Анастази А. Дифференциальная психология.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 28887

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

всем тестам. Однако меньшей неполноценностью отличались деревенские дети, имевшие больше возможностей для обучения. В обеих группах наблюдалось довольно устойчивое возрастное уменьшение, также менее выраженное в деревенской группе. Среди горных детей средний показатель интеллекта имел тенденцию к понижению в вербальных тестах по сравнению с невербальными и тестами действия.
Можно добавить, что возрастное уменьшение не ограничивается относительно необычными группами детей, обсуждаемыми в этом разделе, но описывается также для других неимущих групп. Это особенно заметно там, где существует нехватка образовательных возможностей. Среди групп с обнаруженным падением коэффициента интеллекта с возрастом можно назвать: детей из южных фабричных городков с низким социально-экономическим уровнем (52); детей, воспитанных в районе с высокой преступностью большого города (60); а также детей, принятых в сиротские приюты после разных периодов проживания в своих собственных крайне неблагополучных семьях (101). Такие возрастные изменения были замечены также в исследованиях деревенских детей, что подлежит обсуждению в следующем разделе.
СЕЛЬСКО-ГОРОДСКИЕ И ДРУГИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Сельско-городские различия в тестовых оценках. Неоднократно уже демонстрировался факт среднего отставания в выполнении современных тестов группами деревенских детей по сравнению с городскими1.
В таблице 27 представлены типичные результаты, основанные на стандартизованной выборке Стэнфорд—Бине (73). Включены также отдельные средние значения для городских и пригородных групп, но, как и ожидалось, эти группы не дают ощутимых различий. Пригородные сообщества находятся в пределах близкого сообщения с крупными городами и разделяют большинство преимуществ городских центров. С другой стороны, У
1 Полное резюме ранних исследований можно найти у Шимберга (95).

Социально-классовые различия
687
деревенских детей средние показатели интеллекта примерно на 10 пунктов ниже, чем у городских, в школьном возрасте (6— 18), и приблизительно на 5 пунктов ниже в течение дошкольного периода (2—5'/,). К тому же примечательна слабая тенденция падения для деревенского коэффициента интеллекта в начале школьного периода, такой тенденции среди городских детей не обнаружено (107). В стандартизированной недавно WISC (шкале Векслера для измерения интеллекта детей), показатели сельских детей вновь в среднем были значительно ниже, различие несколько увеличивалось по вербальной шкале по сравнению со шкалой действия (92).
Таблица 27 СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА СТЭНФОРД—БИНЕ ГОРОДСКИХ, ПРИГОРОДНЫХ, и ДЕРЕВЕНСКИХ ДЕТЕЙ. (ДАННЫЕ ИЗ МАК-НЕМАРА, 73, с. 37.)
ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ
МЕСТНОСТЬ 2-5% 6-14 15-18
N Средн. N Средн. N Средн.
Городская
Пригородная
Сельская 354 158 144 106,3 105,0 100,6 864 105,8 537 104,5 422 95,4 204 107,9 112 106,9 103 95,7
В основательном и исчерпывающем исследовании Болдуина, Филлмора и Хедли (7), проведенном в Айове, была доказана важность возрастного фактора в величине сельско-городско-го различия. Дети четырех сельских сообществ были сопоставлены с детьми Айова-Сити, а также с нормами по множеству тестов на умственные способности для различных возрастных уровней. Результаты показали отсутствие заметной неполноценности среди деревенских младенцев. Для дошкольной группы сельская неполноценность проявилась на уровнях 5- и 6-летних детей, в более раннем возрасте существенных различий не обнаружено. Однако деревенские школьники показали определенное интеллектуальное отставание, увеличивавшееся по мере обучения. Этот недостаток был также более выражен в школах, где был всего один класс по сравнению с консолидированными школами.
Анализ выполнения деревенскими детьми различных тестов или их частей выявил большее отставание в вербальном содержании. Что касается тестов действия, примечателен тот факт,

688
Дифференциальная психология
что сельские дети превосходили городских в тесте незавершенной картинки «кобыла—жеребенок», изображающей сельский пейзаж. Другие тесты действия, включавшие скорость, деревенские испытуемые выполняли недостаточно хорошо вследствие медлительности и обдумывания движений. Обычные требования работать быстро, по-видимому, не стимулировали детей должным образом. Однако скорость движений посредством неоднократных просьб могла быть увеличена. Исследователи считали, что «явное непонимание детьми смысла спешки предполагается как результат некоторых влияний окружающей среды» (7, с. 254).
Деревенские дети имеют тенденцию к худшему выполнению групповых тестов по сравнению с индивидуальными (82). В групповом тесте деревенскому ребенку может помешать робость в присутствии незнакомых людей, трудность, которую отчасти можно преодолеть путем установления доверительных отношений со стороны исследователя при назначении индивидуального теста. Обнаружилась также связь оценок теста на интеллект с качеством почвы. Живущие на фермах с хорошей землей дети показывают более высокие средние оценки, чем дети из холмистых районов с бедной почвой (83). Эти различия, бесспорно, обязаны факту процветания, и, следовательно, лучших образовательных возможностей в областях с лучшим качеством земли.
Сельско-городские различия в тестовых оценках описаны также для некоторых европейских стран. Клинберг (55) проводил сокращенную форму шкалы действия Пинтнера—Патерсона с 10—12-летними мальчиками из Парижа, Гамбурга и Рима, а также сельских областей каждой из трех стран. Обнаружены крупные, значимые различия в пользу городских групп, их величина оказалась намного больше различий между тремя нациями. При сопоставлении полных городских и сельских выборок лишь 30,12 % сельских детей достигли либо превысили городскую медиану. Исследования, проведенные в Швеции (13), Румынии (84, 86) и на Цейлоне (105), так же выявили значимые сельско-городские различия.
Результаты исследований в Великобритании имели тенденцию к уменьшению сельско-городских различий в выполнении теста на интеллект по сравнению с Америкой или другими европейскими странами. Особенно это проявляется в более удаленных сельских районах Великобритании, обычно не показываю-

Социально-классовые различия 689
щих неполноценности относительно городских районов (10, 108). Этот результат проиллюстрирован первым шотландским исследованием, проводившим Стэнфорд—Бине на полной выборке детей, рожденных в Шотландии в определенный день (88). В таблице 28 можно найти средние значения коэффициента интеллекта для четырех городов, промышленного пояса, всей сельской территории и подразделения сельской местности, охватывающего горную местность и острова, которые представляют более изолированные сельские районы. Между средним значением интеллекта любой из этих групп не только нет существенных различий, но высочайшая средняя и наименьшая изменчивость принадлежат горам и островам. Сравнительные показатели городских и сельских групп в этом обследовании нашли достаточное подтверждение в результатах более обширной проверки групповыми тестами1.
При объяснении результатов исследователь заметил, что «возможно, нигде более школьные возможности не уравнены с такой справедливостью, как в Шотландии» (88, с. 273). Необходимо также обратить внимание на большую желательность и престиж сельского образа жизни в британской культуре, чем во многих других странах.
Таблица 28 СРЕДНИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ ШОТЛАНДИИ. (ДАННЫЕ ИЗ РАСКА, 88, с. 272.)
РАЙОН КОЛ-ВО СЛУЧАЕВ СРЕДНИЙ IQ СО
Четыре города 319 100,86 15,29
Промышленный пояс 393 99,19 16,18
Вся сельская территория 162 100,92 14,52
Горы и острова 47 101,79 13,13
Факторы, способствующие региональным различиям. Разница между сельской и городской популяциями отчасти заключается в профессии, но включает и другие важные аспекты физической и социальной среды. Большинство различий имеют отно-
1 Во втором Шотландском исследовании дети из четырех городов получали более высокие средние оценки по сравнению с сельскими районами, однако различие было слишком небольшим, чтобы иметь практическую важность (90, гл. 8).

690 Дифференциальная психология
шение к препятствиям для учебного процесса у деревенского ребенка, а также к типу способностей, испытываемых тестами на интеллект. Сельские районы обычно отличаются недостатком образовательных возможностей. Продолжительность школьного семестра там часто бывает сокращена из-за непроходимости дорог в определенные времена года, или вследствие необходимости привлечения детей к сельскохозяйственным работам в горячую пору, или по другим причинам местного характера. В некоторых случаях учебный год продолжается лишь шесть месяцев. Весьма существенным также является различие в характере и величине обучения в консолидированной школе и школе с одним классом. В последнем типе школы, где ученики всех возрастов и рангов учатся у одного учителя в одной и той же классной комнате, прогресс неизбежно будет замедленным. Также важны различия в доступности учебников и других вспомогательных материалов наряду с обучением учителей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Связь политических пристрастий, сексуальной потенции и интеллекта
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Маргарита Ильина. Психологическая оценка интеллекта у детей
  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Варламов С.Д. и др. Задачи Московских городских олимпиад по физике. 1986 - 2005
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • SvetlaNaABD. Презентация 'Зимние забавы' для 1 младшей группы
  • Ильина М. Н.- Психологическая оценка интеллекта у детей
  • Притча «Когда улыбается удача»
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • О вреде ТВ для ребенка. Как сидение перед телевизором ухудшает интеллект детей
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • М.Н. Бочкова, Н.В. Мешкова. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Дружинин. Психология общих способностей.
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Социометрический статус и самооценка
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
  • Методика многостороннего исследования личности. Проблемы адаптации теста.
  • Два Векслера: сравнительный анализ
  • Боровых Олеся Михайловна. Организация предметно-развивающей среды в младшей группе.
  • Елена Садыкова. Особенности обучения левшей.
  • Ученые сомневаются в надежности IQ-тестов
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Георгий Почепцов. Боевые роботы наступают: автономия как военно-стратегический концепт
  • Е. П. Ильин. Половые и гендерные стереотипы
  • Связь рукопожатия и брака
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Канева Елена Васильевна. Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в сельской местности
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Декарт Р. РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Влияние стиля руководства на психологический климат в организации
  • Детская самооценка: с какого возраста ребенок способен оценивать себя
  • Шаповалов Виталий Современные тенденции и проблемы психодиагностики в системе общего среднего образования
  • Шаманаева Альсия Кадеровна. Воспитание дружбы между детьми младшей группы.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь