«Моя педагогическая философия»
Уфимская Татьяна Михайловна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №79» общеразвивающего вида, г.Барнаул
«Умение воспитывать – это все-таки искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». А.С.Макаренко.
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать воспитателем. Считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия - самая интересная и привлекательная.
Девчонок из нашего класса карьера влекла артистическая. Профессий на свете не мало, но мне нужна романтическая. Теперь я работаю в кузнице, только не в той, где молоты. И вот у меня союзница добрая милая молодость. Предметы моей романтики на солнышко ласково щурятся, Носят на маковках бантики, парами ходят по улицам. Неумелых, неловких с виду я в большую жизнь поведу И артистки будут завидовать воспитателю в детском саду!
И судьба ко мне благоволила. После окончания школы я поступила в Барнаульское педагогическое училище №2.
А когда закончила обучение в нем, стала воспитателем!
Сразу после училища попала в замечательный, уютный детский сад №209
(теперь это центр развития ребенка) где слаженный образованный и идейный коллектив под руководством прекрасного заведующего. Где вся атмосфера пронизаны единым духом образования и профессионализма. Через определенное время я поняла, что мне нужны более углубленные знания дошкольной психологии и педагогики. В 1997 году я поступила в Барнаульский государственный педагогический университет на педагогический факультет по специальности дошкольная педагогика и психология.
Судьба распорядилась так, что в 2011году мы с семьёй переехали жить в Москву, там я попробовала себя в роли няни-гувернантки в семье, немного поработала в домашнем детском саду…интересно…было,…но…тянуло домой…домой в Барнаул, наши детские сады…они роднее…
Приехала, устроилась работать в большой детский сад, огромный коллектив, много детей, веселые и креативные молодые коллеги-воспитатели, здесь почувствовала в себе силы и огромное желание сотрудничать с девочками педагогами, которые только ступают на этот путь-путь педагога в дошкольном образовании.
И вот судьба…попала в небольшой, уютный, детский сад, но уже не как воспитатель, а как старший воспитатель.
Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60 –х годов ХХ века.
Изначально это была должность «педагог» для обслуживания детей
ясельного возраста и их воспитания в яслях – садах. Затем была введена
должность «Воспитатель – методист», позднее – должность «Старший
воспитатель». Но независимо от названия должности к старшему
воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период,
когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались
люди со средним специальным образованием, а на должность старшего
воспитателя или воспитателя – методиста всегда брали только с высшим
педагогическим образованием.
Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста
за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От
того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в
педагогике, психологии, методиках работы с детьми, будет зависеть качество
работы всего коллектива. Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни
стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что – то
придумывают, выдают идеи; другие – добросовестно выполняют свою работу,
но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые «цепляются» за
прошлое и не торопятся менять в своей деятельности ничего. Моя миссия
заключается в том, чтобы помочь педагогам в открытии самих себя.
Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы
каждый педагог стал Мастером педагогического труда. Учитывая это,
старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ,
включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению
лучшего педагогического опыта и важно знать свой педагогический
коллектив, сильные и слабые стороны каждого.
В ситуации модернизации образования перед образовательными
учреждениями стоят множество непростых задач. Детство - не подготовка к
будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за
руку ребенка, зависит, каким человеком он станет. Одним из основных путей обновления является переход на ФГОС- нормы,
принципы и положения обязательные при реализации основной
образовательной программы ДОО, переход на личностно- ориентированную
модель развития и воспитания, признающий ценность развития
индивидуальности ребенка: не рядом, ни «над», а вместе.
Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Но очень
часто бывает, что процесс воспитания и обучения детей выстраивается в
систему, которая зачастую четко спланирована и жестко регламентирована,
почти полностью исключая творчество, как педагога, так и детей. И как
следствие, предложения, вопросы детей, их настроения остаются без
должного внимания, так как выходят за рамки спланированной деятельности.
Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке
воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и
потребностей воспитанников. Таким образом, современному детскому саду
нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для
детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог,
способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-
образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при
этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные
ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в
ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также
способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими
знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями,
способный к самообразованию и самоанализу.
Поскольку Педагог – ключевая фигура реформирования образования, на
мне, как старшем воспитателе, лежит важная и ответственная задача быть
проводником и наставником в стремительно меняющемся мире образования.
Демонстрировать своим подчиненным свое профессиональное умение и
постоянную необходимость учиться. Обновление педагогического сознания
– процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели
осознавали значимость своей миссии и направляли свои усилия на
полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту.
По словам Вудро Вильсона «Мы должны сами верить в то, чему учим
наших детей.»
Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным
трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии
решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся не только к воспитателю, в первую очередь ко мне-
старшему воспитателю.
Качество работы ДОУ зависит от качества работы воспитателя . В настоящее
время востребован не просто воспитатель, а педагог исследователь, педагог-
психолог, педагог- технолог. Роль обучения должна быть иной. Научить
ребенка мыслить и самостоятельно добывать знания, заложить фундамент
активной жизненной позиции- это педагогическая цель современного
образования, а приоритетной задачей педагога является установка на
развитие творческой деятельности ребенка, уметь расковать мысль, побудить
стремление создать новое, принимать самостоятельно решения.
И я, как старший воспитатель, обязана создать условия для реализации
образовательной программы и учебно- воспитательного процесса в целом,
профессионального роста и развития педагогов, творческого поиска новых
методов и форм работы с детьми и родителями. Важно вывести родителей на
уровень равноправного партнерства, чтобы они являлись субъектами
образовательного процесса.
ДОУ предоставляет образовательные услуги- помощь семье в воспитании
ребенка- дошкольника и от того насколько грамотно выстроен
образовательный процесс, зависит качественный уровень данной услуги.
Именно на старшего воспитателя ложится главная ответственность за
выявление потенциальных способностей и талантов каждого педагога. Я
горда тем, что я- старший воспитатель.
Мои принципы:
- у творческого старшего воспитателя- творческий педагог;
- оптимальность и емкость методической работы
- эффективное образование и успешное развитие каждого педагога.
Соблюдать эти принципы легко и трудно одновременно. Еще Сократ более
двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему
светить!»
Я счастливый человек, потому что я с радостью иду в детский сад, чтобы
снова и снова встретиться с коллегами – моими единомышленниками,
живущими в бешеном ритме жизни, способными творить: наравне с детьми
играть, танцевать, петь, заниматься спортом, ходить в походы и на экскурсию.
Конечно, я счастливый человек, потому что, придя домой, где меня ждёт любимая семья, я буду продолжать думать о том, что надо сделать еще, и
еще.
Агата Кристи говорила «Мне кажется, что одна из самых больших удач в
жизни человека — счастливое детство.» По -моему - это самое главное
предназначение воспитателей и всех работающих в детских садах
взрослых.
|