Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Булатова Елена Владимировна, МПГУ, Институт детства, дефектологический факультет, кафедра олигофренопедагогики, магистрант;

научный руководитель: Данилова А.М.

Аннотация: статья посвящена анализу и оценке уровня развития ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения до и после психолого-педагогической помощи, а также выявлению условий эффективности коррекционно-развивающей программы.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: ориентирование в пространстве, косоглазие, амблиопия, дошкольный возраст, монокулярный характер зрения, системность и комплексность коррекционного обучения, игровые технологии, коррекционно — развивающая программа.

Среди детей со зрительной патологией дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую обширную группу. В исследованиях Л.А. Григорян, А.Н. Добромыслова, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.А. Ремезовой и др. отражены особенности зрительно — пространственного восприятия детей этой категории, обусловленные монокулярным характером зрения: невозможность полноценно воспринимать удаленность, глубину, объемность и протяженность пространства; сложность фиксации истинного положения объектов в пространстве.

Существует противоречие между необходимостью формирования навыков ориентирования в пространстве у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией и недостаточной разработанностью вопросов, касающихся изучения особенностей этих навыков и путей их развития у детей названной категории.

С целью выявления психолого–педагогических условий развития ориентирования в пространстве старших дошкольников с нарушением зрения и проведения на их основе коррекционно-развивающей программы был проведен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В процессе экспериментального исследования использовались следующие методы: анализ научно – педагогической, психологической и специальной методической литературы; беседа; наблюдение; дидактические игры и упражнения; анализ продуктивной деятельности детей.

Очевидно, что первым этапом в решении проблемы развития ориентирования в пространстве у дошкольников с нарушением зрения должно быть системное и комплексное исследование уровня развития пространственной ориентировки у данной категории детей. С этой целью был проведен констатирующий эксперимент.

В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6 и 7 лет (подготовительная группа). По данным офтальмологического обследования у всех детей было диагностировано содружественное косоглазие с различной степенью выраженности дисбинокулярной амблиопии. Острота центрального зрения у испытуемых — от 0,4 до 0,7 на лучше видящем глазу, и от 0,1 до 0,4 — на хуже видящем. Эксперимент проводился в период окклюзионного лечения, при котором из акта зрения выключается лучше видящий глаз.

В соответствии с необходимостью в дальнейшем проведения формирующего и контрольного эксперимента все испытуемые были разбиты на две группы (случайным образом):

  • 1 группа – экспериментальная; 10 чел. в возрасте от 6,8 до 7 лет. С этими детьми на этапе формирующего эксперимента будет проводиться программа развития навыков пространственной ориентировки.
  • 2 группа – контрольная; 10 чел. в возрасте от 6,3 до 7 лет. С этими детьми на этапе формирующего эксперимента не будет проводиться программа развития навыков пространственной ориентировки.

Для анализа и оценки уровня сформированности навыков ориентировки была использована диагностика Л.Б. Осиповой (1).

Диагностировались следующие параметры:

1. Ориентировка в схеме собственного тела.

Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху — внизу, спереди — сзади, правая рука – левая рука). В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла.

2. Ориентировка относительно себя.

Выявляется знание понятий: вперёд – назад; вверх – вниз; направо – налево; вперёд – направо; вперёд – налево; назад – направо; назад – налево; впереди – сзади; сверху – снизу; справа – слева; впереди – справа; впереди – слева; сзади – справа; сзади – слева; относительно себя. В качестве материала используются флажок и игрушки.

3. Ориентировка относительно предмета.

Выявляется знание понятий впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства.

4. Ориентировка по схеме.

Выявляется умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур.

5. Ориентировка с помощью слуха, обоняния.

Выявляется ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния. Используются:

  1. Звучащие предметы, такие как колокольчик, будильник, радио и др.
  2. Звуки природы, города, бытовые звуки.
  3. Набор запахов, присущий помещениям.
  4. Кабинет врача.
  5. Кухня.

Таким образом, анализ результатов диагностики уровня развития ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения показал преимущественно низкий уровень выраженности всех пяти компонентов.

Далее был разработан и проведен формирующий эксперимент, проходящий в три этапа с использованием специальных методов и приемов, определяющих коррекционную направленность обучения.

Коррекционно — развивающая программа проводилась с соблюдением условий системности программы, ее комплексности и использования игровых технологий.

Системность

Данное условия предполагает работу, как над основным, так и вторичными отклонениями развития; сочетание общих принципов работы и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Комплексность

Данное условие предполагает сочетание коррекционной работы как на общеобразовательных и коррекционных занятиях, так и во внеурочной работе; сочетание общих принципов работы и индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Игровые технологии

Данные условие предполагает использование в коррекционно -развивающей программе игровых технологий.

В ходе экспериментальной работы по развитию ориентирования в пространстве у детей с нарушением зрения решались следующие:

1. Задачи обобщение знаний о пространственном расположении частей

своего тела, ориентировки в окружающем пространстве «от себя»; «от другого человека»;

2. Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов,

умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, применять в практической ориентировке;

3. Обучение моделированию предметно — пространственных

построений, помещений детского сада, участка, чтению их схем; самостоятельному составлению схем; формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

После прохождения коррекционно — развивающей программы, был проведен контрольный эксперимент, в рамках которого было показано, что в экспериментальной группе по всем пяти показателям ориентирования в пространстве после проведения коррекционно-развивающей программы произошло уменьшение доли детей с низким уровнем развития и увеличение доли детей со средним и высоким уровнем развития показателей пространственной ориентировки. В контрольной группе изменения распределения детей по уровню развития показателей пространственной ориентировки незначительные.

Обобщающие результаты контрольного эксперимента приведены в таблице 2.

Результаты контрольного эксперимента позволяют говорить о том, что получила подтверждение гипотеза исследования – программа развития ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет эффективна, если будут соблюдаться условия системности, комплексности и использования игровых технологий.

Литература:

1. Осипова Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: Методическое пособие. – Челябинск, 2005. – 59 с.

Просмотров: 535
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Плотникова Людмила Михайловна. Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве у детей второй младшей группы детского сада
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Ефремова Оксана Васильевна. Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Презентация 'Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи'
  • Качарава Мария Александровна. Презентация «Использование сенсомоторных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект ООД В старшей группе по ФЭМП «Счет в пределах 7. Сравнение предметов по ширине. Ориентировка в пространстве».
  • Арзамасова Татьяна Александровна Трубина Елена Николаевна. Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Синельникова Вера Александровна, Бобровникова Галина Михайловна. Коррекционно-развивающее занятие по гармонизации эмоциональной сферы детей с нарушением зрения 5–7 лет 'Здравствуй, Пеппи!'
  • Винокурова Татьяна Николаевна. НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
  • Аксенова Елена Вячеславовна. «Проектная деятельность в воспитательно-образовательном пространстве, как средство развития познавательных способностей дошкольников».
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Кузнецова Ирина Викторовна. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт»
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Толмачева Ольга Борисовна. Семинар-практикум для воспитателей «Игры на развитие ориентировки в пространстве»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь