Франке-Грикш Марианна. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29808

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Один мальчик как-то сказал: «Странно, фрау Франке, в один день слова на доске мне кажутся правильными, а в другой мне хочется их стереть, но я же знаю, что вы напишете их снова, потому что это правда».
2.6. Контакт с родителями. Новый дух в классе
С середины сентября (начало учебного года) до конца октября в классах постоянно происходит внутреннее движение. В уже сложившиеся коллективы вливаются новые ученики. Детям приходится приспосабливаться и к ним, и к новым педагогам. В этот период в классе формируется климат на весь учебный год. Как уже упоминалось, баварская система образования была очень благоприятна для внедрения в классах системной точки зрения. Будучи классной руководительницей, я преподавала минимум 15, а часто и 18 часов в неделю. В классах возникала своя внутренняя атмосфера, что очень способствовало нашим беседам,
В течение первых шести недель между нами постепенно складывались доверительные отношения. Об этом свидетельствовало и то, что ко мне на еженедельный прием стали необычайно активно приходить родители, и на первый родительский вечер их тоже пришло больше, чем обычно. Я часто говорила тому или иному ребенку: «Я хотела бы ви-
34
деть твоих родителей». Когда дети сообщали об этом дома, чаще всего приходили мамы и спрашивали, что случилось. Я успокаивала их и говорила, что пригласила их только для того, чтобы получить представление о том, какая мама, какой папа стоят за этим ребенком. Это помогало установить принципиально новые отношения между родителями и мной. Постепенно они начинали понимать, что я не являюсь для них потенциальным врагом, который хочет указать им на «неправильный» образ жизни или плохое воспитание детей. Я прямо говорила им, что они — самые лучшие родители уже просто потому, что эта девочка или этот мальчик — их ребенок. Они чувствовали мое уважение к своей семье, независимо от ее судьбы.
Это было важно, прежде всего, для семей беженцев из Сербии и Хорватии, а также для семей с Украины и из Сибири. В 90-е годы у меня в классе постоянно училось до 40% детей беженцев, детей добровольных эмигрантов, турецких детей во втором и третьем поколении и один-два ребенка из бывшей ГДР. Обычно примерно половину класса составляли мусульмане, треть — христиане, остальные были без определенного вероисповедания. То есть, у детей были самые разные представления о морали и нравственности и, следовательно, масса «горючего материала» для жизни в коллективе.
Та энергия, которая движет семьей, добровольно или вынужденно покинувшей родину, часто отражалась на поведении детей. Многим из них каждые несколько дней хотелось пересесть на другое место, сесть рядом с другим одноклассником. Поначалу мне были непонятны причины такого беспокойства, тем более, что каждый раз, изъявив желание пересесть, они уверяли меня, что теперь уже точно останутся на этом новом месте, рядом с этим учеником. Прошло несколько недель, прежде чем я поняла, что это было движение бегства или, можно даже сказать, скитаний после отъезда с родины, которое дети выражали в стремлении часто менять место в классе. Они словно бы снова и снова повторяли то, что произошло с их семьей.
35
По внутреннему облегчению, которое принесла мне эта мысль, я поняла, что разрешила загадку. Теперь, когда кто-то из ребят снова хотел пересесть, я внимательнее смотрела на то, что стояло за этим желанием, и внутренне уважала судьбу этой семьи. И все реже шла им навстречу. Я чувствовала, что детям нужно остановиться и справиться с тревогой, а не уходить от нее. Я побуждала их понемногу рассказывать о том, как получилось, что семье пришлось покинуть родину. Я расспрашивала о тех, кто там остался, в том числе об оставшихся друзьях. Поначалу они смущались. Они отказывались об этом говорить, им хотелось забыть то, что там было. Но постепенно они все же оттаяли.
По утрам дети-иностранцы по очереди приветствовали класс на родном языке, и мы, немцы, повторяли эти слова по-сербски, по-хорватски, по-афгански, по-украински, по-русски. Постепенно я повышала «требования». Ребята стали приносить из дома книжки с картинками на родном языке, и мы слушали детские стихи на разных языках. Некоторые говорили, что их родителям это не нравится, поскольку они считают, что им лучше учить немецкий. На это я отвечала, что детям, которые хорошо говорят на родном языке и которым это нравится, немецкий будет даваться гораздо легче. Я прилагала все усилия к тому, чтобы дети-иностранцы посещали уроки родного языка, хотя иногда я встречала сопротивление со стороны родителей и властей. Потребовалось время, прежде чем мне удалось победить. Родители поняли, что у детей с хорошо закрепленным родным языком в душе есть некий «островок безопасности», так сказать, фундамент, на основе которого они могут более дифференцированно воспринимать новый язык и новую культуру.
Мне вспоминается африканский мальчик, который вместе с сестрами без родителей прилетел на самолете в Мюнхен, Дети жили в хорошем мюнхенском приюте. Мальчик отказывался произнести хотя бы слово на родном языке. Его с самого начала полюбили в классе, он адаптировался социально и выучил немецкий язык до определенного минималь-
36
ного уровня, позволявшего объясняться в повседневной жизни. Но затем его языковой рост остановился, как и все развитие в целом, он все больше и больше впадал в депрессию. Его сестры по-прежнему говорили между собой на родном языке, они чувствовали себя хорошо, у них был доступ к своим чувствам, и они удивительно быстро развивались. Но мальчик по причинам, которых мы так и не узнали, отказывался говорить на своем языке даже с сестрами. Он оказался словно бы отрезан от своих корней. За три года он впал в языковую и эмоциональную нищету, и после окончания средней школы ему с большим трудом удалось найти место ученика на каком-то предприятии. Для меня совершенно очевидно, что говорить на родном языке — это тоже часть «поклона перед родителями», сохранение первых, самых глубоких чувств.
Мария, девочка из сербской семьи, рассказала о своем брате, который, прослужив четыре года в сербской армии, снова вернулся в Мюнхен. Молодой человек вырос в Германии. Сначала вся семья радовалась его возвращению. Потом я заметила, что девочка становится все тише и бледнее. Я пригласила к себе ее маму. Она рассказала, как все они были счастливы, что сын вернулся, и отец даже нашел для него место учебы. Однако молодой человек уже не мог приспособиться к жизни в Германии. Он начал пить, потерял место, был пойман на воровстве и избежал судебного преследования, только снова записавшись в сербскую армию. В этом случае сын расплачивался, возможно, за всю семью, которая много лет назад покинула родину в поисках материального благополучия.
Через несколько лет системной работы в школе я поняла, что благодаря урокам, которые я посвящала теме родителей и детей, мне удалось создать хороший мост между семьями и школой. И все же это по-прежнему представлялось мне балансированием между моей фактической задачей учительницы и педагога, необходимым тактом по отношению к родному дому учеников и явно тяжелой ситуацией у некоторых
37
детей, которым прежде всего работа с «игрой в семью» могла дать помощь и облегчение. Они рассказывали, насколько радостнее стало им в семьях и как менялись их отношения с близкими.
2.7. Новое сознание распространяется. Родительские вечера
В детях зародилось новое сознание и вместе с тем внимание к существующим в семье порядкам. Первоначальное возбуждение сменялось у ребят все более естественной позицией уважения к судьбам других детей — и нам удалось снять табу с обсуждения тяжелых семейных ситуаций. Дети сами стали заговаривать о разводе и даже смерти родителей, они были внимательны к трагическим событиям и потерям в собственной семье и в семьях товарищей. Так было стерто не одно «клеймо», прежде всего, в отношении тех детей, чьи родители были в разводе или у чьих матерей часто менялись партнеры.
Мы снова говорили о самых разных областях, на которые влияла наша игра в семью. У многих ребят отмечалось явное улучшение успеваемости. Кроме того, нашего маленького коллектива коснулось дыхание любви, та нежная сеть, которая всегда сплетается во время семейной расстановки. В своих классах я имела возможность наблюдать, как эта работа давала плоды на протяжении всего учебного года и даже нескольких лет.
В конце октября, то есть через шесть недель после начала учебного года, мы почувствовали перелом в настроении. Дети больше не могли не замечать «другую реальность», как они ее называли, она присутствовала теперь постоянно. Ведь они уже так часто чувствовали друг за друга, кланялись, плакали и обнимались в расстановках. Конечно, они по-прежнему и ссорились, и дрались, и дразнили друг друга. Но было в них и сопереживание, был в классе серьезный, обязывающий
38
дух, иной, чем я ощущала в других, даже очень дружных классах.
Теперь во время перемен я нередко становилась свидетельницей того, как двое детей вдруг быстро обнимались. Я была очень удивлена, поскольку для десяти—двенадцатилетних это особенно необычно. Прошло какое-то время, прежде чем я поняла, что их до глубины души потрясали мимо-|етные объятия во время расстановок, даже если они лишь енадолго подчинялись своему порыву. Однажды мы бесе-овали об этом и один мальчик сказал: «Странно, фрау Фран-е, вы делаете с нами такие вещи, которых в другой ситуа-;ии мы бы делать не стали. Иногда это прямо даже как-то еловко, но потом снова как-то здорово, не знаю, как это казать». Самые большие опасения, что родители воспримут эту аботу как вторжение в интимную жизнь своей семьи, я ис-ытывала в декабре, когда у нас обычно состоится родитель-кий вечер. Дети накрыли для родителей столы, зажгли свечи, привели печенье. Мы подготовили рождественские песни и тихи. Но больше всего дети хотели показать родителям что-нибудь из нашей игры в семью. В некоторых классах они даже написали на доске три вышеупомянутые фразы о поклоне, чтобы все родители могли их прочитать. Мы решили, что для такого вечера идеально подходит Рождество, прежде всего дети-мусульмане сочли, что приготовленный нами праздник лучше, чем традиционное рождественское представление. «Тогда мы тоже можем участвовать, потому что речь идет о нас», — сказал один мальчик-турок.
Все дети принесли с собой фотографии, на которых они были сняты с родителями, братьями и сестрами. Те ребята, у кого умер кто-то из родителей (в одном случае это были даже оба родителя), сами пририсовали портрет умершего отца или матери. Если отец снова женился или мама снова вышла замуж, они приклеивали рядом фотографию нового члена семьи. И делали это с удовольстви-
39
ем. Эти фотографии мы повесили на стену. Один ряд парт мы отодвинули к стене — это были места для тех, кто уже умер: отцов, матерей, дядей, братьев, сестер. За каждого умершего или погибшего мы поставили и зажгли свечу. Соседи по парте тех детей, у которых кто-то умер, произнесли, например, такие слова: «Мама Хуберта тоже с нами» или «Младший брат Евы с нами». Так были названы все умершие родственники каждого из детей. Это очень тронуло родителей, да и сами мы были очень взволнованы. Родители поняли, насколько это важно для детей — если умершие близкие не теряют своей принадлежности к семье, то и дети могут ощущать себя частью целого. В этих классах никто больше не говорил, что у него «нет отца». Я посоветовала им говорить: «Мой папа умер». И всегда добавляла: «Он есть у вас всегда, он в вас, даже если он умер». Через некоторое время детям и самим стало важно точно употреблять слова.
Я еще никогда не видела, чтобы на родительский вечер пришло столько пап. Когда подобное повторилось и в других классах, я убедилась, что это неосознанное следствие нашей семейной игры.
После песен и стихотворений все дети низко поклонились своим родителям, и это было больше, чем просто вежливость.
2.8. Включение умерших
Для Баварии вполне обычно, что в пятых-шестых классах перед первым ноября* или в первых числах месяца мы говорим о посещении могил и спрашиваем мусульманских детей, как обращаются с могилами у них. Мы говорим о том, что за умерших молятся, поминают их, украшают могилы.
Я и раньше беседовала с детьми о том, насколько мы связаны с умершими близкими, какую силу они дают нам,
1 Первого ноября католики празднуют День всех святых. — Прим. ред.
40
если мы их об этом просим. В первую очередь, мы говорили о тех, кто рано ушел из жизни, кого так тяжело оплакивать. У некоторых ребят были мертворожденные или умершие братья и сестры и, как уже говорилось, умершие отцы или дяди. Кроме того, некоторые родители сами рано потеряли родителей. В отдельных случаях я советовала детям на пару недель вешать на стену фотографии умерших, в том числе бабушек и дедушек, тогда они смогут раскрыть для них свою силу, и можно будет перестать по ним горевать.
Итак, в самом начале ноября, после Дня всех святых, я, как всегда, собралась побеседовать об этом с пятым классом и написала на доске:
О смерти*
■ Сначала я ничего детям не сказала и ждала устных рассказов. Я была очень удивлена, когда они один за другим молча достали черновики, взяли ручки и начали писать. Они писали старательно, почти без ошибок, чувствовалось, что тема нашла у них отклик.
I Сочинения произвели на меня большое впечатление, поэтому я привожу их здесь полностью. Мелиза Мелиза была настоящей «мамочкой». Старшая из четырех детей, она брала на себя многие домашние дела, пока мама была на работе. Она единственная в классе ни разу не расставляла свою семью, но именно ее чаще всего выбирали заместительницей матери. Весь год она шутливо играла эту роль в классе, пока ей не удалось ее преодолеть. К концу года она превратилась в настоящую девушку и даже влюбилась в одноклассника, и никто их из-за этого не дразнил. Мелиза сидела рядом с Антоном, которому требовалось так много материнской поддержки. Под ее опекой он стал сильнее.
' «Vom Sterben und Tod» — букв. «Об умирании и смерти». — Прим. пер.
41

42
О смерти
Как все другие люди, я родилась на свет, но через много много лет мне, к сожалению, придется умереть.
Прежде чем я умру, я хочу еще раз, в последний раз увидеть всю мою семью и моих друзей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Хузина Венера Радиковна. Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Как избавится от невезения за один сеанс
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Такер Нита. Как избежать одиночества.
  • Притча «Безнадёжная»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Редактор. Уроки практической добродетели
  • С.Ф. Смагин. Семейный кризис
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Консультация для родителей «Роль игр при подготовки детей к школе»
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Педагог без недостатков: реальность, необходимость, несбыточная мечта или…?
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Редактор. Тесты к школе
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Эссе школьного психолога «Я – учитель»
  • Текст для тех кому одиноко или грустно. Поэма Desiderata, написанная Максом Эрманом.
  • Травмы прошлого, как последствия влияния тоталитарного режима (клинические случаи)
  • И. Пинтосевич. Система эффективного сна Ицхака Пинтосевича
  • Стивен Айзенстат. Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями
  • Хокинг С. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «Язык любви»
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Кризис подросткового возраста
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Микаэлян Л.Л. Опыт работы с двумя семьями, пострадавшими от теракта в Беслане. Ресурсная история.
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Белкина Марина Александровна. Готовность ребёнка к школе
  • Как читать приворот на любовь?
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Малимонова С.Н. Эхо травм прошлого в психологическом консультировании
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь