Социометрический статус и самооценка

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2357

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Мое исследование на тему «Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков»

Цель исследования: изучить взаимосвязь внутригруппового статуса и самооценки подростков 11-14 лет в учебных группах (классах).

Объект исследования – социально-психологические особенности внутригрупповых межличностных отношений в младшем и среднем подростковом возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь внутригруппового статуса и самооценки подростков 11-14 лет в учебных группах.

Гипотеза исследования: я предположила, что в младшем и среднем подростковом возрасте – с 11 до 14 лет – имеет место социально-психологическая взаимосвязь самооценки и иерархического статуса в учебной группе.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, мною были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме по исследованию самооценки, статусного положения и межличностных отношений подростков в научных трудах зарубежных и отечественных авторов;
2. Рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста в ракурсе взаимоотношений подростков в учебных группах (классах);
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Математически обработать эмпирические результаты.
5. Сделать соответствующие выводы на основе полученных эмпирических данных и проинтерпретировать их
6. Разработать рекомендации для педагогов по развитию адекватной самооценки подростков в контексте их внутригруппового статуса в учебной группе (классах).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были применены следующие научно-исследовательские методы:

1. Психодиагностические методы:
а) тестовая методика изучения самооценки личности подростка, - автор Г.Н. Казанцева
б) тестовая методика исследование самооценки Дембо-Рубинштейн, авторы: Дембо Т.В., Рубинштейн С.Я. в модификации А.М. Прихожан;
в) тестовая методика изучения самооценки личности старшеклассника Спилберга-Ханина, авторы: Спилберг Ч.Д., Ханин Ю.Л. адаптация Коломинского Я.Л.;
г) исследование межличностных отношений методом социометрии, автор Дж. Морено.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в городе Белом Тверской области, в Муниципальном образовательном учреждении «Бельская СОШ». В исследовании приняло участие 39 человек, в возрастном периоде от 11 до 14 лет, учащиеся обучающиеся с пятого по восьмой класс.

В моем исследовании мы используем параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во-первых, он является более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во-вторых, результаты параметрического метода значительно легче подвергнуть математической обработке. Мы решили ограничиться тремя выборами.

Обработка результатов социометрического метода осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах мы фиксировали выборы школьников. Потом осуществляли подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находили взаимные выборы, которые подсчитывали и записывали.
Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде карт групповой дифференциации, социометрических матриц, гистограмм и социограмм (см. приложение).

Сравнив статусное положение с уровнем самооценки я пришла к следующим выводам: в 2010 году (возраст учащихся 10-11 лет) - rху= -0,09 (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети имеющие высокий статус: rху= 0,14 и rху= 0,7); в 2011 году (возраст учащихся 11-12 лет) - rху= 0,2 (дети с высоким статусным положением имеют более высокую самооценку, чем дети имеющие низкий социальный статус: - rху= - 0,58); в 2012 году (возраст учащихся 12-13 лет) - rху= -0,1 (дети с высоким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети имеющие низкий социальный статус: - rху= -0,56).
Следовательно, гипотеза частично подтверждается: что в младшем и среднем подростковом возрасте – с 11 до 14 лет – имеет место социально-психологическая взаимосвязь самооценки и иерархического статуса в учебной группе.

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Проведенное исследование подтверждает сформулированное положение о влиянии самооценки на статусное положение межличностных отношений в подростковом возрасте.

По полученным результатам можно увидеть, что в младшем и среднем подростковом возрасте – с 11 до 14 лет – имеет место социально-психологическая взаимосвязь самооценки и иерархического статуса в учебной группе.
Уровень самооценки мальчиков и девочек существенно влияет на их социальный статус в группе сверстников. У испытуемых с низкой самооценкой в обеих возрастных группах показатели социального статуса выше на статистически значимом уровне, чем у испытуемых с высокой самооценкой. Влияние самооценки на качественные и временные характеристики социального статуса испытуемых с возрастом увеличивается.
Полученные данные позволяют ставить вопрос о том, что влияние самооценки на социальный статус опосредовано кризисностью развития самосознания и относительно положительной динамикой межличностных отношений.

Таким образом, в результате исследования связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений я пришла к следующим выводам:
- большинство детей имеют благоприятный статус, то есть относятся к категориям «звезды» и «предпочитаемые». Следовательно, большинство подростков благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками; самооценка большинства детей данных классов находится ниже нормы (низкий уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и средний уровень самооценки;
- статистическая обработка данных показала, что дети с высоким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети, имеющие низкий статус.

В своей работе я решала одну достаточно важную задачу - процесс влияния взаимоотношений между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки подростка.

Автор материала: Стрелкова Татьяна Альбертовна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Михляева Дарина Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Детская самооценка: с какого возраста ребенок способен оценивать себя
  • Главный Редактор. Самооценка первокласников
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Коррекционно-развивающая программа повышения самооценки, уверенности и снижение тревожности у детей 2-х классов
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Журавлева Марина Юрьевна. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Шевелёва Н.Н. Русский язык. 2 класс. Тетрадь для диагностики и самооценки универсальных учебных действий
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Хазиева Юлия Николаевна. Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Юшкова Светлана Ивановна. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Малыгина Ольга Геннадьевна. «Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника»
  • Проективная методика «Дерево». Тест на определение самооценки ребенка
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Старочкина Татьяна Павловна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Отказ от изучения математики негативно влияет на мозг и когнитивное развитие подростков
  • Шайдуллина Алсу Руздановна. Инновационный потенциал игр, направленных на социально-коммуникативное развитие
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Елена Валериевна Гриднева. Влияние взаимоотношений детей дошкольного возраста на особенности их общения
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Кормщикова Елена Наилевна. Здоровьесберегающая коррекционная технология «Сказкотерапия»
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Волкова С.И. Математика. 4 класс. Проверочные работы
  • Волкова С.И. Математика. 3 класс. Проверочные работы
  • Волкова С.И. Математика. 2 класс. Проверочные работы
  • Логвинова О.Н. Технология. 5 класс. Технологии ведения дома. Рабочая тетрадь
  • Татьяна Ансон. Проект «Мы — юные метеорологи»
  • Борисова Светлана Ивановна. Педагогическая статья. «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
  • Быковских Галина Александровна. Презентация «История забытого ремесла»
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Проверочные работы
  • Загидуллина Нина Сергеевна. Исследование коммуникативной культуры дошкольников в условиях трудовой деятельности
  • Недоверчивость делает людей более одинокими



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь