Три этапа партстроительства в России

Партии – преступные организации по отношению к государству

Томас Гоббс, 1651 г.,

«Левиафан»

Политические партии – готовое оружие для подрыва власти

Джордж Вашингтон, 1796 г.,

прощальное послание американскому народу

Если развитие партийных систем можно рассматривать как индикатор демократизации системы в целом, то верно и обратное – утверждение институтов демократии способствует развитию партий. Поэтому то, что партии в России слабы и неэффективны, означает только одно – пока слаба и неэффективна сама российская демократия.

Борис Грызлов, 2005 г., кандидатская диссертация « Политические партии и российская трансформация. Теория и политическая практика»

 

Философ Дэвид Юм в своем «Опыте о партиях» (1760 г.) говорил о том, что партии начинаются с программы, а потом доминирующей становится структура. Но, в соответствии с точкой зрения Мориса Дюверже, блестящего классика изучения партий в целом и организационной структуры в частности, большинство партий Западной Европы выросло из других организаций (от аудиторий газет до клубов и профсоюзов), члены каждой из которых осознали общность своих политических интересов. То есть партии шли по пути от организационной базы к идеологической.

Основатель российской политической психологии проф. А.И.Юрьев дает такое определение: «Партия – это объединение психологически близких людей, связанных мотивом использования власти для характерных целей присущим им образом в благоприятных условиях» (Юрьев А.И. Введение в политическую психологию, с. 40). Отметим, что это определение было сформулировано в 1992 году, и соответствовало политической реальности того времени, когда партии создавались даже группами из нескольких десятков человек. Об этом говорит и Юрьев перед своим определением: «В этой книге я буду именовать партиями все общественные объединения людей, именующих себя союзами, комитетами, центрами, фронтами, клубами, ассоциациями, обществами, фондами, блоками, организациями, землячествами и пр.». Политическая реальность к 2006 году кардинальным образом изменилась, и сегодня не только с юридической, но и с политико-психологической точки зрения следует сузить понятие партии.

Работа по объективной классификации партий, выполненная под руководством А.И.Юрьева в 2003 году, основывается на более узком определении партии – как научно-исследовательских институтов изучения власти. Мы согласны с приоритетом исследовательско-проектной функции партий, однако считаем, что определение должно включать не только идеальную (идейную, идеологическую), но и организационную составляющую.

В России к моменту разрешения партий не было тех структур, которые могли бы стать организационной основой партии (похоже, их нет и на сегодняшний день). В итоге развитие партий пошло чрезмерно бурно и началось оно от идей, а не от оргструктуры. Это одно из обстоятельств, определяющих текущую ситуацию с политическими партиями в России.

С точки зрения авторов данной работы, в России вообще уникальная ситуация еще и потому, что, в отличие от Западной Европы мы не можем анализировать, как создавались партии , мы вынуждены изобретать, как их можно создать . Именно наличие субъекта, источника инициативы вместо понимания партогенеза как процесса и отличает данный труд, равно как и российскую ситуацию с партиями в целом, от Европы. Да, у России своя история и достаточно своеобразный путь развития, но в отношении становления национальной партийной системы мы абсолютно точно должны сделать колоссальный рывок – за ближайшие годы, максимум лет за десять, построить эту систему.

 

Опишем законодательное понимание политической партии, в соответствии с федеральным законом «О политических партиях» (в редакции от 21.07.05 № 93-ФЗ). (Мы не будем останавливаться на формальных, хотя и принципиальных, критериях – численность, отделения и прочее, так как они должны быть хорошо известны нашим читателям по дискуссиям в СМИ 2004 - 2005 годов.)

 

Статья 3 п. 1

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

 

Статья 3 п.4

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются:

-         формирование общественного мнения;

-         политическое образование и воспитание граждан;

-         выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

-         выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

 

Статья 10 п.1

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

 

Сконцентрируем внимание на второй части п.1 статьи 10. «Вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти … не допускается». Нам, как непрофессиональным юристам, смысл этого выражения не ясен. Приведем такой пример толкования данной нормы: партии не должны пытаться влиять на работу Государственной думы… Наверное, больше примеров не требуется. Для критичных читателей заметим, что нигде в этом законе и, судя по нашим консультациям с юристами, в других нормативных актах, не дается определение понятия «вмешательство».

 

Вернемся к истории российской партийной системы.

 

Наиболее классическое понимание партии - как выразителя мнения определенной социальной группы. Однако история новой России (1991 – 2005 годы) не дает нам ни достаточного времени, чтобы увидеть реальную партию, ни достаточно убедительных примеров таких партий.

По нашему мнению, историю партийных образований по ключевому в нашем понимании критерию в России можно разделить на пять этапов.

Этап 1. Партии как чистые идеи 1989 - 1995

В ходе этого этапа ключевым для населения страны стало понятие «партия N », так как предыдущие несколько десятков лет было только понятие «Партия». Выборы имели достаточно четкую политическую парадигму и проходили в рамках одномерной модели «демократы – коммунисты». Во время избирательной кампании кандидат в депутаты в зависимости от предпочтений избирателей говорил, что он коммунист или демократ, и этой информации плюс небольшой поддержки в СМИ хватало для выигрыша. Однако о реальных партиях, существовавших в то время, говорить достаточно сложно, несмотря на огромное количество объединений.

Этап 2. Партии как группы 1997 - 2002

На этом этапе партии превратились в группы политиков, которые иногда консолидировано, иногда по одиночке «сбивались в партии». Именно в этот период стала нормой практика смены фракции. И именно в этот период партии утратили даже то политическое (не электоральное и не общественное) влияние, которым они обладали еще в 1996 году. По сути, в это время избиратель потерял веру в партии и переориентировался на «независимых» кандидатов. Практика смены партийной принадлежности лидеров в регионах привела к тому, что избиратель стал считать, что все партии говорят одно и то же. Эта ситуация усугублялась тем, что политики, переходя из партии в партию, излагали свои личные идеи, не выдерживая идеологических приоритетов.

Этап 3. Партии как предвыборные проекты 2002 - 2003

К последней федеральной кампании рынок политтехнологических услуг развился в достаточной степени, чтобы критическая доля элит стала воспринимать процесс выборов исключительно как сферу борьбы PR -проектов. По ряду причин (прежде всего, лежащих в области психологии представителей элиты и политтехнологов) при выборе между развитием существующей партии и созданием новой предпочтение всегда отдавалось второму варианту. В сочетании с отсутствием четких механизмов влияния партий на политические решения любого уровня и массовой структуры это привело к снижению доверия всего населения к партиям в целом.

Этап 4. Партии как избирательные машины 2003

В ходе избирательной кампании 2003 года некоторые партии перешли к предельному возвышению роли избирательных технологий для партий и попытались сделать из своих партий «избирательные машины» по американскому образцу. Наиболее ярким примером стала кампания «Союза Правых Сил». Однако, достаточно механистический перенос американского понимания партии на российскую почву, несмотря на попытку наполнить его содержанием из опыта отечественных специалистов, можно считать провальным. Попытка провести партийную кампанию в огромной стране силами нескольких десятков менеджеров, обучение которых началось менее чем за год до выборов, и которые зачастую не взаимодействовали с региональными структурами (даже там, где они были), была крайне неуспешной. Сравнение результатов в округах, где шла федеральная кампания, и где ее не было, показало, что средства на организацию работы в округе приносили дополнительно 1-3% голосов.

Этап 5. Партии как бренды/партия как сила 2004 - …

На сегодняшний день ситуация с партийным строительством в стране не менее плачевная, чем в 1991 году. Возможно, даже более – тогда было больше надежд. Сегодня очевидно, что выразители тех противоборствующих идей, которые были актуальны с начала до конца 90-х годов, так и не создали реальных партийных структур, и теперь их жалобы и претензии на давление со стороны власти не очень корректны. И это показывает, как опасно, занимаясь партийным строительством, ограничиваться только идеями, и насколько важна структура.

 

Проведя лонгитюдное исследование динамики партстроительства в России, мы пришли к выводу, что ярко выделяются восемь основных кризисных моментов, которые мы рассмотрим в следующих параграфах раздела: кризис кадров, кризис идей и их носителей, кризис доверия, кризис однородности, кризис нестабильности, кризис работоспособности, кризис отношения и кризис политической инициативы.

Содержание





Просмотров: 888
Категория:



Другие новости по теме:

  • Бианки В. А., Серавин А. И. Практика и психология регионального партстроительства. Предисловие издания
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 2. Макроуровень: политические последствия
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 3.1. Партии, кандидаты и округа
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 4. Микроуровень: психологические последствия
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 4.2. Взаимовлияние антирейтинга партии и результата кандидата
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 4.3. Другие аспекты, способные влиять на поведение избирателей
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 5.1. Результаты выборов в разрезе блоков и партий
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 5.4. Механизм учета влияния дополнительных значимых факторов
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 5.5. Модель гипотетических результатов с учетом дополнительных факторов
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 6.1. Прогнозируемые последствия вступления закона
  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... Предложения
  • Исследование симпатизантов
  • Общий план исследования для партии
  • Партстроительство в России. Кризис доверия
  • Партстроительство в России. Кризис идей и их носителей
  • Партстроительство в России. Кризис однородности
  • Партстроительство в России. Кризис работоспособности
  • Партстроительство в России. Личностные ресурсы лидеров
  • Партстроительство в России. Направления выхода из кризисов
  • Партстроительство в России. Организационные ресурсы
  • Партстроительство в России. Отсутствие лидеров
  • Партстроительство в России. Ресурс массовой поддержки
  • Партстроительство в России. Технологические ресурсы
  • Партстроительство в России. Финансовые ресурсы
  • Политическая партия
  • Практика и психология регионального партстроительства
  • Практика и психология регионального партстроительства. Методика исследования
  • Прогностические очерки практики выборов
  • Средства массовой информации
  • Трехмерная модель партийного пространства для конкретной партии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь