|
Аллен Ф. Харрисон, Брамсон Роберт М. Думай и достигай.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 20823
Автор: Аллен Ф. Харрисон, Брамсон Роберт М.
Название: Думай и достигай. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Теория для тех, кому нужна теория
Ниже мы приводим в краткой форме некоторые концептуальные основы нашей работы, также служившие стимулом. Тем, кто хочет прочесть еще что-либо на эту тему, мы даем в конце книги список некоторых исследовательских работ, которые, по нашему мнению, служат хорошей основой для начинающих. Загляните в раздел "Список литературы". Мотивированные стратегии Человеческие существа мало что делают наугад или без причины. Когда младенец к чему-то тянется, он недолго делает это наугад, поскольку всякий раз, когда он протягивает руки, это чем-то заканчивается. Блестящая погремушка, решетка кроватки, лицо или рука родителя — вот к чему он тянется и что хочет пощупать, и прикосновения ему либо нравятся, либо не нравятся. Таким способом ребенок осваивает мир — не только как "все то, что не является мной", но также и как место, где есть нечто приятное и неприятное. По мере того, как Джонни или Дженни растут, они приобретают все больше знаний о том, что дает им наибольшее удовлетворение и наименьшее разочарование. Поначалу их удовлетворение носит общий характер: освобождение от дискомфорта, пища, тепло, нежное прикосновение. Более поздние награды становятся все более осязаемыми и конкретными: конкретная пища, утоление боли в конкретной части тела; любящее прикосновение человека, который для них много значит. Поначалу знание является неопределенным, а процесс обучения — простым и механистическим. Со временем начинается чудесный процесс мышления. Ребенок осознанно и направленно хочет чего-то и представляет себе, как этого можно достичь. Такое знание можно разделить на две принципиальные части. Прежде всего, это — карта реального мира: все, что существует вовне, и все, что с этим происходит. Большинство психологов считают, что исходные 217 Думай и достигай карты полны искажений. Мир, видимый из детского манежа, полон магических сюрпризов и оптических иллюзий. Но, независимо от степени искажения, эта картина дает базу13 для действий. Сам факт наличия впечатлений от мира вряд ли может помочь Джонни получить то, что ему хочется. Он должен выполнить действия некоторым целенаправленным способом. Некоторые из подобных действий окажутся успешными и будут закреплены. Другие осложнят ему жизнь или просто будут безуспешными, и он от них откажется. Таким образом, со временем по мере того, как его мир будет становиться все более дифференцированным, а желания и нежелания — более определенными, ребенок начинает приобретать репертуар стратегий. Конкретные виды деятельности и способы мышления, связанные со стратегиями, вытекают из сложного набора обстоятельств, окружающих Джонни и Дженни в период их роста. Имея врожденный темперамент, конкретный набор талантов, пример родителей, братьев и сестер, идеальные и сумасшедшие модели, огромное количество факторов внешней реальности и уникальную совокупность желаний и потребностей, каждый из нас вырабатывает свой собственный вполне определенный набор стратегий. Эти стратегии, подвергаемые постоянному оттачиванию и приукрашиванию, идут с нами через подростковый период во взрослый мир как базовые режимы деятельности. Мы полагаем, что предпочтительные характеристики стиля мышления вырабатываются именно этим способом. Предположим, что я — маленький ребенок. Я фантазирую и задаю неожиданные вопросы. "Папа, Луна выглядит, как лицо. Там что, человек сидит?". Мой отец — очень серьезный человек. На такие вопросы он привычно отвечает: "Не говори глупостей!" Когда это случается далеко не в первый раз и более поздние влияния не вмешиваются в ситуацию, я скорее всего отка- 218 Теория для тех, кому нужна теория . жусь от фантазии и аналогии как от ПОДХОДЯЩИХ стратегий получения новых знаний. Вместо этого я приму решение задавать вопросы упорядоченно и разумно, потому что именно так поступает мой отец. Я расту и обнаруживаю, что есть определенные способы поведения, которые считаются приличными. Именно таким образом следует поступать. Например, моя мать очень не одобряет, когда я веду себя эгоистично. Она говорит: "Ты должен делиться игрушками со своей сестрой". "Ты должен всегда помогать малышам, когда они попадают в беду." "Не веди себя грубо во время игры." "Дженни всегда вежливо ведет себя со взрослыми. Ты тоже должен быть таким." Она не просто говорит так, но и поступает соответственно в своей собственной жизни. Я расту, вырабатывая определенные ценности и понятия о том, как делиться друг с другом, помогать, обращаться друг с другом мягко, уважать правила мира взрослых. Есть свидетельства тому, что к двум годам некоторые дети приобретают привычку подобного альтруистического взгляда на мир. А Джонни все это время растет в атмосфере напряженности, усиленной заботы его родителей о его здоровье и благополучии, под неусыпным контролем и в рамках жесткого распорядка. С самого начала он начнет вырабатывать стратегии, соответствующие этой атмосфере. Для них будут характерны осторожность, тщательное тестирование, глубокая оценка альтернатив, иными словами — аналитический подход к реальности. Однако невозможно сказать с уверенностью, что все будет именно так. По невидимым ныне причинам (хотя об этом можно поразмыслить) Джонни может вырасти с потребностью контролировать других, быть независимым и свободным. В этом случае при взаимодействии с реальностью Джонни может оказаться наглым, самоуверенным, беспечным и готовым рисковать. В той степени, в которой такое поведение и стиль мышления будут приводить к успеху, они могут стать частью его личности. 219 Думай и достигай Теория для тех, кому нужна теория Слабость как результат чрезмерного использования силы В романе "Человек для себя" Эрих Фромм высказал мысль, что люди изучают важные жизненные стратегии для решения своих ключевых проблем. По его словам, вырабатываемые стратегии и линии поведения могут оцениваться как продуктивные или непродуктивные, в зависимости от их соответствия ситуации. Идея о том, что одно и то же поведение может быть одновременно слабостью и сильной стороной, не нова. Но очень полезна идея о том, что все дело в чрезмерном использовании потенциально конструктивного поведения. Например, мы обнаружили, что концепция чрезмерного использования сильных черт, приводящего к потенциальной слабости, выступает как мощный инструмент анализа данных поведения "трудных людей". Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|