Стрелецкая Светлана Валентиновна. «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

«Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

из педагогического опыта работы воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани С.В. Стрелецкой

по теме:

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л. Н. Толстой

В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие исследовательская деятельность. В работах, посвященных этому вопросу, исследовательскую деятельность рассматривают как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, возникающий в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (Н. А. Поддьяков, Н.А. Короткова).

Скачать конспект

Исследовательская деятельность рассматривается, как деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере (В. Г. Загвязинский).

Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ полученных результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотезы), в соответствии с этим дальнейшего её развития. Сюда же можно добавить моделирование и реализацию своих будущих предполагаемых действий – коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверено на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.

Одним из важных способов получения ребенком дошкольного возраста представлений об окружающем мире является исследовательская деятельность. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важными задачами дошкольного образования.

Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, представляя собой простое, бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту она вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осваивать нормативно – знаковые средства (письменную речь и математические знаки), которые обеспечивают всё больший отрыв от наличной ситуации и дальнейший переход к исследованию во внутреннем, мысленном плане.

Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).

Познавательная активность ребёнка смещается с окружающих его вещей к более отвлечённым предметам, не входящим в его непосредственный опыт. Исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Удовлетворяя свою любознательность в процессе исследовательской деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (А. И. Савенков). Иными словами, главная цель исследовательского обучения – формирование навыков исследовательской деятельности.

Многие психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и, прежде всего, саморазвития личности. Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения одаренных детей Н. С. Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. В значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей. «Детская любознательность, — как отмечает Н. С. Лейтес, – если её удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей».

И напротив, как отмечают исследователи В. С. Ротенберг и С. М. Бондаренко: «Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются».

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено внедрить инновационную технологию проектирования в дошкольном учреждении», содержащую стратегию и тактику работы, обеспечивающую оптимальную инновационную деятельность.

Мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность.

В ходе своей работы, были изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьева, Н.А. Рыжова, Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова и др.

Внедрение опыта работы проходило в старшей группе МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район, в течение двух лет.

Количество воспитанников в группе — 29 человека.

Мальчиков — 15 человек.

Девочек — 14 человек.

Уровень усвоения детьми образовательных областей в 2013-2014 учебном году составил:

  • на начало года: высокий уровень развития – 0%, соответствует возрасту – 14%, отдельные компоненты не развиты – 71, 5%, большинство компонентов не развито – 14, 5%;
  • на конец года: высокий уровень развития – 14%, соответствует возрасту – 71, 5%, отдельные компоненты не развиты – 14, 5%, большинство компонентов не развито – 0%;

Проведенный анализ динамики развития детей старшей группы за 2013 – 2014 учебный год по всем разделам образовательной программы свидетельствует о положительной динамике по всем образовательным областям.

Уровень усвоения детьми образовательных областей в 2012-2013 учебном году составил:

  • на начало года: высокий уровень развития – 0%, соответствует возрасту – 18%, отдельные компоненты не развиты – 75%, большинство компонентов не развито – 7%;
  • на конец года: высокий уровень развития – 18%, соответствует возрасту – 75%, отдельные компоненты не развиты – 7%, большинство компонентов не развито – 0%;

Проведенный анализ динамики развития детей подготовительной к школе группы за 2012 – 2013 учебный год по всем разделам образовательной программы свидетельствует о положительной динамике по всем образовательным областям.

Данный мониторинг показывает хорошую динамику развития детей в течение двух лет.

Также наблюдения показывают, что у дошкольников сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняют гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни.

Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы, любят экспериментировать. Принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Способны планировать свои действия, умеют договариваться, обмениваться предметами, распределяют действия при сотрудничестве.

Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась их цветовая гамма. Мальчики охотно изображают космос, технику, военные действия и др. девочки обычно рисуют семью, принцесс, балерин, моделей, цветы и т.д.

Дошкольники имеют представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях, о государстве, мире.

Дети умеют работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

К концу дошкольного возраста дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.

Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста я предоставляю больше самостоятельности.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д.

На этапе разработки содержания непосредственно образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание я уделяю организации среды в группе.

Я понимаю, что среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей).

I этап разработки проекта – целеполагание: мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую взрослый предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов мы используем условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задаем второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста я могу использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.

Важно проявлять гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Стараюсь создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: нами с детьми старшего дошкольного возраста проводятся итоговые мероприятия в различной форме. Это игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, фотовыставок, мини-музеев.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В своей практике работы с детьми я проводила различные проекты. Особенно запомнился проект «Моя весна», в котором перед детьми старшего дошкольного возраста ставилась проблема — что мы не знаем о весне или хотим узнать подробнее? Каждым ребенком на начальном этапе реализации проекта была самостоятельно инициирована идея. Например:

Данила Н. – «Я хочу узнать, что делает весной медведь»

Гордей Л. – «Откуда берется дождик и про сосульки»

Тимофей Л. – «Побольше хочу узнать про жизнь птиц весной»

Миша С. – «Чем занимаются люди, про весенние работы на огороде»

Илья П. – «Меня интересуют весенние цветы – в лесу и в саду»

Результат этого проекта:

- сформированность элементарных представлений детей о весне как времени года, весенних приметах и явлениях, правилах поведения в природе;

- приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, новых знаний о птицах, насекомых, лекарственных и садово-декоративных растениях;

- создание альбома с детскими рисунками по теме проекта.

- развитие интеллектуальных и личностных качеств, познавательного интереса, активности, любознательности, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

В процессе проектной деятельности с детьми я использовала следующие методы:

  • Наглядный метод (разнообразные иллюстрации, картотека полезных ископаемых и минералов, картотека семян и др.)
  • Словесный метод (разные рассказы о чудесах света, например, «Передвигающиеся камни», «Поющие пески», «Зыбучие пески»; беседы на разнообразные темы, например, «Почему камни бывают разноцветными», «Здоровье на тарелке», «Глаза – главные помощники человека», «Как образуются метеоритные кратеры» и др.)
  • Практический метод (эксперименты и опыты «Какие бывают камешки», «Фокусы с магнитами», «Подводная лодка из яйца», «Может ли растение дышать» и др.)
  • Игровой метод ( «Фокусы с магнитами», «Фокус летающая бабочка», «Почему в космос летают на ракете», «Водоворот» и др.)

Мною были выделены следующие этапы работы над проектом:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка содержания проекта, планирование деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, др.);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
  • с какими предметами научиться работать.

Выполнение проекта (практическая часть).

Публичное представление продукта проектной деятельности.

Подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Проект образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы по теме «Растения – зелёный цвет Земли» (из опыта работы детского сада г. Челябинска)

Процесс планирования содержания деятельности в центрах активности начинается с вопроса к детям: «Что мы с вами можем сделать, чтобы более подробно узнать о Земле?». Все идеи педагог записывает, затем корректирует.

Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дополнить идеи дошкольников, помочь им подобрать разнообразные материалы для реализации этих идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.

работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

2. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

  1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
  2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  4. помнить, что ребенок — активный участник педагогического процесса;
  5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
  6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии — кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об образовании (ред. от 12. 11. 2012): ФЗ РФ от 10. 07. 1992 № 3266-1 // Российская газета, № 13, 23. 01. 1996. Закон утрачивает силу с 1.09. 2013 года в связи с принятием ФЗ от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ от 31. 12. 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  2. Боровлева А.В. Проектный метод — как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. — 2006. — №7.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
  4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  6. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 302 с.
  7. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / А.И. Кудрявцева; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 80-84.
  8. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А. Кузнецова, И.В. Матвеева. — Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. — 40 с.
  9. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер. — М.: ТЦ «СФЕРА», 2008. — 128 с.
  10. Патранова И. Проектный метод / И. Патранова //Дошкольное воспитание. — 2007. — № 3. — С. 81.
  11. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? / Н.Ю. Пахомова. // Методист. — 2004. №1. — С.42.
  12. Педагогическое проектирование — ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. — Красноярск: КИМЦ, 2010. — 78 с.
  13. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова, и кол. авт. — М.: ТЦ сфера, 2006. — 112 с.
Просмотров: 485
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Ахмедова Светлана Абдурахмановна. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Кожнева Тамара Петровна. Познавательно - исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Кочетова Наталья Борисовна. Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Аксенова Елена Вячеславовна. «Проектная деятельность в воспитательно-образовательном пространстве, как средство развития познавательных способностей дошкольников».
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь