Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24971

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Говоря о проблемах многословной анкеты и рекомендуя придержи-ваться некоторого оптимального количества слов в ней, надо сказать, что речь здесь идет только о так называемых прямых вопросах, которые необхо-димо отличать от ситуативных и образных. В последних многословность является необходимым условием, поскольку они должны подробно описы-вать ту или иную ситуацию, чтобы донести до респондентов мысль или по-нятие, содержащиеся в вопросе. В прямых вопросах смысл дается в общих понятиях, что требует четкого подбора понятий и понятийных выражений. Каждое новое слово как понятие, не обусловленное смысловым содержанием вопроса, может затруднить его понимание респондентом и, как уже говорилось, даже отвлечь его внимание.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский сказал: "Чем меньше слов, тем меньше недоразумений" . Правда, это было сказано совсем по другому поводу, но это высказывание подходит и к нашему случаю.
Действительно, лишние слова нередко приводят к недоразумению. Вопросы и альтернативы необходимо формулировать коротко и ясно, чтобы можно было понять смысл с первого чтения: "Какова категория сложности туристического похода, в котором Вы последний раз участвовали?", "Кем Вы работали до поступления на данное предприятие?", "Любите ли Вы телепередачу "В мире животных"?" и т.д. Повторяем, что простую анкету построить довольно трудно, и если вам кто-нибудь скажет после ваших многодневных и мучительных трудов: "Такую анкету и я мог бы составить", попросите его это сделать. И если он попытается, то вы никогда не услышите от него подобных высказываний.
Малословность или многословность анкеты непосредственным обра-зом влияют на общий объем анкеты, под которым понимается общее коли-чество вопросов. Связь эта прямая: многословная анкета с большим количе-ством вопросов делает анкету объемной, тогда как малословная анкета с не-большим количеством вопросов делает ее компактной.
Надо учесть, что влияние этих двух факторов не однозначно. Боль-шое количество слов может быстрее утомить респондента, даже если анкета содержит небольшое количество вопросов, поскольку пробираться через ча-стокол слов к смыслу вопроса порой весьма трудно. Малословная анкета, содержащая большое количество коротких вопросов, сформулированных ясно и четко, менее утомительна.

Объем анкеты. Часто спрашивают, сколько вопросов должно быть в анкете и сколько времени для заполнения она должна занимать? Если ори-ентироваться на среднюю по сложности анкету, то самый простой и в об-щем-то верный ответ будет таков: в среднем 50-70 вопросов, по времени - в пределах 30-40 минут.
Некоторые социологи увлекаются большими анкетами, содержащими 100-200 и даже больше вопросов и занимающими по времени на ответы по два и более часов. Составитель такой анкеты не думает о респонденте и заботится только о том, чтобы задать как можно больше вопросов. При этом считается, что респондент все выдержит. Наивно предполагать, что опрашиваемые обязательно должны ответить на все вопросы - в этой наивности сказывается методическая неопытность исследователя.
Практика показывает, что большие анкеты, занимающие по времени более 40 минут, утомляют респондентов, снижается результативность опро-са: понижается активность опрашиваемых, их заинтересованность в работе, и в конечном итоге мы получаем некачественно заполненную анкету. Опыт показывает четкую зависимость между количеством вопросов в анкете и числом отказов. Любой социолог может это проверить, подсчитав, насколь-ко возрастает количество не ответивших в зависимости от числа вопросов. В среднем такое снижение идет в пределах 3-15%.
Но было бы неправильно чрезмерно строго регламентировать объем анкеты, т.е. количество вопросов и время ее заполнения. Хотя и существуют разумные пределы и границы объема анкеты, но в каждом конкретном слу-чае ее объем обусловливается прежде всего содержательными моментами исследования и рядом субъективных и объективных факторов.
Во-первых, весьма существенную роль играет психологический фак-тор. Так, в зависимости от того, насколько заинтересовала респондента ан-кета, может меняться ее объем. Самая большая анке6та может легко запол-няться и субъективно занимать немного времени, если она будет интересна. И наоборот, анкета может быть и небольшой по объему, но если она плохо составлена, раздражает респондента, то отвечать на нее будет настоящей мукой.
Можно проверить анкету (это необходимо делать при пилотажном (пробном) опросе), спрашивая респондентов после заполнения, сколько времени потребовалось для ответов на вопросы. Если субъективное время окажется ниже среднего фактического времени, требуемого для заполнения, и если анкета респондентам понравилась, то можно считать, что вопрос с объемом анкеты решен правильно. Если субъективное время окажется больше фактического среднего, значит необходимо ее переделывать. Дело заключается в том, насколько респондент увлечен анкетой, предлагаемым ему заочным разговором. Об этом можно судить хотя бы потому, что от иного неинтересного собеседника хочется сбежать через десять минут, а с другим можно разговаривать часами. Поэтому необходимо помнить о психологическом восприятии всей анкеты в целом и каждого вопроса в отдельности.
Во-вторых, различные группы опрашиваемых, в зависимости от об-разования, культурного уровня, имеют различные навыки работы с печат-ными материалами. В зависимости от этих особенностей меняется и восприятие анкеты, и время, затраченное на ее заполнение. Более образованные люди, естественно, быстрее схватывают сущность того или иного вопроса, и, соответственно, у них уходит меньше времени на заполнение анкеты. Респонденты, имеющие низкий уровень культуры и образования, труднее воспринимают предлагаемый для анализа текст, соответственно, им требуется больше времени для заполнения анкеты.
Если обратиться к рабочим низкой квалификации с вопросами, пред-назначенными для ИТР, то существует большая вероятность, что Вы не по-лучите качественного заполнения анкеты из-за чрезмерной их сложности. Нередко при разработке анкеты и вопросов социолог исходит из своего по-нимания и восприятия вопросов, но поскольку социолог обычно имеет до-статочно высокий уровень культуры и образования, часто более высокий, чем опрашиваемый, формулированные им вопросы могут оказаться слиш-ком сложными для респондентов. При составлении анкеты и разработке во-просов необходимо точно знать, на кого она рассчитана, кто выступает объ-ектом исследования.
В-третьих, объем анкеты зависит от сложности представленных в ней вопросов. Психологические тесты содержат нередко несколько десятков вопросов, но они легко воспринимаются испытуемыми, поскольку вопросы, как правило, довольно просты и отвечать на них по типу "да", "нет" не представляет большого труда. В социологических анкетах довольно часто ставятся сложные вопросы с различной системой ответов, например, табличные или комбинированные по форме, довольно сложные по содержанию, мотивационные, требующие умственного напряжения, памяти, оценивания. Поэтому, если исследовательские задачи требуют сложных для понимания и заполнения вопросов, то следует делать небольшую по объему анкету.
Надо сказать, что из любой, даже самой маленькой анкеты можно снять довольно большой объем информации, которая по качеству может удовлетворить самого требовательного исследователя и заказчика. Разуме-ется при этом необходимо уметь оперировать материалом, т.е. материал первичной социологической информации (ответы респондентов) уметь представить в некоторой системе отношений и взаимосвязей. Например, бюллетени по временной нетрудоспособности могут дать такой же объем информации, как и средняя по объему анкета. Неопытный социолог, стре-мясь получить нужную информацию, нередко придерживается в своих рас-суждениях уровня одномерных связей по типу "вопрос-ответ". Это заставля-ет его прибегать при решении той или иной исследовательской задачи к разработке большого количества вопросов. Чтобы решить при таком подходе все исследовательские задачи, в самом деле требуется довольно много вопросов. Но это количество можно существенно сократить, если использовать двухмерные и трехмерные связи (соответственно применяя и другую систему рассуждения, а именно рассуждения, касающиеся взаимосвязи явлений).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Притча «О вопросах»
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Разнообразие»
  • Как помириться с парнем?
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Притча «Корысть»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Как сосчитать звёзды?»
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • К чему снится арбуз?
  • Быстродействующие привороты с сигаретами
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • К чему снится баня
  • К чему снится начальник
  • Заговор на хорошую работу, чтобы получить высокооплачиваемую должность
  • Притча «Ответы»
  • Дюпрель К. ФИЛОСОФИЯ МИСТИКИ
  • К чему снится драка?
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Голдсмит Г.Н. Конфиденциальность и психоаналитическое отношение
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Использование чёрной магии при привороте мужчины
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Притча «Носитель»
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Приворот белой магии
  • О чем говорит рукопожатие? Различные виды рукопожатий и их значение



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь