Франке-Грикш Марианна. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29805

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Только тогда я смогу умереть. Я не хочу причинять своей
семье боль.
26.11.1996
Хуберт
Всего год назад у Хуберта после трех лет болезни умерла от рака мать. Она была родом с Борнео. Отец, коренной баварец, познакомился с ней во время биологических исследований в Индонезии. Он беспокоился за Хуберта, поскольку мальчик часто болел, а его успехи явно не соответствовали его способностям. Я тоже заметила это по умным вопросам, которые он задавал. Хуберту очень понравилась игра в семью, и вскоре он расставил себя и свою маму. При этом он захотел, чтобы девочка, которую он выбрал, легла на покрывало на полу. Затем он очертил вокруг нее мелом круг и поставил рядом с ней вазу с цветами. Не выбирая заместителя для себя, он сам подошел к этой «могиле» и поклонился. Он был очень серьезен. Затем он встал на колени и сказал:
|Мама, я помню о тебе всегда». Он был первым, кому я предложила сказать: «Пожалуй-та, дай мне твою силу, чтобы я мог жить хорошо». Он встал : произнес эти слова стоя. А девочка по собственной инициативе сказала: «Да, живи, [не хорошо». Весь класс вздохнул с облегчением. Еще я сказала ему: Твоя мама будет рада, что ее старания тебя вырастить не [ропали даром». Он засмеялся. В дальнейшем Хуберт превратился в смышленого, неуго-юнного мальчугана. Он добился очень хороших результатов математике, английском и биологии. Весь класс обратил
43

44
на это внимание, и ребята сказали: «Ты принял добрые дары :воей мамы». Они перефразировали слова, которые часто произносила я: «Примите добрые дары ваших родителей». <Это верно, — сказал Хуберт, — только вот биология у меня от отца».
О смерти
Я представляю себе, что еду вверх по золотому эскалатору и что там наверху на небесах я снова встречаю мою маму. Потом я, может быть, встречу Господа Бога, и что я могу смотреть вниз и как меняется мир. Я хочу вместе со своей семьей стать знаменитым.
Инго
После того как Хуберт сделал свою расстановку, утром к моему столу протиснулся Инго и стал настойчиво просить разрешения тоже сделать расстановку. Я знала, что его родители умерли вследствие употребления наркотиков. Мальчика с любовью приняли в семье дяди, брата его отца. У дяди и тети была дочь, кузина Инго, которая была старше его на шесть лет.
Как отражено в его маленьком сочинении, конфликт Инго состоял в том, что он не знал, довольны ли его умершие родители тем, что он любит своих опекунов. В нем жило некое стремление, желание, чтобы что-то произошло, и, как он выражался, он смог бы показать, насколько сильнее он любит своих родных родителей.
На основании множества примеров из психотерапевтической практики я уже знала об опасности, которая может существовать для тех, кто очень рано потерял родителей. Иногда их тянет к царству мертвых, возможно, чтобы снова оказаться рядом с родителями. Душа не знает разницы между жизнью и смертью. Такие люди очень часто впадают в депрессию, у них мало жизненных сил.
Инго всех нас немножко пугал. Дети рассказывали мне, что часто в разгар игры он вдруг терял желание играть, убегал и где-
45

46
нибудь сидел, пока кто-нибудь не выводил его из оцепенения. Тогда какое-то время с ним снова можно было общаться.
Внезапно я увидела эту опасность в глазах ребенка и согласилась. Мы договорились сделать расстановку на последнем уроке перед обедом, чтобы у него было время внутренне подготовиться.
Инго выбрал заместителей не только для умерших родителей, но и для своих опекунов и их дочери. Расставив их, он сразу же захотел сам встать на свое место.
Сначала, стоя рядом с дядей, он смотрел на своих родителей. Было отчетливо видно, что все живые смотрят только в одном направлении — на умерших. Заместители родителей Инго обладали для всех остальных огромной притягательной силой.
Затем Инго отделился от группы, чтобы пойти к родителям. Сначала он хотел пойти один, но потом вернулся, взял за руку заместителя дяди и вместе с ним пошел к «могиле». Как и Хуберт, он поставил рядом со стоящими на этот раз родителями вазу с цветами. Я не давала ему никаких указаний. Он склонился перед ними и сказал: «Я горюю о вас, это так тяжело». Он заплакал. Мальчик, который играл его дядю, обнял его за плечи. Затем его словно потянуло встать на колени. Я предложила ему попросить у родителей благословения. Он это сделал. Заместители родителей, опять же безо всяких указаний с моей стороны, положили руки ему на голову. (О символе возложения рук мы тогда уже говорили.) Затем я отвела его вместе с дядей на место рядом с тетей и сестрой. Все четверо живых развернулись. Теперь родители Инго стояли по диагонали позади него. Он сказал тете и дяде: «Я благодарен вам за то, что могу у вас жить». Сначала это подействовало на мальчика очень благотворно. Но, как явствует из его сочинения, свой конфликт он, по-видимому, так и не разрешил.
«У вас умершие люди важны», — сказал Инго, сдавая свое сочинение. Я ответила: «Да». Его личико просветлело. «Когда я в тот раз поклонился родителям, я почувствовал их вот тут, внутри», — сказал он и похлопал себя по груди.
47
О смерти
Я хочу, чтобы я снова увидел мою маму и моего папу, потому что они уже умерли. Я бы мог им сказать, что я их люблю. Иногда я вижу моих родителей во сне. Тогда я бы обнял мою маму и моего папу. Я хочу, чтобы я лежал в постели и больше не просыпался. После смерти я бы хотел опять стать человеком, тогда я пришел бы к моим приемным родителям и сказал им: Я вас очень, очень люблю и благодарю вас.
Иван
Иван — албанец из Косово. Он жил со своей матерью и ее вторым мужем, пожилым человеком, который в то время был при смерти. Отец Ивана погиб на войне. Мальчик прекрасно учился, он быстро осваивал немецкий, за короткое время овладев значительным словарным запасом. Но его никак не удавалось уговорить пойти после средней школы в гимназию, после бегства с родины он чувствовал себя не готовым к другим социальным переменам.
Прошло много времени, прежде чем он рассказал о смерти своего отца и страхе, что отчим скоро тоже умрет. Я уже знала об этом из разговора с его матерью. Поэтому я смогла понять его сочинение. С расстановкой Иван подождал до после Пасхи. Ко мне подошли другие ребята и передали слова Ивана, что он хочет сделать расстановку. Тогда я спросила его самого и увидела, что ему пока трудно.
Незадолго до Троицы он решился. Он принес фотографию отца и положил ее на пол., Затем поклонился перед ней. Больше он ничего делать не стал. Одноклассники, которые иногда, бывало, бестактно выкрикивали: «Да встань же ты на колени!» или «Скажи ему, что ты хорошо живешь в его честь!» и другие подобные фразы, которые мы разработали за это время, сидели тихо. Затем Иван взял фотографию, прижал к сердцу, пошел к парте и убрал ее. Еще некоторое время в классе стояла полная тишина.
48

49
В последнее время Иван подружился с Хубертом, которому я очень советовала приложить дополнительные усилия к тому, чтобы поступить в гимназию. Как мне сказали, на следующий год они пошли в гимназию вместе.
О смерти
Я хочу, когда я умру, чтобы я потом еще жил. Но я не знаю во что мне верить. Кто-то говорит, что когда человек умирает, то он больше не живет, другие говорят, что еще живет. Я хотел бы, когда я умру, чтобы я еще раз жил и был человеком, чтобы я был очень богатым и счастливым.
Ясин
Ясин сделал расстановку незадолго до Дня Всех Святых в рамках нашей пятничной беседы. Дело было так:
«Я у моей мамы любимчик», — уверенно заявил маленький босниец. Класс, 24 ученика одиннадцати-двенадцати лет, сидел в кругу. В этот раз тема была следующая: «У Эрики будет братик или сестренка». Мы говорили о том, какое место занимают в ее семье дети и как по-разному это может восприниматься каждым. «Я вам покажу», — сказал Ясин и быстро выбрал заместителей для отца, матери, себя и брата. Дети уже не раз играли в семью и знали, что нужно делать.
С того момента, как все четверо были поставлены на места, заместительница матери не сводила глаз с заместителя Ясина. Я спросила ее, может ли она видеть мужа и второго сына. Она сказала, что нет. Ее взгляд явно шел куда-то дальше, она смотрела словно сквозь Ясина. «Но кого она там видит?» — подумала я и спросила Ясина, не потеряла ли его мать кого-нибудь из членов семьи.
Глаза у Ясина покраснели, но он продолжал держаться молодцом и не заплакал. Он рассказал: «Мой дядя, мамин брат, носил еду заключенным. Лагерь был через поле. На этом поле они его застрелили. Ему было 19 лет».
50

51
Тогда я поставила рядом с мамой еще одного мальчика из класса и вместо заместителя Ясина поставила его самого. Стоя перед мамой и дядей, он тихо плакал, украдкой вытирая слезы.
Я предложила: «Скажи своему дяде, чтобы он тебя защищал». Я подумала, что это будет правильно, раз он так беззащитно шел через поле, где ему пришлось умереть. «Дорогой дядя, защищай меня», — сказал Ясин. Мальчик, который был дядей, вдруг по собственной инициативе положил руку Ясину на голову и сказал: «Я защищу тебя».
Теперь я попросила Ясина встать перед матерью и сказать: «Дорогая мама, я всего лишь твой ребенок». Он сказал это по-сербски. Девочка, игравшая мать, сама была родом из Югославии и поняла его. Она обняла мальчика и сразу же отпустила. Но импульс прижать его к себе был очень силен. Они оба были немножко застенчивы. Позже я иногда наблюдала за ними. С тех пор у них были очень теплые отношения, хотя заместительница матери была очень высокой девочкой, а Ясин был скорее мал для своего возраста. Разумеется, в конце я всегда прошу детей стряхнуть с себя свои роли. Но эта связь сохранилась у них и в повседневной жизни.
После расстановки этот обычно бойкий и уверенный в себе паренек стал неуверенным, боязливым, стал хуже учиться. Так продолжалось несколько месяцев. Что-то пришло в нем в движение. Я сопровождала его в этом процессе, подбадривала. Ему было шесть, когда он вместе с матерью, выглянув из окна кухни, стал свидетелем этого убийства. Постепенно ему удалось свыкнуться со своей новой ролью — ролью маленького мальчика. Он снова стал веселым, но по-другому — именно как одиннадцатилетний.
Мама Ясина с того момента, как вместе с сыном пережила эту трагедию, видела в нем только своего брата. В этом случае ребенок неосознанно пытается заменить собой ушедшего. Маленький мальчик перестал быть собой и «заважничал».
52
О смерти
Иногда, когда я лежу в постели, я думаю о смерти. Иногда я боюсь и думаю, что попаду в другой мир. Я хочу стать очень богатым и очень счастливым.
Мне очень жаль, что брат моей мамы умер на войне. Я хочу, чтобы ты меня защищал.
26.11.1996
Мария
Мария очень серьезно задумалась над историей Ясина. Однажды она подошла ко мне, чтобы поговорить. Девочка рассказала, что она, как и Ясин, любимица своей мамы. У нее есть сестра, которая старше ее на два года, но «я важнее», как она выразилась. Теперь она думает, не лучше ли ей занять правильное второе место. Я согласилась с ней и посоветовала как-нибудь между прочим сказать сестре: «Я знаю, что ты — первая, а я — вторая». И пообещала, что если этот простой способ не подействует, то мы сделаем расстановку. Через две недели Мария подошла ко мне и сказала: «Уже подействовало». Она поговорила с сестрой, та ей сначала не поверила и сделала вид, что ничего не слышала. За обедом Урсула — так звали сестру — села рядом с матерью, где раньше всегда сидела Мария. Это была проверка. Мария села на второе место. С этого дня между сестрами начались совершенно новые отношения. Мария рассказала мне, что Урсула взяла ее с собой в спортивную секцию и стала помогать с уроками. От мамы девочек, с которой я об этом поговорила, я узнала, что в детстве она в результате несчастного случая потеряла сестру, на которую Мария очень похожа.
Ева
Ева первой взяла ручку, чтобы написать о смерти. Она пока мало рассказывала о доме, была чрезвычайно робкой и
53
из-за близорукости старалась сидеть на первой парте. Девочка обычно выглядела бледной, часто простужалась, кашляла или мучалась от аллергии. У нее оставалось не так много возможностей, чтобы быть веселой и радоваться жизни. Несмотря на то, что она очень старалась, в школе ей никак не удавалось как следует сосредоточиться.
Прочитав ее сочинение, я спросила, о каком дедушке она написала. Оказалось, что это отец ее мамы, который умер, когда матери Евы было двенадцать лет.
Я вспомнила некоторые расстановки взрослых людей, на примере которых можно было воочию убедиться, насколько велика готовность детей делить с родителями тяжелую потерю. На основании того, что написала Ева, я предположила, что она бессознательно скорбит о дедушке за свою мать.
Она даже написала: «Я никогда его не забуду», хотя совсем его не знала.
По работе с клиентами я знала, что неосознанная скорбь может ослаблять физически, и у меня перед глазами встала сестра Евы, на два года младше ее, с румяными щеками и блестящими густыми волосами. Их мама однажды сама сказала мне, что не может понять, откуда у Евы такая конституция.
По рисунку девочки создавалось впечатление, что она (вместо мамы?) хочет отправиться на небеса.
Я спросила, не хочет ли она расставить маму и дедушку. Девочка сказала, что хочет.
Заместителей мамы и папы она поставила на одной линии на расстоянии примерно полутора метров друг от друга. Сестру — напротив них. Свою заместительницу Ева поставила за матерью, рядом с заместителем рано умершего деда.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Гусаковский В.Е., Соковнина М.С. Основные принципы психологического консультирования в образовани
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Григорьев Ю.М., Муравьев В.М., Потапов В.Ф. Олимпиадные задачи по физике. Международная олимпиада "Туймаада"
  • Сценарий выпускного для 11 класса
  • Главный Редактор. Сценарий Первое Сентября
  • Босова Л.Л. и др. Информатика. 5-7 классы. Занимательные задачи
  • Притча «Дополнительные навыки»
  • Редактор. Стихи на день учителя - Не надо забывать учителей
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Калиниченко Е.В., Сергиенко В.В. Изобразительное искусство. 1 класс
  • Калиниченко Е.В., Сергиенко В.В. Изобразительное искусство. 3 класс
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Дасс Рам. Зерно на мельницу.
  • Винокурова И., Наумова С. Увлекательные диктанты по русскому языку для начальной школы
  • Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Английский язык. Учебник для 8 класса
  • Гуревич П.А., Кабешов М.А. Органическая химия. Полезные сведения для школьников и учителей - история, теория, задачи и решения
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Уоллес Э., Хенкин Б. Искусство психического целительства.
  • Чимирис Ю.В. Читаем и пишем грамотно по-английски. 1 класс
  • Артем Ковтун. Алгоритм принятия решений
  • Манухина Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1-3 встреч с клиентом
  • Редактор. Выпускники. Вечер встреч.
  • Иванова Е.П. История Отечества. Проблемы. Взгляды. Люди. Под редакцией
  • Чимирис Ю.В. Читаем по-английски. 1 класс
  • Чимирис Ю.В. Читаем по-английски. 1 класс
  • Чимирис Ю.В. Читаем по-английски. 2 класс
  • 73natasha. День знаний
  • Притча «Три вида учеников»
  • Жохов В.И., Терехова А.А. Математический тренажер. 3-4 классы
  • Денищевой Л.О. ЕГЭ. Математика. Контрольные измерительные материалы 2005-2006. Под ред
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Литвиненко В.Н. Сборник задач по стереометрии с методами решений
  • Генограмма, как инструмент системной семейной психотерапии
  • Тимофеева С. Использование зеркала Гезелла при подготовке системных семейных психотерапевтов
  • Фанч Флемминг. Пути преобразования.
  • Пилипенко А.Т. Справочник по элементарной химии. Под редакцией
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Микаэлян Л.Л. Рассмотрение клинического случая в психоаналитическом и системном подходе
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Орлов А.И. Теория принятия решений
  • Редактор. Осенний праздник — поздравляем учителей
  • Притча «Ещё не время»
  • Гусарова О.И. Один консультант – две профессии: больше возможностей для эффективной помощи клиентам
  • Чимирис Ю.В. Читаем по-английски. 3 класс
  • Шулакова Ольга Ивановна. Консультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов 'ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь