Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37978

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

сражение-противоборство, но враг в конце концов бывает побежден, и все общими усилиями сдают злоумышленника в милицию. Он жалобно просит прощения, но жители отвечают хором: «Суд разберется».
Следует сказать, что в дальнейшем с нашими пациентами не было ни одного случая, когда ребенок легкомысленно пустил бы в дом незнакомых или был бы обманут на улице, даже если оказался один.
Жизнь продолжается, и игры тоже. Начнем с «Испорченного телефона». Все садятся в ряд и передают друг другу «по большому секрету» какую-нибудь историю. Каждый нагнетает драматизм, добавляя подробности, и когда они доходят до последнего в ряду (пациента), то он начинает вскрикивать, подпрыгивать от возбуждения, затем, «очнувшись и придя в себя», говорит во всеуслышанье, что это ерунда, глупости, все, что угодно, кроме правды. После чего информация передается в обратном порядке с видоизменениями у каждого участника. Когда она доходит до сидящего, как и раньше, впереди специалиста, то он взволнованно и слегка заикаясь, клянется, что будет всю оставшуюся жизнь говорить только правду и ничего больше.
Следует ротация, его заменяет ребенок, из-за которого и разгорелся «сыр-бор». Специалист, сидящий в конце, отправляет информацию обратно в несколько более позитивном виде. Так что, когда она достигает ребенка, она очищается от негатива и предстает скорее в положительном, чем в отрицательном смысле (до этого было на-оборот).
Затем все садятся в круг и передают друг другу опять же нехорошее — сплетни, подозрения, а то и наговоры. Принцип игры не меняется: информация идет от специалиста, «задающего тон», к ребенку, находящемуся в конце.
Следует очередная ротация, ребенок оказывается впереди, а специалист только и ждет, чтобы узнать,
376
о чем же можно шептаться так долго. «Контролер» и тут присутствует, прохаживается вокруг и слегка постукивает по голове тех, кто задерживает процесс.
В завершение наш герой встает и говорит: «Напрасно все думали, что Петя — плохой мальчик: он перестал драться, дергать девочек за косички, подставлять подножки, говорить только плохое об учителях и директоре школы, помог старушке перейти улицу и даже стал здороваться». Все выражают радость, восхищение и пожелание, чтобы он оставался в их коллективе хотя бы до окончания такой выдающейся школы.
При участии в игре взрослых они чередуются с детьми, «подливая масла в огонь» или, наоборот, его охлаждая. Причем в роли первого и последнего участника «ис-порченного телефона» должны побывать все дети.
Игру с таким же успехом можно назвать «Слухи», «Сплетни», «Наговоры». Темы могут быть самыми разнообразными: почему дети плачут, боятся, плохо учатся, не слушают родителей, ябедничают, становятся сильными и т. д. Чтобы в голове не было путаницы, после каждой темы устраиваются подвижные игры в течение нескольких минут.
Во всех случаях подобные игры развивают воображение, способствуют большей гибкости при принятии решений, адекватности самооценки и формированию более адекватного чувства вины.
Реализация столь широкомасштабных задач требует достаточно большого опыта специалиста. Это психотерапевтическая режиссура высшей степени, подразумевающая развитое воображение, гибкость и художественное (образное) видение мира. Левополушарный технократизм, как и абстрактные аберрации здесь недопустимы, ибо убивают спонтанность и творческое мышление.
Все излагаемые ниже игры носят не статичный, как «Испорченный телефон», а динамичный характер. В игре «Невыполнимое задание» тон задает специалист,
377
приказывая стоящим в разных концах игрового помещения сделать то, чего не может никто, тем более ослабленные еще до рождения, нервные и всего боящиеся дети (подзадоривание), например: стремглав взбежать на третий- этаж, набрать ведро воды из единственного работающего крана и потушить пожар (горящую свечку), затем ликвидировать все последствия аварии и построить новое здание. Причем на все это отводится более чем ограниченное время. Ответы на эту абсурдную ситуацию могут быть разными: бросаться немедленно все выполнять одному, позвать на помощь или отказаться вообще, пока не прояснится ситуация.
В другом варианте нужно приготовить все уроки за 20 минут и тут же все их рассказать любознательной и очень принципиальной комиссии, состоящей из родителей, «попечительского совета», знакомых и друзей семьи, а также не совсем молодых бабушек и дедушек.
«Дразнилки» (издевки) — игра, кажущаяся простой только на первый взгляд. Нужно найти недостатки у кого-то, «перемыть косточки», принизить, покрыть позором на всю оставшуюся жизнь. Вариантом будет игра «Почему ты не рыжий?», где нужно вовремя возразить, найдя наиболее приемлемый ответ, вроде «А почему ты не негр?», «Такой родился, а тебя покрасили», «Каждый имеет свое мнение» и т. д.
Очень «своевременная» игра «Шантаж». Роли известны — вымогатель, жертва, близкий друг и доблестная милиция. Организуется двустороннее движение. В роли светофора выступает специалист, стоящий на стуле с зеленой, желтой и красной кеглями. В игре принимают участие все дети, студенты, курсанты, родители. Вначале все идет как надо, затем «светофор» ломается и начинается невообразимое. Все носятся, сталкиваются. Прохожие должны проскочить мимо машин, но больше не везет машинам — они задевают друг друга, ударяются. Из дорогой иномарки выбегает весьма несимпатичного
378
вида мужчина и начинает требовать возмещения морального и физического ущерба. При отказе платить он угрожает судом, тюрьмой с конфискацией имущества. Показывает в качестве вещественного доказательства царапину, существующую уже несколько лет, берет расписку и, «включив счетчик», начинает с угрозами звонить домой, приставать на улице. Заглядывает и участковый, которому нужно, чтобы все было в порядке. В этой неприятной ситуации пострадавшему следует найти выход — возразить, подать заявление в милицию о вымогательстве, найти адвоката и зафиксировать угрозы на аудио- и фотопленку, но не поддаваться и не давать себя использовать в качестве источника доходов для разного рода психопатических личностей. В игре, безусловно, все это упрощается, главное, набраться сил и преодолеть несправедливое давление.
Другим вариантом игры в шантаж для школьников будут поборы в школе под всякими, в том числе выдуманными предлогами. На родительском собрании, проводимом чуть ли не каждую неделю, перед родителями (дети и остальные взрослые) предстают директор школы (отец), завуч (мать) и классный руководитель (специалист). Они торжественно заявляют, что нет другой такой школы, где бы так любили детей, даже двоечников, раз они хотят исправиться. Но чтобы счастье светилось во всех окошках школы и даже в подвале, нужно совсем немного — ну, скажем, оборудовать в нем фитоцентр, солярий, экзотическую живность развести. Взнос «в счастье» может быть любым, но не менее... На следующем собрании выдвигаются «гениальные» идеи — поставить на крыше солнечные батареи, ветряную мельницу, чтобы избежать перебоев с электричеством, а заодно и спутниковую антенну. Дальше — больше: приобрести персо-нальные автобусы марки «мерседес», вооружить всех охранников пулеметами Калашникова, проверять отпечатки пальцев и обследование радужной оболочки глаза
379
перед входом в школу, а еще лучше обнести ее высоким забором с видеокамерами, построить оранжерею и разбить зимний сад, да мало ли чего не сделает руководство школы для счастья детей, а заодно и педагогов...
Между тем среди родителей нарастает ропот, выявляются злостные неплательщики, им грозят отчислением детей из школы, на место которых желающих более чем достаточно. Нужно прийти к разумному компромиссу, и ребенок, как и родитель, принимает в этом посильное участие.
Только отвели родители ребенка в детский сад, как сразу же вокруг начинают виться, как комары или назойливые мухи, некоторые не очень послушные дети. Он уж их точно послушается. Оттесняют его в дальний угол, щиплют, толкают, смеются, видя, как он пугается, сникает, просит пощады. Его положение в группе незавидно — только в роли изолированного или изгоя (отвергнутого). А что же «воспитательница»? Она долго пьет чай, разговаривает с коллегами о смысле жизни или постоянно занята чем-то. Стало быть, с воспитательницей говорить бесполезно, у нее уже душа зачерствела, да и силы нужно сохранить для собственных детей, мужа и родителей.
Но мы можем скорригировать тревожно-мнительное отношение родителей, чрезмерную опеку, дать большую самостоятельность ребенку, заодно уменьшив его невротическую привязанность, с помощью игры на преодоление препятствий, физических и спортивных занятий. Вся программа психотерапевтических игр помогает устранять страхи, вырабатывает уверенность в себе и гибкость в поведении.
Затем «внедряем» ребенка в среду мучителей. Он становится одним из них (его же жерственность изображает другой ребенок). Итак, бывший страдалец начинает подрывать устои «террористической группы», предлагая увидеть положительные стороны очередной жертвы. Затем
380



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Егорова Елена Васильевна. Презентация 'Игра в жизни дошкольника'
  • Помозова Маргарита Геннадиевна. Игровая деятельность детей раннего развития во второй младшей группе детского сада
  • Кузяшина Светлана Петровна. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Панфилова Ирина Ивановна. Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста
  • Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.
  • Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.
  • Горностай П. П. Психологические игры в кабинете психотерапевта
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Соколова Ирина Николаевна. Тренинг с родителями «Играем вместе»
  • Олейник Наталья Валентиновна. Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Исаева Ольга Сергеевна. Методика организации дидактических игр
  • Чащухина Анна Андреевна. Практико-ориентированное занятие для родителей дошкольников 'Игра в жизни детей'
  • Рена Магомедзагировна Бабаева. «Комплекс занятий по театрально-игровой деятельности направленных на развитие воображения у детей»
  • Василенко Светлана Борисовна. Педсовет 'Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС'
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Голубцова Марина Анатольевна. Игры с правилами в дошкольном возрасте
  • Валяс Мария Олеговна. Игровые технологии в образовательном процессе детского сада
  • Мамасуева Юлия Николаевна. Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями
  • Заславская Татьяна Юрьевна. «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
  • Задорожная Вера Михайловна. Комплексно-тематическое планирование. Тема: Неделя игры и игрушки»
  • Языкова Ольга Юрьевна. Презентация 'Дидактические игры своими руками'
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Колесникова Роза Раузитовна. Методическая разработка для воспитателей «Игротерапия»
  • Шмелькова Анастасия Александровна. Игра — путь познания мира.
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Бурлакова Елена Семеновна. Развивающие игры с математическим содержанием. Старший дошкольный возраст.
  • Ваганова Наталья Николаевна. Театрализованные игры детей дошкольного возраста
  • Филиппова Любовь Николаевна. Картотека игр с парными картинками на автоматизацию звука Р у дошкольников 5-7 лет «Парочки-рычалочки»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Князева Надежда Андреевна. Статья «Как создать для детей младшего дошкольного возраста предметно-игровую среду в группе».
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Значение и особенности компьютерных игр для дошкольников
  • Щербакова Надежда Дмитриевна. Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Кыткина Марина Николаевна. «Роль родителей в развитии игровой деятельности детей»
  • Лазарус А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии.
  • Крицкая Наталья Григорьевна. Руководство игровой деятельностью детей
  • Наталья Калюга. Самостоятельность детей в выборе спортивных игр
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Жиркова Матрена Алексеевна. Авторские дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Ганиева Ралия Рамильевна. Роль игры в воспитании детей
  • Барсукова Александра. Презентация 'Подвижные игры'
  • Жигальцова Людмила Петровна. Комплект дидактических игр — вкладышей для детей дошкольного возраста «Божья коровка»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь