Анастази А. Дифференциальная психология.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 28802

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Специальный анализ стандартизированной выборки WISC (шкалы Векслера для измерения интеллекта у детей) выявляет процент испытуемых из разных групп, получивших более высокий коэффициент интеллекта по вербальной шкале, а также процент тех, чьи показатели оказались выше по шкале действия (91). Когда детей распределили в соответствии с родительской профессией, единственное значимое отклонение от случайного распределения произошло в группе интеллигентов и полуинтеллигентов, где у 62 % выше оказался вербальный коэффициент интеллекта, чем действия. В целом городские дети проявляли слабую тенденцию в этом направлении, тогда как сельские дети чаще получали более высокий коэффициент интеллекта действия, чем вербальный. Несмотря на статистическую значимость, этот вид сельско-городского различия был намного меньше расхождения между профессиональными классами.
Интересные в этом отношении данные представлены также Турнбуллом (112) в анализе оценок квалификационного теста в военно-морском колледже. Этот тест состоял из четырех


Рис. 80. Сельско-городс-кие различия в вербальном, математическом, научном разделах и эазделе чтения квалификационного теста в колледже военно-морских сил. (Данные из Турнбулла, 112, с. 31.)
частей: вербальной, научной, чтения и математической. На рисунке 80 мы видим средние оценки двух выборок из 2000 случаев каждая, отобранных на основе размера сообщества, которые представляют городскую и сельскую группы соответственно. Групповое различие было очень большим в вербальной части, незначительно меньшим в части чтения и намного меньшим в математической. В научной части обе группы оказались равны. Надо заметить, что научная доля теста состояла из вопросов «общего смысла», зависящих больше от научного интереса и живого наблюдения, чем от технических знаний. В каждой части теста сравнительная сложность индивидуальных вопросов так же значительно различалась между городской и сельской выборками — результат, говорящий о влиянии специфических окружающих условий.
Тесты на интеллект, главным образом, стандартизируются по городским популяциям, поскольку такие группы легкодоступны в больших количествах. Даже в более тщательно разрабатываемых тестах с выраженным стремлением к соразмерному отображению сельских групп городские субъекты по-прежнему численно значительно превосходили сельских в стандартизованной выборке, как это и бывает в общей популяции. Поэтому в таких тестах, видимо, преобладают вопросы, благоприятствующие городскому жителю, и они могут потерпеть неудачу в адекватной проверке способностей, которыми отличаются селяне. Тесты на интеллект так же подтверждались по таким критериям, как школьная успеваемость, благоприятствующим детям среднего класса. Вообще, способности, важные для какой-либо культуры или субкультуры, склонны к совершенствованию с возрастом; в то время как другие — нет. Это может объяснять падение коэффициента интеллекта сельских и других изолированных групп по тестам, разработанным в пределах городской субкультуры среднего класса.
Представим себе обратный способ применения теста, разработанного по сельской популяции, к городским и сельским

Социально-классовые различия 697
группам, — каковы были бы результаты? Прямой подход к этому вопросу можно найти в исследовании Шимберга (95). Основной план заключался в создании одной формы теста по городским, а другой — по сельским детям. Методики в каждом из направлений были аналогичными. Вопросы для каждой формы отбирались из большей первоначальной совокупности на основе процента детей в городских и сельских выборках соответственно, правильно ответивших на каждый вопрос. По этому методу было подготовлено два шкалированных теста по 25 вопросов, с приблизительно равным возрастанием по сложности. При назначении двух форм новым выборкам городских и сельских детей, городская группа обнаружила значительное превосходство по городской форме; однако в сельской форме выявилось крупное существенное различие в пользу сельской группы.
Подобный подход относительно социальных классовых различий проиллюстрирован некоторыми из исследований комиссии по эволюции человека Чикагского университета под руководством Элисона Дэвиса. С целью изучения «культурных различий» в выполнении теста на интеллект исследователи назначали восемь широко применяемых групповых тестов почти всем детям в возрасте 9, 10, 13 и 14 лет из города на Среднем Западе (29). Посредством показателя характеристик статуса были отобраны для сопоставления группа высокого и группа низкого статуса. Обнаружились широкие различия в сравнительном превосходстве группы высокого статуса не только между тестами, но также по разным вопросам в пределах одного теста. К примеру, вопрос, основанный на понимании термина «соната», успешно прошли 74 % детей высокого статуса и лишь 29 % детей низкого статуса, тогда как с классификацией режущих инструментов справилось 71 % случаев высокого статуса и 74 % — низкого статуса. Все же подавляющее большинство вопросов благоприятствовало группе высокого статуса; различия в пользу группы низкого статуса встречались редко. В другом исследовании, проводившемся как часть того же проекта, Хаггард (40) занимался изучением сравнительного эффекта таких факторов, как практика, мотивация, условия тестирования и форма вопроса при выполнении теста испытуемыми высокого и низкого статусов.
В результате этих исследований был разработан тест, относительно свободный от «социального классового искажения».

698 Дифференциальная психология
Известный как «игры» Дэвиса—Елльса (23), этот тест не требует чтения, все инструкции даются в устной форме. Содержание полностью картиночное, состоящее из проблем, отобранных из опыта повседневной жизни детей в городской американской культуре. Все части теста представлены в виде игр, сделана попытка к созданию комфортной и расслабленной атмосферы. Щедрые похвалы и поощрение используются для повышения мотивации. Несколько вопросов описывают забавные ситуации, введенные с целью дополнительной стимуляции заинтересованности детей. Употребление речи сведено к минимуму.
Недавние исследования бросили тень сомнения на успешность «игр» Дэвиса-Елльса в исключении социальных классовых различий из тестового выполнения (4, 33, 87). Данные указывают на значительное превосходство даже в этом тесте детей высокого статуса, а также на то, что выполнение детьми низкого класса здесь не лучше, чем в стандартных тестах на интеллект, например, Бине и WISC (Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей). Основное возражение к этому тестовому подходу касается валидности. Если тест предназначается для прогнозирования критериев, несущих сами по себе культурную нагрузку, то исключение культурных дифференциалов может лишь понизить его валидность (ср. 2). К примеру, если окружающая среда среднего класса благоприятствует развитию характеристик поведения, ведущего к лучшим школьным достижениям, то любой тест, обоснованно прогнозирующий школьные достижения, будет неизбежно выстроен в пользу ребенка среднего класса. В той степени, насколько классовые различия и другие культурные факторы оказывают влияние на поведение, эти различия найдут отражение в выполнении теста, поскольку последнее — не более чем образец поведения. Не столько сами тесты несправедливы к группам более низкого статуса, как окружающая среда низшего класса не способствует эффективному развитию «интеллекта», по его определению в нашей культуре.
РЕЗЮМЕ
Исследования в американских городах, использовавшие либо метод оценивающего участия, либо показатель характерис-

Социально-классовые различия 699
тик статуса, выявили стратификацию в шесть социальных классов, несмотря на отсутствие в некоторых регионах дифференциации между двумя высшими классами. Классовая структура также была подвергнута комплексному анализу и изучению с помощью методик, основанных на классовой идентификации индивида. Психологические исследования выявили классовые различия в воспитании детей, половом поведении, эмоциональной адаптации, интересах и установках.
Даже до изучения классовой дифференциации были обнаружены профессиональные различия в выполнении теста на интеллект как у взрослых, занимающихся разными видами деятельности, так и у детей, классифицированных соответственно родительской профессии. Шкалами оценивания домашних условий и показателем характеристик статуса получены значимые корреляции с оценками теста на интеллект. Средний коэффициент интеллекта детей из различных сообществ также взаимосвязан с социально-экономическими переменными.
Исследования изолированных групп, например, детей с канальных судов, из горных местностей и цыган, выявляют возрастное уменьшение среднего показателя коэффициента интеллекта. Такое падение отчасти может происходить от изменений в характере функций, проверяемых в разном возрасте, и отчасти из растущего воздействия депривации в окружающей среде.
Сельско-городские сравнения в Америке и других странах показали последовательное превосходство городских субъектов. В этом случае различия также склонны увеличиваться с возрастом. Анализы тестовых оценок штатов или других крупных регионов указывают на первостепенную важность социально-экономических факторов, особенно образовательных расходов. Что касается селективной миграции, некоторые данные позволяют предположить наличие тенденции к интеллектуальному превосходству среди взрослых, переселяющихся из сельских в городские районы, однако дети семей переселенцев не превосходят тех, кто остается в сельской местности. Кроме того, тестовые оценки детей переселенцев возрастают с продолжительностью пребывания в городском сообществе.
Интеллектуальные различия между социальными классами и между регионами проявляют специфичность относительно

700 Дифференциальная психология
проверяемых функций. Каждая субкультура способствует развитию собственного характерного типа способностей и личностных черт. Поэтому тесты, созданные в пределах одной субкультуры, благоприятствуют воспитанным в ней индивидам. Ни один тест не измеряет «интеллект» или «личностную адаптацию» в абстрактном смысле, но любой тест надо толковать относительно подтверждающих его критериев.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Alexander, H. В. A comparison of the ranks os American states in Army
Alpha and in social-economic status. Sch. and Soc, 1922, 16, 388-392.
2. Anastasi, Anne. Some implications of cultural factors for test construction.
Proc, 1949 Conf. Test. ProbL, Educ. Test. Serv., 1950, 13-17.
3. Anastasi, Anne, and Miller, Shirley. Adolescent prestige factors in relation
to academic and socio-economic variables. /. soc. Psychol., 1949, 29, 43-50.
4. Angelino, H., and Shedd, C. L. An initial report of a validation study of the
Davis-Eells Test of General Intelligence or Problem-Solving Ability. /. Psychol., 1955, 40, 35-38.
5. Asher, E. J. The inadequacy of current intelligence tests for testing Kentucky
mountain children. /. genet. Psychol., 1935, 46, 480—486.
6. Auld, F., Jr. Influence of social class on personality test responses. Psychol.
Bull., 1952, 49, 318-332.
7. Baldwin, В. Т., Fillmore, Eva A., and Hadley, L. Farm Children. N. J.:
Appleton-Century-Crofts, 1930.
8. Barker, R. G., and Wridht, H. F. One boy's day. N. Y.: Harper, 1951.
9. Barker, R. G., and Wright, H. F. Midwest and its children: the psychological
ecology of an American town. Evanston, 111.: Row, Peterson, 1955.
10. Bickersteth, V. E. Application of mental tests to children of various ages.
Brit. J. Psychol, 1917, 9, 23-73.
11. Britton, J. H. Influence of social class upon performance on the Draw-A-
Man Test. /. educ. Psychol, 1954, 45, 44-51.
12. Byrns, Ruth, and Henmon, V. A. C. Parental occupation and mwntal
ability. /. educ. Psychol, 1936, 27, 284-291.
13. Carlsson, G. The regional distribution of intelligence. Stat. Rev. (Sweden),
1954, 3, 313-323.
14. Carlsson, G. Social class, intelligence, and the verbal factor. Actapsychol,
1955, 11, 269-278.

Социально-классовые различия 701
15. Cattell, R. В. Occupational norms of intelligence, and the standardization
of an adult intelligence test. Brit. J. Psychol., 1934—35, 25, 1—28.
16. Centers, R. The psychology of social classes. Princeton, N. J.: Princeton
Univer. Press, 1949.
17. Centers, R. Children of the New Deal: social stratification and adolescent
attitudes. Int. J. Opin. Attitude Res., 1950, 4, 315—335.
18. Chapanis, A., and Williams, W. C. Results of a mental survey with the
Kuhlmann-Anderson intelligence tests in Williamson County, Tennessee. /. genet. Psychol., 1945, 67, 27—55.
19. Clark, R. E. Psychoses, income and occupational prestige. Amer. J. Sociol,
1949, 54, 433-440.
20. Davenport, K. S., and Remmers, H. H. Factors in state characteristics
related to average A-12 and V-12 test scores. J. educ. Psychol.,
1950, 41, 110-115.
21. Davis, A. American status systems and the socialization of the child. Amer.
social. Rev., 1941, 6, 345-354.
22. Davis, A. Socialization and adolescent personality. 43rd Yearb., Nat. Soc.
Stud. Educ, 1944, Part I, 198-216.
23. Davis, A., and Eells, K. Davis-Eells Games: Davis-Eells Test of General
Intelligence or Problem-Solving Ability, Manual. Yonkers-on-Hudson, N. Y.: Worid Book Co., 1953.
24. Davis, A., Gardner, В. В., and Gardner, Mary R. Deep South: a social
anthropological study of caste and class. Chicago: Univer. Chicago Press, 1941.
25. Davis, A., and Havighurst, R. J. Social class and color differences in child
rearing. Amer. sociol. Rev., 1946, 11, 698—710.
26. Dubnoff, Belle. A comparative study of mental development in infancy. /.
genet. Psychol., 1938, 53, 67-73.
27. Duff, J. F., and Thomson, G. H. The social and geographical distribution
of intelligence in Northumberland. Brit. J. Psychol., 1923, 14, 192-198.
28. Edwards, A. S., and Jones, L. An experimental and field study of North Georgia
mountaineers. /. soc. Psychol., 1938, 9, 317—333.
29. Eells, K., Davis, A., Havighurst, R. J., Herrick, V. E., and Tyler, R. W.
Intelligence and cultural differences. Chicago: Univer. Chicago Press, 1951.
30. Foulds, G. A., and Raven, J. С Intellectual ability and occupational grade.
Occup. Psychol., bond., 1948, 22, 197-203.

702 Дифференциальная психология
31. Fryer, D. Occupational intelligence standards. Sch. and Soc, 1922, 16,
273-277.
32. Gee, W. and Corson, J. J. Rural depopulation in certain Tidewater and
Piedmont areas of Virginia. Univer. Virginia soc. Sci, Monogr., 1929, No. 3.
33. Geist, H. Evaluation of culture-free intelligence. Calif. J. educ. Res., 1954,
5, 209-214.
34. Gist, N. P., and Clark, С D. Intelligence as a selective factor in urban-
rural migration. Amer. J. Socioi, 1938, 44, 36—58.
35. Gordon, H. Mental and scholastic tests among retarded children. London:
Bd. Educ, Educ. Pamphlet no. 44, 1923.
36. Gough, H. G. The relationship of socio-economic status to personality
inventory and achievement test scores. /. educ. Psychol., 1946, 37, 527-540.
37. Gough, H. G. A new dimension of status. I. Development of a personality
scale. Amer. socioi. Rev., 1948, 13, 401—409.
38. Gough, H. G. A new dimension of status. II. Relationship of the St scale
to other variables. Amer. socioi. Rev., 1948, 13, 534—537.
39. Gough, H. G. A new dimension os status. III. Discrepancies between the St
scale and «objective status». Amer. socioi. Rev., 1949, 14, 275— 281.
40. Haggard, E. A. Social-status and intelligence: an experimental study of
certain cultural determinants of measured intelligence. Genet. Psychol. Monogr., 1954, 49, 141-186.
41. Havighurst, R. J., and Breese, F. H. Relation between ability and social
status in a midwestern community: III. Primary Mental Abilities. /. educ. Psychol, 1947, 38, 241-247.
42. Havighurst, R. J., and Janke, L. L. Relation between ability and social
status in a midwestern community: I. Ten-year-old children. /. educ. Psychol, 1944, 35, 357-368.
43. Havighurst, R. J., and Taba, Hilda. Adolescent character and personality. N.
Y.: Wiley, 1949.
44. Heuyer, G., et al. Le niveau intellectuel des enfants d'age scolaire. Inst.
nat. d"etudes demographiques: Travaux et documents, Cahier 13, 1950.
45. Himmelweit, Hilde T. Socio-economic background and personality. Int.
soc. Sci. Bull, 1955, 7, 29-35.
46. Hirsch, N. D. M. An experimental study of the East Kentucky mountaineers.
Genet. Psychol. Monogr., 1928, 3, 183-244.
47. Hollingshead, A. B. Elmtown 's youth: the impact of social classes on adolescents.
N. Y.: Wiley, 1949.

Социально-классовые различия 7 03
48. Husen, Т. (Concerning the probiem of selective migration on the basis of
intellectual differences) Studia Psychol. Paedagog., Lund, 1948 2, 30-63.
49. Janke, L. L., and Havighurst, R. J. Relations between ability and social
status in a midwestern community: II. Sixteen-year-old boys and girls. / educ. Psychol, 1945, 36, 499-509.
50. Jones, A. W. Life, liberty, and property. Philadelphia: Lippincott, 1941.
51. Jones, H. E., Conrad, H. S., and Blanchard, M. B. Environmental handicap
in mental test perfofmance. Univer. Calif. Publ. Psychol, 1932 5, No. 3, 63-99.
52. Jordan, A. M. Parental occupation and children's intelligence scores. /.
appl. Psychol, 1933, 17, 103-119.
53. Kinsey, A. C, et al. Sexual behavior in the human male. Philadelphia:
Saunders, 1948.
54. Kinsey, A. C, et al. Sexual behavior in the human female. Philadelphia:
Saunders, 1953.
55. Klineberg, O. A study of psychological differences between «racial» and national
group in Europe. Arch. Psychol, 1931, No. 132.
56. Klineberg, O. Negro intelligence and selective migration. N.Y.: Columbia
Univer. Press, 1935.
57. Klineberg, O. The intelligence of migrants. Amer. Sociol. Rev., 1938, 3,
218-224.
58. Leahy, Alice M. The measurement of urban environment. Minneapolis, Minn.:
Univer. Minn. Press, 1936.
59. Lehman, H. C, and Witty, P. A. The psychology of play activities. N. Y.:
Barnes, 1927.
60. Lichtenstein, M. and Bron, A. W. Intelligence and achievement of children
in a delinquency area. J.juv. Res., 1938, 22, 1—25.
61. Livesay, Т. М. Relation of economic status to "intelligence" and to racial
derivation of high school seniors in Hawaii. Amer. J. Psychol, 1944, 57, 77-82.
62. Loevinger, Jane. Intelligence as related to socio-economic factors. 39h
Yearb., Nat. Soc. Stud. Educ, 1940, Part I, 159-210.
63. Lynd, R. S., and Lynd, Helen M. Middletown. N/Y/: Harcourt, Brace,
1929.
64. Lynd, R. S., and Lynd, Helen M. Middletown in transition. N. Y.: Harcourt,
Brace, 1937.
65. Maas, H. S. Some social class differences in the family systems and group
relation of pre- and early adolescents. Child Develpm., 1951, 22, 145-152.
66. MacDjnald, Margherita, McGuire, Carson, and Havighurst, R. J. Leisure
activities and the socioeconomic status of children. Amer. J. Sociol, 1949, 54, 505-519.

704 Дифференциальная психология
67. Mailer, J. В. Mental ability and its relation to physical health and social
economic status. Psychol. Clinic, 1933, 22, 101 — 107.
68. Mauldin, W. P. Selective migration from small towns. Amer. sociol. Rev.,
1940, 5, 748-758.
69. McArthur, C. Personality differences between middle and upper classes. /.
abnorm. soc. Psychol, 1955, 50, 247—254.
70. McCarthy, Dorothea. Language development in children. In L. Carmichael
(ed.). Manual of child psychology. (2nd Ed.) N. Y.: Wiley, 1954, Pp. 492-630.
71. McConnell, J. W. The evolution of social classes. Washington, D. C: Amer.
Coun. Pub. Affairs, 1942.
72. McDonald, H. The social distribution of intelligence in the Isle of Wight.
Brit. J. Psychol, 1925, 16, 123-129.
73. McNemar, Q. The revision of the Stanford-Binet Scale. Boston. Houghton
Mifflin, 1942.
74. Milner, Esther. Effects of sex role and social status on the early adolescent
personality. Genet. Psychol. Monogr., 1949, 40, 231—325.
75. Milner, Esther. A study of the relationships between reading readiness in
grade one school children and patterns of parent-child interaction. Child Develpm., 1951, 22, 95—112.
76. Miner, J. B. Intelligence in the United States: a survey-with conclusions for
manpower utilization in education and employment. N. Y.: Springer, 1956.
77. Neff, W. S. Socio-economic status intelligence: a critical survey. Psychol.
Bull, 1938, 35, 727-757.
78. Phillips, E. L. Intellectual and personality factors associated with social
class attitudes among junior high school children. /. genet. Psychol, 1950, 77, 61-72.
79. Pieter, J. (Intelligence quotient and environment.) Kwart. Psychol, 1939,
11, 265-322.
80. Pope, B. Socio-economic contrasts in children's peer culture prestige
values. Genet. Psychol. Monogr., 1953, 48, 157—220.
81. Preda, G., and Mates, E. (The relation between children's intelligence
and father's occupation). Bui Soc. Psihol Med. Sibiu, 1939, 6, 33-39.
82. Pressey, L. W. The influence of inadtquate schooling and poor environment
upon results with tests of intelligence. /. appl. Psychol, 1920, 4, 91-96.
83. Pressey, S. L., and Thomas, J. B. A study of country children in a good and
a poor farming district by means of a group scale of intelligence. /. appl. Psychol, 1919, 3, 283-286.

Социально-классовые различия 705
84. Radulescu-Motru, С, and Nestor, I. M. (Experimental researches on the
intelligence of the Rumanians.) Acad. Romana, 1948, 50 p. (cf. Psychol. Abstr., 1950, No. 160)
85. Redlich, F. C, et al. Social structure and psychiatric disorders. Amer. J.
Psychiat., 1953, 109, 729-734.
86. Rosea, A. (Intelligence in rural and urban communities). Rev. Psihol,
1939, 2, 131-141.
87. Rosenblum, S., Keller, J. E., and Papania, N. Davis-Eells ("culture-
fair") test performance of lower-class retarded children. /. consult. Psychol., 1955, 19, 51-54.
88. Rusk, R. R. The intelligence of Scottish children. 39h Yearb., Nat. Soc. Stud.
Educ, 1940, Part II, 269-273.
89. Sanford, G. A. Selective migration in a rural Alabama community. Amer.
sociol. Rev., 1940, 5, 759-766.
90. Scottish Council for Research in Education. Social implications of the
1947 Scottish mental survey. London: Univer. London Press, 1953.
91. Seashore, H. G. Differences between verbal and performance IQ's on the
Wechaier Intelligence Scale for Children. /. consult. Psychol., 1951, 15, 62-67.
92. Seashore, H., Wesman, A., and Doppelt, J. The standardization of the
Wechsler Intelligence Scale for Choldren. /. consult. Psychol., 1950, 14, 99-110.
93. Sewell, W. H., Mussen., P. H., and Harris, С W. Relationships among
child training practices. Amer. sociol. Rev., 1955, 20, 137—148.
94. Sherman, M., and Key, Cora B. The intelligence of isolated mountain
children. Child Develpm., 1932, 3, 279-290.
95. Shimberg, Myra E. An investigation into the validity of norms with special
reference to urban and rural groups. Arch. Psychol, 1929, No. 104.
96. Simon, L. M., and Levitt, E. A. The relation between Wechsler-Bellevue
Iq scores and occupational area. Occupations, 1950, 29, 23—25.
97. Sims, V. M. A technique for measuring social class identification. Educ.
psychol. Measmt., 1951, 11, 541-548.
98. Sims, V. M. Sims SCI Occupational Rating Scale: Manual of directions.
Yonkers-on-Hudson. N. Y.: World Book Co., 1952.
99. Sims, V. M. Relations between the social class identification and personslity
adjustment of a group of high school and college students. /. soc. Psychol., 1954, 40, 323-327.
100. Sirkin, M. The relation between intelligence, age, and home environment
of elementary school pupils. Sch. and Soc, 1929, 30, 304—308.
101. Skeels, H. M., and Fillmore, Eva A. Mental development of children
from underprivileged homes. /. genet. Psychol, 1937, 50, 427-439.
23 Дифференциальная психология

706 Дифференциальная психология
102. Skodak, Marie. Children in foster homes: a study of mental development.
Univer. Iowa Stud. Child. Welf., 1939, 16, No. 1.
103. Stendler, Celia B. Social class differences in parental attitudes toward
school at grade-I level. Child Develpm., 1951, 22, 36—46.
104. Stewart, Naomi, A.G.C.T. scores of army personnel grouped by occupation.
Occupations. 1947, 26, 5—41.
105. Straus, M. A. Subcultural variation in Ceylonese mental ability: a study in
national character. /. soc. Psychol., 1954, 39, 129—141.
106. Strong, E. K., Jr. Vocational interests of men and women. Stanford Univer.,
Calif.: Stanford Univer. Press, 1943.
107. Terman, L. M., and Merrill, Maud A. Measuring intelligence. N. Y.:
Houghton Mifllin, 1937.
108. Thomson, G. H. The Northumberland mental tests. Brit. J. Psychol,
1921, 12, 201-222.
109. Thorndike, E. L., and Woodyard, Ella, Differences within and between
communities in the intelligence of children. /. educ. Psychol., 1942, 33, 641-656.
110. Thorndike, R. L. Community veriables as predictors of intelligence and
academic achievement. J. educ. Psychol, 1951, 42, 321—338.
111. Tryon, R. C. Identification of social areas by cluster analysis. Univer.
Calif. Publ. Psychol, 1955, 8, No. 1.
112. Turnbull, W. W. Influence of cultural background on predictive test scores.
Proc. 1949 Conf. Test. Probl, Educ. Test. Serv., 1950, 29-34.
113. Van Alstyne, Dorothy. The environment of three-year-old children: factors
related to intelligence and vocabulary tests. Teach. Coll. Contr. Educ, 1929, No. 366.
114. Warner, W. L., Havighurst, R. J., and Loeb, M. B. Who shall be educated?
N.Y.: Harper, 1944.
115. Warner, W. L., and Lunt, P. S. The social life of the modern community.
New Haven, Conn.: Yale Univer. Press, 1941.
116. Warner, W. L., Meeker, Marchia, and eells, K. Social class in America: a
manual of procedure for the measurement of social status. Chocago: Science Research Associates, 1949.
117. West, J. Plainville. U.S.A. N. Y.: Columbia Univer. Press, 1945.
118. Wheeler, L. R. The intelligence of East Tennessee mountain children. /.
educ. Psychol, 1932, 23, 351-370.
119. Wheeler, L. R. A comparative study of the intelligence of East Tennessee
mountain children. /. educ. Psychol, 1942, 33, 321—334.
120. Yerkes, R. M. (Ed.) Psychological examining in the United States Army.
Met. nat. Acad. Scl, 1921, 15.
121. Zimmerman, С. С The migration to towns and cities. Amer. J. Social,
1926, 32, 450-455; 1927, 33, 105-109.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Робинсон Д. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Е. П. Ильин. Половые и гендерные стереотипы
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Новикова Любовь Анатольевна. Сценарий праздника ко Дню матери «Развитие музыкальных способностей дошкольников, при реализации индивидуальных маршрутов»
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Притча «Выживание в три желудка»
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности.
  • Типология; Typology; Typologie
  • Лиминальность; limen
  • Тимченко Ольга. Работа с родителями, педагогами ДОУ по повышению правовой культуры. «Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Семья; family
  • Семинары Р. В. Коннера. Базовые форматы современной психотерапии
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Закон Геккеля и семейный сценарий
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Семейные проблемы — причины их возникновения
  • Проекция; Projection; Projektion



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь