Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ

Старший воспитатель Фатхуллина Нафиса Нафисовна

Пояснительная записка:

Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу

Актуальность:

 

Скачать программу

Мечтой каждой семьи является иметь здорового ребенка. Все родители желают, чтобы их дети были крепкими, красивыми, умными и в будущем занимали достойное место в обществе. Но в современном обществе увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети – инвалиды, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории относятся дети с детским церебральным параличом, а также дети со сложными дефектами, комплексными нарушениями: двигательные, речевые, зрительные, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. И целью нашего воспитания и обучения таких детей является: формирование позитивного образа – Я, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных ситуациях и жить в социуме.

Дети со сложными дефектами, в основном, обездвижены. У большинства детей отмечаются грубые речевые нарушения, слабое зрение, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. У детей с ДЦП и ДСД наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех. Вся система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. А так как для малыша основным способом существования, познания и освоения окружающего мира является игра, именно этот вид деятельности стал неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы детского сада. Особая роль в этом принадлежит пальчиковым играм, так как их тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. У ребенка с отклонениями в развитии речи в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья, но очень живые, любознательные, внимательные к сверстникам. С удовольствием слушают сказки, по возможности отвечают на вопросы. Поэтому, я объединила любимые детьми сказки и гимнастику для пальчиков.

Программа разработана по следующим принципам:

  1. Принцип взаимосвязи обучения и развития, который носит развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному, и интеллектуальному развитию детей.
  2. Принцип интеграции, основанный на изучении разных видов сказок и разнообразных видов пальчиковой гимнастики.
  3. Принцип индивидуального подхода, который основан на личностно ориентированном взаимодействии.

Важным моментом в процессе организации развивающих кружковых занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Использование игровых моментов позволяет решить проблемные ситуации на всех занятиях, которые стали осмысленными, в то же время интересными и увлекательными.

Цель программы кружковой работы: развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воспитание личности ребенка положительными сказочными героями.

Программа предполагает решение следующих задач:

Развитие моторных способностей через овладение пальчиковыми играми, влияющими на психофизические функции ребенка.

Вооружить детей знаниями в изучаемой области, уверенности в работе мелкой моторики рук.

Выработать необходимые практические умения и навыки:

  • Приобщить ребенка к изобразительному искусству: к картинкам, сказкам, стихам.
  • Выработать необходимые практические умения и навыки
  • Реализовать творческие способности детей, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, умение занять себя в свободное время.

Характерными особенностями кружковых занятий являются:

  • Направленность не на занятие, а на развитие ребенка, не сообщение ему суммы знаний, а приобретение практических умений.
  • Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы.
  • Данная работа проводятся в игровой форме, интегрированной форме таких областей, как художественная, чтение художественной литературы, коммуникация, труд, безопасность, социализация.

Содержание кружковой работы выстроено в определенной последовательности:

Рассчитано на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Структура кружкового занятия включает в себя следующие элементы:

  • Приветствие – создание положительного микроклимата.
  • Пальчиковую игру на развитие мелкой мускулатуры рук, памяти, внимания.
  • Работа с наглядными материалами, пособиями.
  • Знакомство с различными сказками, стихами, различными картинками по тематике.

Работа с книжками — раскрасками требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами, правильно держать карандаш, покрасить, не выходя за контур рисунка.

Программа предусмотрена для детей 3-7 лет.

Продолжительность работы: 10- 15 минут, проводится одно мероприятие в неделю – во вторник, всего за год — 36 различных интегрированных форм работы.

Особенности проведения мероприятий:

Форма проведения: устная часть кружковой работы проводится с подгруппой, практическая часть — индивидуально с каждым ребенком.

Выставка творческих работ за определенный промежуток времени.

Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения, выразительное рассказывание стихов, сказок и пальчиковой гимнастики.

У детей появляется увлечение темой, желание выполнить и покрасить красиво свою работу.

Материалом на занятиях служат книжка – раскраска, цветные карандаши, книжки – сказки из серии «Мои первые сказки».

Использование сказки в системе логопедических занятий и кружковой работы:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
  • Приобщение детей к народному фольклору.

У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно.

Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.

Просмотров: 30
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Григорьева Татьяна Евгеньевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Ингачева Анастасия. Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Потапова Ольга. Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Хохлова Юлия Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМ ДОШКОЛЬНИКА».
  • Искра Виктория Васильевна. Статья 'Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья'
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Сенченко Анна Юрьевна. Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь