен, наше понимание его близко к классическому определению Мориса Дюверже, который ввел его в научный оборот.

Чаще всего симпатизанты – это многочисленная группа избирателей. Пенсионер-коммунист в поезде, на улице и в транспорте, активно вступающий в разговоры на политические темы с другими людьми, – яркий пример симпатизанта. Политическое влияние той или иной партии напрямую связано с количеством симпатизантов, поддерживающих ту или иную партию. Новые кампании технологически будут направлены на формирование убеждений и модерирование поведения именно симпатизантов. Подробнее на том, как это возможно осуществлять, мы остановимся в разделе, посвященном технологиям.

Симпатизант – это тот избиратель, который бесплатно делает то, что должны делать активисты и партийцы. На Западе партийные шоу-конференции устраиваются, прежде всего, не для того, чтобы «зарядить» партийцев или активистов, а для того, чтобы «зарядить» симпатизантов.

4. Пассивный сторонник. Это человек, который имеет относительно четкие и устойчивые политические убеждения и электоральные предпочтения, но открыто и активно их не выражает.

5. Нейтральный избиратель. Это избиратель, который не имеет четко выраженных политических убеждений и электоральных предпочтений, но в целом не против участия в политической жизни региона.

6. Протестный избиратель. Это избиратель, который против сложившейся политической ситуации. Например, ему не нравится никто из зарегистрированных кандидатов, или ему вообще ничего не нравится. По результатам наших исследований мы утверждаем, что это достаточно обособленная по своим психологическим характеристикам группа. Это те избиратели, которые в ответах на все вопросы классического опроса общественного мнения отвечают «нет», и поэтому политтехнологи часто не рассматривают их в качестве электорально значимой группы. Однако, когда эти избиратели приходят на выборы, их голосование часто становится непредсказуемым – иногда часть таких избирателей может проголосовать не просто «против всех», а за кого-то из кандидатов, и заметно повлиять на общие итоги голосования.

7. Игнорант. Это избиратель, который в принципе не интересуется политической жизнью в регионе, стране, который ее игнорирует. Отметим, что такие люди также могут быть активными избирателями. Например, в последние годы некоторые регулярно работающие на выборах технологи создали базы данных по этой категории людей, и в день выборов посылают к ним специалистов по работе со спецконтингентом, которые приводят определенную часть игнорантов на избирательный участок (за материальное вознаграждение).

 

Содержание





Просмотров: 1235
Категория:



Другие новости по теме:

  • Бианки В. А., Серавин А. И. Практика и психология регионального партстроительства. Предложения
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 3.1. Партии, кандидаты и округа
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 4. Микроуровень: психологические последствия
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 4.2. Взаимовлияние антирейтинга партии и результата кандидата
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 4.3. Другие аспекты, способные влиять на поведение избирателей
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 5.4. Механизм учета влияния дополнительных значимых факторов
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 6.3. Пути уменьшения неопределенности и повышения управляемости
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... Предложения
  • Избирательная технология "Идеального кандидата"
  • Избирательная технология "Социальная лотерея"
  • Избирательная технология "Социально-экономический подход"
  • Избирательная технология "Эгоцентричный"
  • Использование сетевой организации в партстроительстве
  • Исследование симпатизантов
  • Классические исследования электората
  • Модель голосования при партийных выборах
  • Общий план исследования для партии
  • Описание классических моделей электорального поведения
  • Партстроительство в России. Инновационные подходы к исследованиям
  • Партстроительство в России. Кризис доверия
  • Партстроительство в России. Кризис кадров
  • Партстроительство в России. Кризис однородности
  • Партстроительство в России. Кризис работоспособности
  • Партстроительство в России. Организационные ресурсы
  • Партстроительство в России. Ресурс массовой поддержки
  • Партстроительство в России. Финансовые ресурсы
  • Практика и психология регионального партстроительства
  • Технология работы с симпатизантами
  • Трехмерная модель партийного пространства для конкретной партии
  • Три этапа партстроительства в России



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь