Кирьянова Ольга Петровна. Педагогический опыт на тему: «Леворукость у дошкольников»

Педагогический опыт на тему: «Леворукость у дошкольников»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом Детского творчества

Разработала педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель творческой мастерской «Жаворонок» Кирьянова Ольга Петровна г. Шахты

Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети рисуют и пишут не правой рукой, а левой, пытаются переучить их или даже обращаются к врачам. Ещё два поколения назад на «левшу» смотрели так, что это порождало настоящий комплекс неполноценности у ребёнка. Родители и воспитатели считали своей обязанностью переучить ребёнка, заставляя брать карандаш из левой руки в правую. Целый ряд наблюдений показал, что дети, которых наперекор врождённым свойствам пытались перевести к пользованию правой рукой в место левой, нередко начинали заикаться, теряли уверенность в себе. Теперь большинство людей понимают, что никакой патологии тут нет, так распорядилась природа.

 

Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша?

Чем он отличается от других обычных по нашему мнению, детей?

Отличается он только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребёнок рождается с двумя полушариям, лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает брать на себя главенствующую функцию. Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушария, каждое из которых- не зеркально отображение другое, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены различные центры жизнедеятельности человека.

  • Левое полушарие — речь и абстрактное мышление,
  • Правое полушарие — музыкальное и художественное творчество, образное мышление.

При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого — страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже не значительное усиление функции какого- либо из полушарий обуславливает психологические особенности людей. Толчком для доминирования левого полушария является овладение ребёнком речи и первого осознания самого себя.

После 3-х лет начинают появляться различия между «правшами» и «левшами», вернее «праворукими» и «леворукими» детьми. Как праворукость, так и леворукость объясняется тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. При доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого- левая. У третей части людей ни одно полушарие не доминирует. Ребёнок- «правополушарный» левша — намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Часто это эмоциональные, творческие дети. Они любят рисовать, лепить. Кстати, именно «левшами» были многие выдающиеся люди, например, Леонардо да Винчи и Микеланджело... Да и того мастера, что в рассказе Лескова сумел подковать блоху, тоже не зря так прозвали.

Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них не редкость отличный слух. Но в это, же время им свойственна задержка развития речи и затруднительность произношения различных звуков. Такой ребёнок легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен, подвержен ярости и гневу, настойчив и упрям в осуществлении желаний. Ему с трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно не посильными, а в школе могут стать камнем преткновения. В обычной жизни «левше» придётся труднее, чем «правше». Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены «под правую руку» — дверные ручки, замки, отвёртки, музыкальные инструменты, автомобили.

В жизни, по большому счёту, это не имеет ни какого значения. Как правило, «левши» очень легко адаптируются и не испытывают никаких затруднений. Окружающим такого ребёнка взрослым важно ни в коей мере не подчёркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что- либо изменить. Более важно оказывать помощь малышу в проблемных вопросах. Творческие способности ребёнка часто помогают родителям выйти из трудной психоэмоциональной ситуации. Если ребёнок капризничает, ведёт себя агрессивно в этот момент его легко переключить на занятие рисованием, лепкой, конструированием из бумаги.

Несколько советов, как вести себя с ребёнком левшой:

  1. Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребёнка всегда стараться быть доброжелательным.
  2. Создать для него благоприятный климат в семье: не воевать с ним из-за частого упрямства, имейте терпение найти выход из сложившейся ситуации (отвлеките внимание на интересную книгу, игрушку)
  3. Примите как должное особенность вашего малыша, не пытайтесь превратить его в «правшу». Леворуких людей много и это разновидность нормы.
  4. Любите его таким, какой он есть.
  5. Если после 5-летнего возраста вы заметили у малыша навязчивые стремления, страхи, обратитесь к специалисту.

Для определения преобладающей руки у ребёнка, ответьте на вопросы, а также предложите малышу выполнить задание:

  1. Узнайте, имеются ли у ребёнка близкие родственники с ведущей левой рукой?
  2. Обратите внимание, какой рукой ребёнок держит ложку, карандаш?
  3. Предложите ему расчесаться. В какую руку он возьмёт расческу?
  4. Предложите послушать часики. К какому уху он поднесёт руку?
  5. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет сверху?
  6. Предложите малышу топнуть ногой. Какой он топнет?
  7. Сидя, положите одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
  8. Предложите ребёнку посмотреть в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Если большинство заданий ребёнок будет выполнять левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие. Все временные трудности довольно быстро будут преодолены, зато ваш малыш получил шанс вырасти человеком творческим и неординарным. Лишь помогите ему!

Удачи Вам!

Литература:

  • Гаврилова С.Е., Курявина Н.Л. «Развиваем руки – чтоб красиво писать и красиво рисовать». — Ярославль, 1997; Академия развития, 110 с.
  • Дошкольное воспитание № 5, №7, 2001г. Л.Ф. Трохимчук, О.И. Шквирина «Физиолого- педагогическая коррекция»
Просмотров: 292
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Качкачова Татьяна Анатольевна. Сценарий праздника «Мы поздравляем наших мам и это так приятно нам» в старшей группе ко дню Матери.
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Как развить логическое мышление ребёнка в период самоизоляции?»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь