|
Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37972
Автор: Захаров А. И.
Название: Игра как способ преодоления неврозов у детей. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ность: правильность во всем, осуждение, причем публичное, любых ошибок, наказания (раньше это было так — портрет ученика вывешивался на доске, как для пуб-личной казни, раз он неисправимый, непослушный и не очень умный, а вообще ему бы лучше учиться в школе для олигофренов). Здесь можно вспомнить Пушкина, правополушарного гения, которому тоже несладко жилось в Царскосельском лицее, но его Державин заметил и благословил, открыв талант.
Итак, наш пациент попал в неподходящую школу: его проблемы обостряются, успеваемость падает, пропал полноценный сон, он стал слишком медлительным, хотя это было ему несвойственно. Кстати говоря, перед поступлением в школу у него наблюдался глазной тик: он часто моргал, зажмуривал глаза. Эти проявления свидетельствуют о постоянном нервном напряжении из-за все возрастающего давления матери с левополушарной направленностью, находящейся в непрерывном конфликте с сыном, не устраивающим ее, в отличие от дочери. Такое отношение к сыну являлось отчасти следствием нарастающей невротизации матери, а также ее усталости, так как приходилось работать и заботиться о семье и двух детях при полной пассивности мужа, с которым не было понимания, несмотря на то что в нервно-психическом отношении он совершенно здоров. Обычно для «ненормальной» жены «нормальный» муж — это благо, но все же у них могут возникать конфликты, главным образом по инициативе супруги. Можно ли было помочь в этом случае и можно ли помочь вообще? Это зависит от квалификации (опыта) специалиста. Психотерапевтическая помощь нашему пациенту была оказана в процессе трех игровых занятий. Первое занятие включало игры «Кто первый?» и «Быстрые ответы». Результат поразил даже скептически настроенных родителей: сын стал смелее выходить к доске, 401 поднимать руку, чего не было уже в течение многих лет. На втором занятии ему пришлось «добывать справку» о том, что он не рыжий, не ленивый, учится там-то и вообще хороший мальчик. Пришлось преодолевать пси-хологические барьеры в общении с «вахтером», «уборщицей», искать место, где можно снять и повесить куртку, находить нужный кабинет и, наконец, предстать перед завучем, как можно догадаться, специалистом, обстоятельно выясняющим, как он готовится к экзаменам, почему пришел поздно и зачем нужна справка. На третьем занятии был проведен экзамен по снятию страхов, выдано соответствующее удостоверение. Родители к нам больше не обращались, так как основные проблемы были решены. Мальчик 9 лет страдал одним «пороком»: постоянно лгал, рассказывая жуткие истории, придуманные благодаря развитому воображению и правополушарной направ-ленности. Мама у него была весьма непростая, удивительно одаренная, мечтающая о преданности и бесконечной любви. Отец же прагматик, реалист и без выраженных нервных нарушений. После первичного приема проводилось игровое занятие. Была создана особая комиссия по проверке честности ответов. В нее вошли родители, курсанты, аспиранты, студенты. Все вначале говорили, что мальчики бывают разные — одни всегда говорят правду, другие нет, вот комиссия и проверит правдивость ответов. Тут же последовали вопросы (по типу игры «Быстрые ответы»). Члены комиссии качали головами, сверкали глазами, широко раскрывали их от удивления при неправильном ответе, издавали неодобрительные возгласы, а то и нервно постукивали по столу. При правильном ответе они подбегали к ребенку, щупали пульс, смотрели прямо в глаза, определяли ритм дыхания, затем дружно 402 заявляли, что мальчик говорит то, что нужно, т. е. правду и ничего кроме правды. После такой игры ребенок перестал лгать: здесь сработал эффект внушения, что и явилось нашим открытием. Мальчик 5 лет с невропатией плохо ел, во сне ему снилась манная каша, он не может заснуть, а спит беспокойно: ему снятся всякие чудовища, что неудивительно при его впечатлительности и сложных семейных отношениях. Психотерапевтическая игра, проводимая в середине 1970-х годов, выглядела так. Мальчик выбрал себе роль волка, голодного и тощего в придачу. Специалист был мишкой, весьма упитанным, что подтверждалось его излишним весом по контрасту с нашим героем. Итак, мишка встречается с маленьким, тощим волком, удивляется, что он не такой, как все. Затем мишка «демонстрирует свои мускулы», громогласно заявляя, что он хорошо спал зимой и накопил столько силы, что не только волк, а даже черт ему не страшен. А волк всю зиму бегал, голодал, отощал и теперь у него все плохо: он совсем перестал есть, не может заснуть от огорчения, ему снятся сны о том, что он съедает чуть ли не всех на свете, раз у него такая природа. Мишка пожалел волка и обратился к всезнающей лисе (матери мальчика), которая объявила, что волк теперь — не царь зверей, раз он хилый и слабый. Медведь в это не поверил и пригласил всех на обед, который участники без промедления уничтожили, а потом заснули «без задних ног». Даже после такого однократного проигрывания наш пациент стал лучше спать и есть, у него улучшились и отношения с родителями. Глава 13 ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ ПРИ ИГРОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ Правильно сформировать группу детей — только предварительное условие эффективности игры, необходимо развить в ней и взаимосвязанные, коллективные отношения, что требует трехразовых занятий у дошкольников, двухразовых у младших школьников и одноразовых (в неделю) у подростков. Продолжительность игрового цикла составляет не меньше двух месяцев у дошкольников и трех месяцев у школьников. Психотерапевтические группы могут функционировать в больницах, детских садах и санаториях. Так что наши выводы будут полезны во всех случаях. • В группу включаются только дети, желающие избавиться от невротических проявлений, а также родители с положительной установкой на лечение и верой в него. • Желательно участие обоих родителей, что облегчает повторение игр дома. • Разница в возрасте детей не должна превышать двух лет в дошкольном и трех лет в школьном возрасте. • Допустимы группы только мальчиков или девочек, но лучшим вариантом является смешанный состав 404 при условии, что в группе не будет только один мальчик или одна девочка. • В младшем дошкольном возрасте количество детей в группе не больше четырех, в старшем дошкольном возрасте — шести и в школьном — восьми. Это число нужно увеличить в два раза, если присутствует один родитель, и в три раза — при обоих родителях. Соответственно, игровое помещение составляет не меньше 80 кв. м. Крайне желательно иметь еще ряд помещений, меньших по размеру, прихожую и туалет. Идеальный вариант — группа детского сада с прилегающими к ней коридором и лестницей. • Заранее регламентируется продолжительность игрового занятия. В выходные дни оно проводится в первую, в остальные — во вторую половину дня. • Программа игр видоизменяется в зависимости от возраста детей. • В группе исключено наличие только холериков или флегматиков. В первом случае она легко может стать неуправляемой, во втором — малоактивной. Наилучшее сочетание, когда в группе один холерик и один флегматик, остальные — сангвиники. • Наиболее сложная проблема — сочетание нервно-психической патологии участников группы. Не следует объединять детей с расторможенным, тем более агрессивно-психопатическим поведением — все равно что сделать группу взрывоопасной и не контролируемой никакими правилами, или сформировать ее из одних психастеников с их пораженческим и депрессивным настроем. Наиболее совместимы дети с невротическими, психогенными по своей сути расстройствами, но здесь нужны определенные соотношения. Нельзя объединять детей 405 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|