Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста

Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста

Предлагаемую в статье информацию можно использовать в качестве материала для консультации с родителями, имеющими описанные проблемы с детьми, при создании тренингов с ними, в качестве информации для стенда психолога, в качестве памятки для родителей в процессе профилактической работы.

«…Моя/й дочь/сын занимается мастурбацией, какой ужас!!!! Что делать??? А может она/он больна/ен?» С такими словами часто приходят на консультацию к психологу взволнованные родители.

А на самом деле, детский онанизм это нормально или аномально? Стоит ли так остро воспринимать эту проблему? Или это вовсе не проблема, а нормальный период в развитии ребенка, в становлении его сексуальности? Тогда, если это допустимо, то в каком возрасте не стоит заострять на этом внимание, а когда необходимо считать это проблемой? Давайте разберемся и определим стратегии поведения родителей в данной щекотливой ситуации.

 

 

Итак, согласно научным исследованиям в области физиологии, пенис мальчика начинает приходить в состояние эрекции на 17 неделе внутриутробного развития. А трогать свои половые органы дети начинают задолго до рождения. Однако большинство родителей не знакомы с подобными фактами и сталкиваются с проявлением этого на 40 — 52 неделях после рождения любимого чада, что зачастую пугает их. Интересно и следующее, пока ребенок изучает свои руки, ноги, лицо — родители спокойны. Но когда ребенок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие родители приходят в растерянность и начинают подозревать в своем ребенке распущенность и извращенность. Исследуя свое тело, дети в грудном возрасте часто играют со своими гениталиями. И у родителей нередко возникает вопрос – нормально ли это? Это совершенно естественное явление для грудного ребенка, и более того, оно вносит положительный вклад в его эмоциональное развитие. Ведь именно игра со своим телом дает ребенку опыт, что он может доставить себе удовольствие и сам, без помощи взрослого, что закладывает основу для чувства личной автономии в будущем. Как отмечает Анна Фрейд, определенное количество аутоэротической стимуляции совершенно необходимо ребенку для его нормального развития. Поэтому никакие запреты со стороны родителей в этом отношении неуместны. Стремление родителей пресечь игру со своими гениталиями у грудного младенца могут послужить в последствии источником формирования пассивности, чрезмерной зависимости, интеллектуальных и сексуальных нарушений.

В возрасте от 2-3 до 5-6 лет дети начинают испытывать интерес к познанию различий между женским и мужским телом. Они с интересом рассматривают обнаженных детей и взрослых, но не менее интересными для них являются и ощущения от прикосновения к собственному телу. Дети часто играют с половыми органами, трогают их, теребят, почесывают... Интерес тут чисто познавательный! Но, если те ощущения, которые при этом испытывает ребенок, становятся для него доминирующим источником положительных эмоций, то он начинает прибегать к стимуляции половых органов постоянно, в результате возникает онанизм. Способы детского онанизма чрезвычайно разнообразны: руками, игрушками, зажатым между ног одеялом, трением о белье, о мебель, сильной струей душа. Они могут производить на родителей пугающее впечатление, но сами по себе никак не указывают ни на распущенность ребенка, ни на то, что это болезнь. Родителям необходимо попытаться понять, что именно в жизни ребенка вынуждает его заниматься онанизмом. Важно помнить, что сам ребенок не может нести ответственность за происходящее и нуждается в помощи, а не в запретах и наказаниях. Если вы просто грубо отругаете и запретите прикасаться к половым органам, то это вызовет противоположный эффект. Ребенок изо всех сил будет стремиться узнать: почему все трогать можно — и носик, и ручку, и ножку, и животик..., а чуть ниже, — нельзя! Проявляя испуг или агрессию при виде занятий онанизмом, взрослый тем самым дает понять ребенку, что он занимается чем-то плохим, следовательно, он сам плохой.

Всем родителям необходимо помнить, что практически все дети так или иначе проходят через это. Этот период в жизни ребенка называется половой идентификацией. В психологии половой идентификации этап формирования образа тела занимает особое место. В этот период ребенок начинает активно интересоваться телесной организацией людей, в общем, и своей в частности. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего "Я". Маленький ребенок непосредственен в своем любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления ребенок начинает испытывать неловкость, когда приходится обнажаться перед представителями другого пола. Стыдливость — естественный результат воспитательного воздействия цивилизации. Как таковое, сексуальнее развитие ребенка взаимосвязано с развитием телесного образа или чувства тела.

Если онанизм носит скрытый и несистематический характер, то это игры, изучение своего тела. Другое дело, если ребенок мастурбирует систематически, в присутствии окружающих. Здесь причины более глубинные. По мнению А. И. Захарова такой вид онанизма можно отнести к патологическим привычкам наравне с сосанием пальца и навязчивым грызением ногтей. Их патологичность и определяется непроизвольным, навязчиво-болезненным характером. Основной психологической причиной, стимулирующей развитие патологического онанизма, является эмоциональная холодность родителей, ощущение ребенком своей ненужности. В этом случае он начинает искать источник положительных эмоций, а наиболее доступный — его собственное тело, будь то онанизм, сосание пальца и т. д. Опасна также и другая крайность, когда родители, не чувствуя границы, излишне ласковы с ребенком.

Причины возникновения онанизма:

Причины могут лежать как на поверхности, так и быть спрятаны где-то в глубине. Поэтому родители и сам ребенок могут даже не осознавать их. Все причины возникновения онанизма можно разделить условно на медико-гигиенические и психологические. Рассмотрим их подробнее.

1. Медицинские причины

  • экссудативный диатез
  • глисты
  • сужение крайней плоти у мальчиков

- выделения из влагалища у девочек (например, молочница)

Подобные явления вызывают сильный зуд. И чем больше ребенок чешет половые органы, тем больше зуд усиливается. Но не чесать ребенок не может, так как зуд очень сильный. Расчесывание само по себе доставляет удовольствие (например, при укусе комара), а тут еще и на интимном месте! Ребенок ерзает, сидя на месте, трется о предметы, трет половые органы через одежду или непосредственно.

- повышенное внутричерепное давление (или внутричерепная гипертензия).

Такой диагноз ставит врач невролог на основании осмотра, проверки рефлексов (постукивание молоточком по коленкам и локтям), жалоб (головная боль, повышенная возбудимость ребенка, например, истерики, плохой сон, страхи), специальных исследований (например, электроэнцефалограмма).

2. Несоблюдение гигиены, тугая одежда, опрелости.

Все это может вызывать зуд в генитальной области, прилив крови к ним и приводить к специфическим ощущениям, которые ребенок будет повторять.

3. Отсутствие навыков опрятности.

Маленький ребенок, изучая свое тело, не подозревает о том, что у него есть интимные места. Но постепенно, у детей формируется чувство стыда. Именно поэтому важно прививать малышу навыки опрятности и правила гигиены, объяснять, что есть интимные действия, которые ребенок должен выполнять самостоятельно: выносить горшок, вытирать попу, мыться, не ходить голым, особенно перед родителем противоположного пола. Иногда родители, не смотря на то, что ребенок уже в состоянии сделать сам, продолжают все интимные процедуры выполнять за него. Например, если мама 5-летнего сына моет ему сама половые органы, это может вызывать у ребенка приятные ощущения, которые впоследствии он захочет повторить.

4. Недостаток телесного контакта и ласки со стороны родителей.

С самого рождения для малыша очень важно, чтобы родители проявляли свою любовь с помощью прикосновений, поглаживания, поцелуев, ласковых слов, совместной игры. Поцелуй на ночь, пожелание спокойной ночи, посидеть у мамы на коленях, покататься на папиной спине, попроситься на ручки – все эти приятные мелочи дают возможность ребенку почувствовать себя нужным, любимым, долгожданным. Если же родители недостаточно уделяют внимание телесному контакту с ребенком, это может привести к тому, что компенсировать недостаток телесных ощущений он будет с помощью мастурбации.

5. Чувство одиночества, ненужности, брошенности.

Эти чувства могут возникнуть у ребенка в ситуации расставания родителей, появления новой семьи у одного из родителей после развода, рождение другого ребенка. Малышу может казаться, что мама или папа больше не любят его, забыли про него. В этот период поддержка близких ребенку просто необходима.

6. Авторитарный стиль воспитания.

Если на ребенка постоянно оказывается давление, всё решается за него, его мнение и желания не интересуют взрослых, постепенно он свыкается со своей пассивной ролью «жертвы». Становится подавленным, безынициативным и несамостоятельным. Чтобы снять внутреннее напряжение, ребенок находит утешение в онанизме.

7. Физические наказания.

С анатомической точки зрения физические наказания (шлепки, порка) способствуют приливу крови к генитальной области, непроизвольно сексуально возбуждая ребенка. Помимо этого оказывают негативное воздействие на психику ребенка. Если родители выбирают в качестве наказания именно физические, бьют ребенка, то он привыкает к тому, что это нормально. Физические наказания вызывают у ребенка чувство неполноценности, униженности, снижает самооценку. Для «разрядки» ребенок также может мастурбировать.

8. Насильственное кормление.

Часто родители переживают, что малыш мало съел, остался голодным, начинают воевать с ним, в буквальном смысле впихивают еду, заставляя все доесть до конца. Намерения у родителей благие, а вот эффект получается отрицательный, вызывая отвращения к еде. Но это ещё не всё. Если ребенок не испытывает удовольствия от приема пищи, то включаются другие чувствительные зоны организма. Зона слизистой губ и рта связана с генитальной зоной. Если первая «молчит», то возбуждается вторая. Малыш начинает трогать половые органы.

9. Подражание старшим.

У психологов есть поговорка: «Дверь в спальню родителей для детей должна быть всегда закрыта». Если есть возможность, то желательно, чтобы ребенок спал в отдельной комнате. А если жилищные условия не позволяют, то можно сделать в комнате детскую зону, отделив её шкафом, шторой или ширмой. Так или иначе, но ребенок должен понимать, что у родителей есть своя жизнь, куда он не может входить. Ребенок может стать случайным свидетелем, проснувшись ночью в самый "неподходящий" момент.

Устранение вышеперечисленных причин — одно из главнейших условий предупреждения онанизма как патологической привычки.

Если родители будут равнодушны к проблеме онанизма, будут постоянно ругать ребенка за это, унижать, обвинять в испорченности, последствиями таких действий будут проблемы с формированием здоровой сексуальности, ребенок может начать стыдиться своего тела, при этом он может продолжать мастурбировать, считая себя при этом «плохим» из-за того, что делать это все-таки хочется.

Конечно, если родители предпринимали всё, чтобы помочь ребенку решить проблему с онанизмом, но он не прекращает маструбировать до 8-10 лет, но необходимо проконсультироваться сначала у детского психолога, а затем, по необходимости, у детского психиатра или сексолога.

И в заключении, хотелось бы отметить, что родительское равнодушие, всевозможные угрозы и наказания для малыша страшнее, чем мастурбация. Именно неправильная реакция родителей может причинить вред ребенку и привести к печальным последствиям в будущем.

Просмотров: 598
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Елена Казанова. Ликбез для родителей: готов ли ребенок к школе в 6, 5 лет?
  • Редактор. Авторитет взрослого или непослушный ребенок
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь