Шрейнер Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Шашечные правила»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Шашечные правила»

Цель: Научить детей играть в шашки.

Задачи:

«Область познания»

  • Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
  • Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.

«Область коммуникация»

  • Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.

«Область социализация»

  • Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.

Оборудование: шашки, игровое поле, интерактивная доска.

Ход деятельности:

(Дети заходят в зал).

В: Ребята давайте с вами присядем на волшебный ковер, который нас унесет в волшебную страну шашек.

В:- Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем детском саду будет проходить шашечный турнир среди детей, которые к нам ходят. А вы хотели бы принять участие?

Д: ответы детей.

В: Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.

В: — Ребята, кто из вас знает, что такое турнир?

Д: Ответы детей (вид соревнования)

В: — Как зовут человека, который играет в шашки?

Д: Ответы детей (Шашист)

В: — А каким должен быть шашист?

Д: Ответы детей (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)

В: — Что нужно для игры в шашки?

Д: Ответы детей (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)

В: — Кто может играть в шашки?

Д: Ответы детей (Любой человек)

В: — Кто может быть партнёром для игры?

Д: Ответы детей (Любой человек)

В: — Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры?

Д: Ответы детей (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)

В: — Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок, я предлагаю вам сейчас присесть за столы, что бы мы вместе разгадали загадки и рассекретили все диковинные тайны волшебной доски.

(Дети садятся за столы).

В:- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь, изучая её.

(Слайд шашечного поля)

В:- Что вы видите на доске?

Д: Ответы детей (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)

В:- Чем они похожи и чем они отличаются?

Д: Ответы детей (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)

В: — «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска …»

В: Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки.

Д: Ответы детей (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)

В: — Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток?

Д: Ответы детей (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)

В: — Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.

(Слайд разных по цвету шашечных полей)

В: А как называется каждый из квадратиков или клеток?

Д: Ответы детей (Поле)

В: — Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?

В: Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

(Слайд правильного расположения доски)

В: — А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

В: Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево?

Д: Ответы детей (Горизонтальные линии)

(Слайд доски со стрелками по горизонтали)

В: — Сосчитайте, сколько их на доске?

Д: Ответы детей (8 горизонтальных линий)

В: — А как ребята, обозначаются горизонтальные линии?

Д: Ответы детей (Цифра ставится сбоку слева и справа от доски) (Поля без цифр на каждого ребенка)

В: — Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?

Д: Ответы детей (Вертикальные линии)

(Слайд шашечного поля с линиями по вертикали)

В: — Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам сравнить их по длине, а как вы это сделайте, решите сами (считают кол-во клеток и сравнивают)

Д: Ответы детей

В: — Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?

Д: Ответы детей (Линии равные)

В: ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды. И подойти каждой команде к своему столу.

В: Вот посмотрите, злой волшебник рассыпал шашечные доски, нам с вами нужно их собрать, давайте попробуем!

(Дети выполняют задание за столом)

(На столе квадраты черные и белые по 32 шт)

В: — Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! А теперь пройдемте на свои места.

В: на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии.

(Слайд шашечного поля с диагональными стрелками)

В: Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. Для этого вам нужно посчитать количество одинаковых по цвету квадратов в каждой диагонали.

Д: Ответы детей (Диагональные линии разные по длине)

В: Молодцы, а сколько всего диагоналей на доске.

Д: Ответы детей.

В: Молодцы ребята вы со всеми заданиями справились

В: Мы с вами знаем, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – латинскими буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные?

Д: Ответы детей

В: Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.

В:- А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой?

Д: Ответы детей (Клеточки – поля)

В: — Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.

(Слайд пример на доске показать С4, D7, Е5)

В: А теперь что бы закрепить материал я предлагаю вам сыграть в игру.

Игра «Найди свое поле»

В: Каждый у себя на игровом поле поставьте шашку на заданное поле (раздаются карточки H2. F6. C7. d4. g8 и т.д. по кол-ву детей)

В: Молодцы ребята, Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.

Физминутка (музыкальная, на интерактивной доске) В:- А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с помощниками. Будьте очень внимательными! И повторяйте за нашими героями.

В: — Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить?

Д: Ответы детей (о шашках)

Дети садятся на ковер.

В: — На каких квадратах располагаются шашки?

Д: Ответы детей (На чёрных)

В: — По сколько шашек предоставляется каждому игроку?

Д: Ответы детей (По 12 шашек)

В: — Как располагаются шашки в начале игры?

Д: Ответы детей (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

В: — А как определить, кому, какими играть?

Д: Ответы детей (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)

В: — Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.

Правила игры

(Каждый ребенок говорит свое правило и показывает ход)

  • Тронул – ходи.
  • При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
  • Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
  • Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
  • Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
  • Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
  • Взятие шашки соперника является обязательным

Джентельменские правила.

  • Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
  • Не смеяться над проигрышем другого.
  • Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

В: Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

В: — Ребята, а когда партия считается законченной?

Д: • если у соперника не осталось ни одной фишки;

  • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
  • если соперник сам себя признаёт побеждённым;
  • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

В.: Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.

В: — Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.

В: — А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек?

Д: Ответы детей (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)

В: Давайте попробуем нарисовать свои шашечные доски, а дома с родителями поиграете, для этого нам нужно присесть за столы. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и простой карандаш и линейка. Приступайте к работе.

В: Молодцы ребята. А теперь скажите, что вы знали нового на занятие?

Дети: Ответы детей.

Просмотров: 240
Категория: По направлениям » Для детского сада » Головоломки, тесты, фокусы для детей




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Ахмерова Юлия Джангировна. Консультация для родителей «Учим детей играть в шашки»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Боровкова Любовь Владимировна. «Шашки как средство интеллектуального развития дошкольников»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Адамович Наталья Флавиановна. Литературно – музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Я вам не буду про войну…, я расскажу вам про весну…»
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Исмаилова Наира Абдулнасировна. Детский кружок интеллектуально-спортивной направленности по шашкам «Волшебные шашки»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Ахмедьянова Алиса Булатовна. Создание игры как форма организации взаимодействия взрослых и детей
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Роза Аитова. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь