Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».

Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».

Хрулева Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР д.с. №45 «Мечта» г.Серпухов

Программное содержание:

  • Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире неживой природы. Познакомить с разнообразием камней в природе, их свойствами. Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов. Учить делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
  • Развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор.
  • Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.

Скачать конспект

Развивающая среда:

«Гора Самоцветов» с образцами драгоценных камней, палочка с кристаллами соли, книга «Малахитовая шкатулка», портрет Хозяйки Медной Горы, пейзаж – «Гора, море, песок», картинки с изображением каменных домов, мостов, дорог, памятников и т.д.; карточки для цепочки «Превращения соли» — демонстрационный материал; увеличительные стёкла, наборы для опытов и исследований песка и соли, красные и синие ладошки для дидактического упражнения «Хорошо – плохо» на каждого ребёнка и бубен.

1. Вводная часть. — 5 мин.

Воспитатель: — Здравствуйте дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Хозяйке Медной Горы. Я вам читала книгу «Малахитовая шкатулка» П.Бажова, мы рассматривали иллюстрации в этой книге и сейчас я предлагаю вам еще раз полюбоваться Хозяйкой Медной Горы (воспитатель показывает детям иллюстрацию).

Она владеет несметными подземными богатствами.

- Какие подземные сокровища она хранит?

- Вы сказали, что она хранит камни. А для чего нужны камни? (Где можно встретить камни?)

Дети: — строить дома, мосты, дороги, украшать клумбы и т.д.

(Выставляются иллюстрации, с изображением каменных домов, памятников и т.д.)

Воспитатель: — А сейчас я приглашаю вас в «Царство камней» Хозяйки Медной Горы. Камни бывают разные: большие и маленькие, красивые и обычные. На одни мы любуемся, а без других не смогли бы жить, но все они называются «Цветы Земли», потому что какие бы они разные не были, все нужные людям и добываются или глубоко под землёй, или на поверхности земли. И сегодня на нашем занятии мы, как настоящие ученые будем исследовать камни и их некоторые свойства, для того чтобы узнать, где и как их можно использовать

2. Основная часть – 20мин.

Воспитатель:

(Вывешивается иллюстрация «Гора, камни, песок»).

- Камень прочный, жизнь его долгая, но не вечная. Камень может появиться на свет огромной горой. Но вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем во всё более маленькие камни и камушки, и, наконец, в песок. Что же такое песок? Давайте познакомимся с ним поближе.

- На столах у вас подносы, на них стоят тарелочки с песком и кружки с водой. Пододвиньте аккуратно к себе эти подносы.

Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите песчинки. Что вы о них можете сказать?

Дети: — Песчинки — маленькие, круглые, жёлтые, белые, коричневые и т.п.

Воспитатель: — Отложите увеличительные стёкла в сторону. Теперь возьмите немного песка пальчиками и высыпьте его обратно в тарелочку. Что происходит с песком?

Дети: — Песок сыплется, высыпается из пальцев.

Воспитатель: — Попробуйте из этого песка что – нибудь слепить. Получается у вас? Почему ничего не получается? Песок какой?

Дети: — Песок сухой, сыпучий, поэтому из него не получается ничего слепить.

Воспитатель: — Правильно. Сухой, сыпучий — это одно из свойств песка. Но и сухой песок используется людьми, как вы думаете где?

Дети: — Зимой песком посыпают лед на дороге, чтобы не было скользко; в песочнице, на пляже, в песочных часах и т.д.

Воспитатель: — А теперь возьмите кружку с водой и аккуратно вылейте воду в тарелочку с песком. Поставьте кружку обратно на поднос. Каким стал песок?

Дети: — Песок стал мокрым, влажным, сырым.

Воспитатель: — Возьмите пальчиками щепотку песка и высыпьте её обратно в тарелочку, как вы это делали с сухим песком. Что происходит с песком?

Дети: — Песок не сыплется, а падает слипшимися кусочками.

Воспитатель: — Попробуйте что – нибудь слепить из сырого песка. Воспитатель спрашивает у нескольких детей, что они слепили.

- Вытрите руки салфетками, которые лежат у вас на подносах. Как вы думаете, почему из этого песка у вас получилось слепить разные фигурки?

Дети: — В песок налили воды, и он стал сырым, липким, песчинки прилипают друг к другу.

Воспитатель: — Правильно, это ещё одно свойство песка. А где можно встретить сырой песок?

Дети: — В море, реке, в аквариуме, в песочнице, на стройке и т.д.

- В результате этого исследования, с какими свойствами песка вы познакомились?

Дети: — Песок бывает сухим, рассыпчатым, сыпучим и из него нельзя ничего построить, и сырым, влажным, мокрым, липким, из такого песка можно слепить разные фигурки и постройки.

Воспитатель: — Вы всё правильно отвечаете. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо».

- Как вы думаете, то, что камни разрушаются и превращаются в песок – это хорошо или плохо? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, используйте цветные ладошки, которые лежат у вас на столах. Кто считает, что разрушение камня и превращение его в песок – хорошо, поднимите вверх красную ладошку. А кто считает, что плохо – поднимите синюю ладошку. (Воспитатель спрашивает выборочно мнение нескольких детей).

Дети: — Хорошо: в песок можно играть детям, удобно лежать, загорать на пляже, ходить по песку босиком, песок нужен для строительства домов, мостов, дорог и т.д. Плохо: красивые горы и камни постепенно разрушаются, пропадает природная красота и т.д.

Воспитатель: — Отодвиньте подносы с песком обратно на край стола.

- А теперь давайте отдохнём. Игра — физ. минутка «Гора – горушка».

Воспитатель: — Отдохнули, теперь продолжаем дальше.

- А ещё есть такие камни, которые можно есть. Посмотрите на этот камень, что он вам напоминает? Как вы думаете, что это?

Дети: — Это соль. (если дети затрудняются, воспитатель называет сам).

Воспитатель: — Да, это соль, каменная соль.

- Что вы можете сказать про этот камень? Какой он? (Если есть возможность, воспитатель предлагает детям потрогать каменную соль).

Дети: — Этот камень твёрдый, блестящий, не рассыпается.

Воспитатель: — Правильно. И на доску мы ставим карточку с изображением каменной соли.

У вас на подносах тоже лежит соль. Расскажите, а какая у вас соль?

Дети: — Соль рассыпчатая, белая, сыпучая, солёная, мелкая.

Воспитатель: — Правильно. Такую соль как у вас на подносах, получили, измельчив вот такую каменную соль. А для чего людям нужна соль?

Дети: — Соль добавляют в разные блюда, чтобы было вкусно.

Воспитатель: — И мы ставим на доску карточку с изображением мелкой соли.

- Вот вы узнали и ещё одно свойство камней – их можно есть, но не все конечно, а только соль. Но знаете, у соли есть ещё одно свойство, она может не только разрушаться, но и восстанавливаться. Сейчас вы узнаете как. Я для вас приготовила сюрприз – сказочную палочку. Полюбуйтесь её. Она вся блестит на свету, потому что покрыта кристалликами соли. Я могу вас научить сделать такую – же сказочную палочку.

ОПЫТ:

Воспитатель: — Для этого сейчас мы с вами проведём опыт, как настоящие учёные. Нам понадобятся стакан с водой, соль, которая лежит у вас в тарелочках и палочки. Пододвинь к себе другой поднос высыпьте аккуратно соль из тарелочки в стакан.

- Что вы видите в стакане? (соль).

- И мы ставим карточку с изображением стакана с водой и солью.

- Помешайте палочкой воду в стакане.

- Что случилось с солью? Куда она исчезла?

Дети: — Соль пропала, растаяла, растворилась.

Воспитатель: — Как вы думаете, какой вода стала на вкус?

Дети: — Вода стала солёной.

Воспитатель: — Посмотрите в стакан – у всех соль полностью растворилась? Это важно для хорошего результата в нашем опыте. Опустите палочки в стакан и мы их поставим в тёплое место. Это тоже очень важно, в тепле вода быстрее испаряется. -И мы ставим на доску карточку с изображением стакана с солёной водой и солнышка, солнышко – это тепло.

-Теперь вам придётся набраться терпения. Вы уже большие дети и вполне можете потерпеть несколько дней до получения результата. Но вы будете не просто так сидеть, и ждать, а будете наблюдать и каждый день отмечать, сколько воды в стакане испарилось. Когда вода испариться полностью, то на стенках стакана и на палочке останутся вот такие красивые, сверкающие кристаллы соли. И мы ставим на доску карточку с изображением палочки с кристаллами соли.

-Эти палочки вы покажите друг другу, полюбуетесь ими и возьмёте домой, чтобы подарить родителям и даже можете научить их делать вот такие красивые палочки.

Вот так получится превращение соли из воды обратно в камень.

Воспитатель:

- С какими свойствами камней, на примере соли вы ещё познакомились?

Дети:

- Соль можно есть, соль растворяется в воде и может появиться вновь, когда вода испарится.

Воспитатель:

- Посмотрите на доску, у нас получилась цепочка превращений соли.

- Что было вначале? (каменная соль)

- Что дальше произошло с солью? (каменную соль размельчили и стала мелкая соль)

- Что мы сделали с мелкой солью? (насыпали в стакан с водой и размешали)

- Что в стакане с водой произошло с солью? (соль растворилась)

- Что мы сделаем дальше? (поставим стакан с соляным раствором в тёплое место)

- Что получим, когда вода испариться? (на стенках стакана и на палочке останутся кристаллики соли)

По этой цепочки видно, что соль может не только пропадать в воде, растворяться, но и появляться опять, когда вода испариться.

- Молодцы! У нас с вами получился целый рассказ о превращениях соли.

3. Заключительная часть. – 5 мин.

Воспитатель:

- Вам понравилось в гостях у Хозяйки Медной Горы? Что вам понравилось больше всего? А что было трудно? Мне тоже было с вами приятно и интересно. Спасибо. Занятие окончено.

Литература

  1. Бажов П. Сборник сказок «Малахитовая шкатулка» Москва «Гном» 2007г.
  2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой Москва «Просвещение» 2009г.
  3. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания» Ярославль «Академия развития» 2002г.
Просмотров: 635
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Невзорова Наталья Викторовна. Конспект занятия «Соль и её свойства»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Кузьмина Наталья Владимировна. Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (6-7 лет) «Волшебная соль»
  • Демина Алла Николаевна. ПРОЕКТ «РАЗВЕ СОЛЬ НЕ ВОЛШЕБНИЦА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
  • Орехова Н.В., Бобрышева Е.Н.. Конспект НОД для воспитанников 6-7 лет «В лаборатории ученных. Соль.»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь