Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37860

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

только с неврастенией, истерическим неврозом, неврозом страха, а также с неврозом навязчивых состояний *.
Если в группе только больные с неврастенией, крайне честолюбивые, не способные на компромиссы, стремящиеся всегда быть только первыми, не уступающие друг другу в игре, то это создает неизбежную напряженность в группе из-за непомерной конкуренции, отсутствия импровизации, спонтанности и самой возможности играния роли.
Еще хуже, когда в группе преобладают дети с истерическим неврозом. Она автоматически становится неуправляемой, в ней анархия, своеволие, обиды, ревность и зависть к тем, кто получает (выбирает) главные роли (как в любом театре).
Группа, состоящая только из детей с неврозом страха, наиболее приемлема именно из-за своей гомогенности, но при условии отсутствия упаднического настроения и депрессии (подавленности).
Группа из детей с неврозом навязчивых состояний часто становится «неподъемной» для психотерапии ввиду высокой тревожности и мнительности, излишней ра-циональности и полного отсутствия чувства юмора. Они постоянно думают об одном и том же, и их навязчивые страхи-фобии (обычно не больше двух) заменяют все остальные страхи, т. е. кумулируют, или кристаллизируют их.
Лучшего всего строить группу из восьми детей следующим образом: двое детей с неврастенией, один с истерическим неврозом, четыре с неврозом страха и один с обсессивным неврозом. Это оптимальный баланс, установленным нами в процессе работы более чем с тридцатью психотерапевтическими группами в течение конца 1960-х—1980-х годов.
* В литературе эти данные отсутствуют.
406
Весьма непростой вопрос — психомоторные нарушения у детей. Обычно это не диагнозы как таковые, а синдромы, встречающиеся при любых неврозах. С равным ус-пехом они могут иметь место при невропатии и органических нарушениях головного мозга. Рассмотрим психомоторные нарушения исключительно при неврозах. При неврастении чаще встречается энурез, при истерическом неврозе — синдром гиперактивности, при неврозе страха — заикание и при обсессивном неврозе — тики.
Даже без учета вида невроза в группе из восьми детей могут быть двое с энурезом, поскольку он не заметен в группе, один из детей с заиканием и один с тиками, т. е. всего половина группы, но только не двое заикающихся или двое с тиками.
Итак, для оптимального психотерапевтического функционирования группы при ее формировании следует учитывать:
1) желание детей и выполнение родителями предшествующих рекомендаций специалиста;
2) разницу в возрасте и пол детей;
3) количество участников;
4) их темперамент;
5) вид невроза;
6) психомоторные нарушения;
7) постоянный состав группы.
Последнее означает, что все участники начинают и заканчивают цикл игр в одно и то же время, т. е. ее состав не меняется, исключено появление новых участников при уже начавшихся игровых занятиях, так как, пока они усвоят направление игры, группа будет какое-то время отброшена назад, снизив динамичность и результативность, и потребуется какое-то время, чтобы восстановить эти характеристики.
И последнее: в группе желательно сократить до минимума анализ, дискуссии, выяснения обстоятельств удач и поражений, так чтобы преобладали действие и сугге-стивное закрепление результатов игры.
Послесловие
Возможно, психологические ресурсы игры могут показаться сказками в нашем изложении, но только недоверчивым и лишенным живых эмоций специалистам и роди-телям. Известно, что каждый десятый человек никогда не знает ни счастья, ни горя. Ученые исследовали мозг таких эмоционально слепых людей и обнаружили, что они просто не способны воспринимать (ощущать) эмоции. И обозначили это премудрым словом алекситимия. А вот объяснить ее однозначно не могут, несмотря на все совре-менные технологии диагностики. Забудем это слово и скажем проще о причинах эмоциональной бесчувственности, или слепоты некоторых родителей, негативно отражающихся на игровой терапии.
Бывает, что эмоции исчезают у родителей вследствие шоковых стрессов, запредельных испугов, бесконечных неудач, разочарований и обид. Как следствие — невроз, не говоря уже о депрессии (эмоциональной подавленности). Здесь, как никогда, необходима «оживляющая» психотерапия посредством совместной игры с детьми, на что немногие родители могут решиться.
В отличие от взрослых, детей еще можно эмоционально «расшевелить» как раз посредством игры, интересных, захватывающих занятий, просмотра классических российских и зарубежных (Уолта Диснея) мультипликационных фильмов, посещений кукольного театра, рисования, музыки, пения, танцев, природы в ее первозданной чисто-те, а то и просто улучшения настроения родителей и прекращения конфликтов в семье. Однако не стоит
408
ждать сиюминутных результатов. Нужно выполнить программу оказания психологической помощи, запастись терпением и милосердием, постараться изменить свои неблагоприятные черты характера и неадекватные отношения в семье, равно как и с ребенком. Все это раскроет оптимальные возможности психотерапии и будет способствовать предупреждению неврозов и в следующих поколениях.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Коннер Ричард. Изменение ограничивающих представлений.
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Травма прошлого, как не проходящее (перманентное) состояние.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Абреакция; Abreaction; Abreaktion
  • Травмы прошлого, как последствия влияния тоталитарного режима (клинические случаи)
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Травма, травмы; trauma, traumata
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Сколько действует приворот?
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Последствия отворота
  • Как быстро определить приворот ли это?
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Тип; Туре
  • Как снять заговор на разлуку? Избавиться от негативной программы.
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • К чему снится дочь
  • К чему снятся мертвые?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Кристиан Бютнер. Молодежь. Действовать на свой страх и риск.
  • Заговор великой Ванги от алкоголизма
  • Быстродействующие привороты с сигаретами
  • Крицкая Наталья Григорьевна. Руководство игровой деятельностью детей
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации гриппозно-пандемического аспекта социофобии
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Методическая помощь воспитателям в создании условий для игровой деятельности на дошкольном этапе образования.
  • Закон Геккеля и семейный сценарий
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Последствия заговора на месячную кровь



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь